Никифор Григора приводит необычную версию мифа о Минотавре:
[читать]Рассказывают, что знаменитый Минос, правивший, как ты знаешь, в древности на Крите, имел очень большой военный флот и поработил окрестные народы, населявшие тогда Кикладские острова, а также материковые земли Беотии и Аттики. Впоследствии, когда через длинную цепочку наследования власть
( Read more... )
Полагаю, автор использовал традиционный фольклорный мотив, тщательно описанный Проппом. Это случай, когда царевна помогает герою пройти испытание, в ходе которого герой убивает ее отца. Отец Ариадны - старый царь-жрец (из «Золотой ветви» Фрэзера), он носит голову быка, поэтому, согласно закону партиципации (Леви-Брюль) он сам является быком, то есть местным Критским богом (солнечным к тому же). С возрастом он впадает в «магическую импотенцию» (Пропп) - и тогда дела народа плохи. Герой - это молодой жрец и претендент на царство, который должен убить старого, чтобы занять его место. Прохождение лабиринта, как и поединок - это род инициации, доказательство магической оснащенности. Сам лабиринт символизирует путешествие в Царство мертвых и выход из него.
Я прокомментировал приведенный вариант мифа. У мифа бывает несколько вариантов, из которых так или иначе можно вычленить основные фольклорные сюжеты. И приведенный вариант мифа, возможно, менее испорчен, чем широко известный.
Cпасибо тебе, это действительно интересный вопрос о соответствии литературных версий мифов их фольклорной первооснове. Но моя задача гораздо скромнее - найти источник заимствования, хотя бы предположительно. К тому же и сам автор не то чтобы занимается реконструкцией или анализом данного мифа. Он приводит его походя, отвлекаясь от основной линии рассказа о своем путешествии по описываемым местам.
Собственное имя минотавра - Астерий. Он царь Крита, живущий в лабиринте. Об этом подробно пишет К.Кереньи в первой части своей книги "Дионис".
Аттический вариант мифа прост: "Тесей герой, убил урода, освободил своих, бежал с царевной". Правда, затем он почему-то бросает Ариадну на Наксосе и отдает ее Дионису. Еще бы не отдать - Астерий это ипостась пра-Диониса.
Очень интересно. Наверное, Ариадна была дочерью Миноса и падчерицей Тавра (длинная цепочка наследования). Или Тавр был давним любовников царицы (легенда о совокуплении с быком есть же) и Ариадна была его дочь, но официально - царя. Тавр любил напяливать бычью голову и в таком виде всех иметь. Наверное, это впечатляло тогда невменяемо, тем более Зевс и все такое. Судя по всему, был он то ли садистом, то ли это такой религиозный обряд (юношей растерзывать), то ли все вместе, скорее всего. Молодежь его пришила с удовольствием, думаю.
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Аттический вариант мифа прост: "Тесей герой, убил урода, освободил своих, бежал с царевной". Правда, затем он почему-то бросает Ариадну на Наксосе и отдает ее Дионису. Еще бы не отдать - Астерий это ипостась пра-Диониса.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment