Раньше это называлось мелодекламацией. Стихи под музыку. Очень красиво. Так часто выступали, особенно в кино, перед сеансами.
Елена Чижова. Крошки Цахес.
Сейчас этот жанр стал таким редким, что даже не все любители поэзии знают о нем. Его называют элитарным искусством. Мелодекрамация - это соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки, а также произедения, основанные на пободном срединении.
Читать стихи под музыку начали еще в античном театре, затем в среневековой драме, затем в опере. В 19-м веке мелодекламация становится самостоятельным концертным жанром. К нему обращаются Шуберт, Шуман, Лист. В этом жанре в 1936 году Прокофьев пишет сказку для чтеца и симфонического оркестра "Петя и Волк".
И это совсем не песни на стихи. Композитор 19-го века Аренский, писавший мелодекламации на стихи в прозе Тургенева отмечал: "чтение должно быть чтением, ничего общего с пением не должно быть". В 20-м веке композитор Рождественский писал: "Мелодекламация - искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и омузыкаливание речи - сущность этого сложного искусства".
Именно сложность, подбор музыки, умение декламировать, читать стихи на высом артистическом уровне, делает это искусство все более редким. Хотя существует мнение, что чтение рэпа продолжает эту традицию...
Настоящую живую мелодекламацию мне довелось видеть один раз. Это был маленький красивый и трогательный номер в исполнении преподавателей университета им. Сковороды.
А недавно пришлось снова вспомнить о ней. Это произошло на спектакле "Есенин", в котором Сергей Ивушкин играет Есенина, читая его стихи, а Игорь Шалда играет музыку, специально написанную им для этого спектакля.
Сергей и Игорь - рок-музыканты и музыка, сопровождающая стихи, очень современная. Ничего подбного не могло быть во времена Есенина, но она странным образом сочетается со словами стихов. Многие из них звучат так, как будто написаны сегодня и такое музыкальное оформление подчеркивает это. Современное исполнение делает поезию более близкой сегодняшним слушателям.
Глядя и слушая этот спектакль, можно забыть, что нас разделяет с Есениным почти столетие. Можно видеть и слышать только молодых мужчин, которые любят и ненавидят, страдают и прощают, выворачивают душу наизнанку с помощью музыки и поэзии. Как и сто лет назад.
Благодарю тех, кто был на спектакле вместе со мной:
http://valerytan.livejournal.com/253235.html http://massanya.livejournal.com/1504347.html http://antin82.livejournal.com/306603.html