Слушай теперь, и о том, что скажу, не забудь: под утесом Выкопав яму глубокую, в локоть один шириной и длиною, Три соверши возлияния мертвым, всех вместе призвав их: Первое смесью медвяной, другое вином благовонным, Третье водою и, все пересыпав мукою ячменной, Дай обещанье безжизненно веющим теням усопших: В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву Им принести и в зажженный костер драгоценностей много Бросить... Одиссея 10.516-524*
На вершине городища эстиев**, которое немцы называли "Гросс Хаузен", до сих пор последователи языческих солнцепоклонников жгут НЕ ЗАТУХАЮЩИЙ костер и бросают еду в жертву (злаки и т.п.). Пишется, что такие же костровища жглись и на вершинах всех городищ, но нашел только в "Гросс Хаузен" (Гирмау-2).
Точно жгли вечный огонь еще вот здесь: «Гора Гальтгарбен, или же, как её по-другому называют - Ринау, даже если и не является самой высокой в Пруссии, то настолько поднимается над окрестностями, что с неё великолепно видно Кёнигсберг, залив и море. На ней также находится знаменитый памятник героям освободительной войны. Во времена язычников на вершине горы находилось святилище бога Лиго - бога весны и радости. Там пылал вечный огонь, охраняемый целомудренными девами.»[Spoiler (click to open)]
…с 1960-х годов на вершине горы расположилась «секретная» часть, хорошо видная из космоса через googlemaps, но скрывающая площадку городища от посетителей: https://visitprussia.com/prussia/galtgarben/
Ныне площадка на горе обозначена как место мемориального памятника военным WWII, а рядом на карте некое «экспериментальное рыбоводное хоз-во», на въезде с трассы стоит запрещающий въезд знак, «кроме транспортных средств МН ФРР» (назовём его так). На склонах горы, чем ближе к вершине, тем всё больше изгажено всяческим мусором от сотрудников МН ФРР. В силу ограничений, следующих из запрещающего въезд знака, неприятной атмосферы от мусора и собственно каких-то объектов на горе, отличных от мемориального памятника, выходить на вершину я не стал и на взятом в прокат велосипеде ретировался.
*«...Помимо древнего таинственного очарования этих строк, в которых Цирцея объясняет, как действовать Улиссу, особое любопытство привлекает «яма», вокруг которой проводился обряд: нетрудно распознать в ней аналог древнеримского мундуса (mundus) - колодца или «рта» (нем. Mund), считавшегося входом в Царство Мертвых. Такую яму, по легенде, вырыл Ромул при основании Рима, бросив в нее священный первый урожай. Жорж Дюмезиль отмечает в этом ритуале:
«Примечательное соответствие древнему ведическому обряду с разметкой места для квадратного жертвенного костра (...) В середине четырехугольника, там, где встречаются диагонали, в точке, называемой «ртом», жрецы помещали пучок травы дарбха на этот символический эквивалент мундуса; затем они выливали двенадцать сосудов воды и высыпали семена всевозможных трав. Этот обряд, безусловно, очень древний». Dumézil, Georges, La religione romana arcaica (Archaic Roman Religion), Milan 1977, p. 562.
Связь с ведическими обрядами соответствует смелой теории Тилака, изложенной в работе Арктическая родина в Ведах - о том, что предки носителей его культуры были выходцами из заполярья. Гипотеза индийского ученого основана, в частности, на том факте, что в Ведах, древнейшем сборнике гимнов индуизма, отмечаются явные следы календаря, характерного для арктических регионов: тьма полярной зимы, танцующие рассветы (северное сияние), полуночное солнце долгого Полярного дня летом. В другой своей работе Орион, Тилак указывает, что ведические гимны относятся к так называемому «периоду Ориона», когда восход солнца в период весеннего равноденствия соответствовал положению созвездия Ориона. Отметим, что это явление происходило каждый год примерно с 4000 г. до 2500 г. до н.э.; затем положение звезд постепенно изменилось в силу прецессионного движения земной оси.
Две работы Тилака - первая с географической точки зрения, вторая с хронологической - позволяют нам составить мнение о расположении, как в пространстве, так и во времени, первой цивилизации, ставшей родоначальницей ведических гимнов до переноса на юг в Индию, произошедшего примерно в то же время, что и миграция ахейцев к Средиземному морю.
«Период Ориона» хронологически совпадает со временем атлантического климатического оптимума, когда приемлемые условия для человеческой жизнедеятельности существовали даже в очень высоких широтах. Тем не менее, Тилак не смог сделать очевидный вывод из своих исследований - что описываемая в Ведах цивилизация процветала на арктических землях в течение периода Ориона благодаря более мягкому климату. Тилак не знал о климатическом оптимуме, и отодвинул эту цивилизацию в невероятно далекое прошлое, даже предшествующее последнему ледниковому периоду, что нанесло ущерб исторической достоверности его гипотезы. Теперь, однако, сравнивая его теорию с современными знаниями об изменении климата за последние тысячелетия, мы можем подтвердить его представления о возможной арктической родине.»