Гомеровские острова Сирия и Ортигия

Aug 06, 2023 17:49



Согласно Одиссее, два «таинственных» острова лежали к западу от Итаки, за морем. Один из них, Ортигия, был представлен вместе с другим островом, упомянутом как Сирия и являющимся родиной свинопаса Евмея, о чем тот сам сообщил Улиссу:

Есть остров под названием Сирия, если вы когда-нибудь слышали о нем,
за Ортигией, где заходит Солнце (Одиссея 15.403-404)

Судя по этим строкам, Ортигия кажется более известным островом, чем Сирия (заметим, что ни один из них никогда не был обнаружен на Средиземном море). Согласно Гомеру, они лежали к западу от Итаки - немногим более чем в шести днях пути на корабле, при благоприятных ветрах (Одиссея 15.475-482) - и связаны с Аполлоном и Артемидой, детьми Леты (Одиссея 15.410). Кроме того, в другом отрывке, где упоминается Ортигия, Одиссея делает отсылку к Артемиде, которая убила Ориона своими стрелами (Одиссея, 5.121-124). Ортигия - это также древнее название Делоса - следовательно, его можно соотнести с островом Аполлона и легендами о гипербореях, которые, по мнению некоторых древних авторов, также жили на Британских островах (лежащих к западу от гомеровской Итаки, за Северным морем). Греческая мифология тесно связывает Ортигию с Летой, матерью Аполлона, поскольку это имя ее сестры и гиперборейского острова, на котором родилась Лето (Λητώ, Лато, Латона).

Теперь давайте обратимся к словам Диодора Сицилийского:

«Есть остров, размером не меньше Сицилии, за страной кельтов. Он должен быть найден под Медведицами [созвездиями Медведиц] и населяют его гиперборейцы (...) Люди говорят, что Лето родилась здесь, и именно поэтому Аполлона почитают больше, чем любого другого бога. Его жители в некотором смысле являются жрецами Аполлона (...). На этом острове есть величественная святыня, посвященная Аполлону, и большой круглый храм, украшенный множеством подношений (Историческая библиотека, 2.47)».

Рассмотрение «микенских» следов, найденных в южной Англии, включая кромлехи, чьи ярко выраженные «солнечные» черты могут напоминать «великую святыню» Аполлона, упомянутую Диодором - помогает отождествить гомеровскую Ортигию с Британией. Последняя находится к западу от датской Итаки, географически соответствуя указаниям Евмея.

Более того, по словам древнегреческого писателя Экатея (Ecateus), гиперборейский остров, на котором родилась Лето, и где служили жрецы ее сына Аполлона, назывался «Белым» (Leukē). Кажется естественным связать это с древним названием Британии - Альбион: «Имя ему было Альбион, то есть Белый» (Плиний, Естественная история, 4.30). Это может быть связано как с белыми скалами Дувра, встречающими моряков на острове, так и с белесыми холмами Уэссекса, где культура, строившая кромлехи, процветала между 3 и 2 тысячелетиями до н.э. Мы также не должны забывать о загадочном сходстве между этой культурой и микенской, появившейся в Греции несколько столетий спустя.

В заключение этих соображений по Ортигии-Британии, было бы заманчиво соотнести британский аристократический титул Леди, Lady[1] с именем древней богини-матери Леты, родом с Белого острова-Альбиона.

В свете вышесказанного, островом «за Ортигией», Сирией, могла быть Ирландия, что соответствует описанию свинопаса Евмея своей родины (который был сыном одного из сирийских царей): «Он не густонаселен, но пригоден/ богат скотом, овцами и зерном» (Одиссея 15.405-406). Эти слова демонстрируют легкую тоску по дому человека, который был оторван от своей родины в молодом возрасте и с тех пор никогда не возвращался (был похищен «финикийскими» пиратами, которые продали его в рабство на Итаке).

Это может быть еще одним свидетельством родства между гомеровскими данайцами раннего бронзового века, то есть предками микенцев, оставившими следы в Уэссексе до миграции в Средиземное море, и таинственным племенем «туата де Данаан», то есть «народом богини Даны», которые в «Битве при Маг Туиред» (Cath-Maige Tuired) упоминаются как древние жители Ирландии, пришедшие с «островов на севере мира» (вероятно, нынешней Дании).

Также было бы заманчиво связать гомеровскую Сирию (Syría)[2] с Eire,[3] древним названием Ирландии.

Помимо этого, необычайное гостеприимство, которое Евмей проявляет к бедному нищему, который никогда не смог бы ответить взаимностью, заставляет его казаться самым «ирландским» из гомеровских персонажей. Что касается его финикийских похитителей, они напоминают своим названием фениев (др. ирл. fían), легендарную военную дружину древних ирландцев, упоминаемую в некоторых эпических преданиях, таких как «Сага о Фергусе, сыне Лейте» (Echtra Fergusa maic Léti).

Имя одного из средиземноморских «народов моря», финикийцев - греч. Phoínikes - идентично греческому прилагательному со значением «красный» (как и плоды финиковой пальмы). Может ли быть, что в этнониме заложено значение «красные» («рыжеволосые»)? В данном случае примечательно то, что и многие ирландцы, мифические предки которых звались фениями - рыжеволосые, и, кажется, замыкается круг между гомеровскими «финикийцами» и ирландскими фениями.[4]

Примечательно, что корабли викингов при попутном ветре обычно добирались до Англии из Дании за три дня и три ночи, что примерно согласуется со временем, указанным Гомером: «немногим более шести дней» (Одиссея 15.476). К сожалению, Гомер не предоставляет нам точной информации о продолжительности последней части этого путешествия - которое предприняли «финикийцы», преодолев двойное расстояние от Ирландии (Сирии) до о. Люэ (Итаки) с их маленьким пленником.

Несчастья свинопаса Евмея в чем-то напоминают злоключения, о которых повествует одна древняя норвежская сага. В ней рассказывается история Мелькорки, дочери ирландского короля, которую похитили, когда та была еще совсем маленькой, и продали в рабство богатому землевладельцу.

Если мы также рассмотрим средневековое ирландское произведение «Странствия Улисса, сына Лаэрта» (Merugud Uilix Meic Leirtis), где обнаруживается смесь тем из Одиссеи и ирландского фольклора, все это, похоже, подтверждает существование древних отношений между Данией и Британскими островами, которые, вероятно, были тесно связаны в бронзовом веке, учитывая развитие мореплавания и торговли, которому способствовал мягкий климат того периода и производство олова в Корнуолле, экспортировавшегося из древнего торгового порта Темез (Лондон).

---------------------

[1] В Оксфордском этимологическом словаре происхождение уважительного титула Леди («госпожа») связывают со староанглийским hlǣfdige «та, кто месит хлеб», от hlaf - «хлеб»: https://www.etymonline.com/word/lady . Такое объяснение достаточно спорно, учитывая использование похожего имени и слов в значении «роженица, пра-матерь» во многих языках и мифологиях Старого Света: греческая Лето, мать близнецов Аполлона и Артемиды, считалась символом материнства, материнской любви и почитания детьми; греческая Леда, с которой Зевс соединился в образе лебедя, принесла ему яйцо, из которого появилась Елена; в славянской языческой мифологии Лада, Леда - Богородица (Рожаница, Матерь-Родиха), Мать Небесная или Вселенская Мать, супруга Небесного Отца - Сварога; в иврите [ləda] לֵידָה - «роды, рождение».

[2] Название Сирия (Syría) как «острова, где заходит Солнце» (Одиссея 15.403-404) уместно сравнить с такой лексикой как лат. sero - «поздно, в поздний час»; serus - «поздний»; ит. sera [сейра], фр. soir [суар], румын. seară, ингуш. сейре, чечен. суьйре - «вечер»; ингуш. сайре - «запад»; ингуш. сейра - «поздний, запоздалый»; лит. šiaurė - «север, ночь, ужин»; рус. серый, укр. ciрий - цвет, связанный с вечерними сумерками. В этом же семантическом поле: фин. syrjä - «сторона, край»; syrjä, syrjäinen - «дальний, удалённый»; коми-перм. зырны - «теснить»; зыряне - «живущие на краю»; ирл. siar - «задний»; шумер. [sur] - «граница, граничить».

[3] Аналогично, название Ирландия (Eire, Ireland) соответствует лексике со значением «края, обрыва, дальней земли, земли на краю»: арх. ирл. ire [ире] - «дальше, более дальний»; эст. ääre [эйре] - «краевой, крайний, прибрежный, береговой»; рус., тат. яр - «край, обрыв, берег»; лат. ora [ора] - «край, грань, берег»; санскр. [ara] - «угол, выступ»; и т.д. - См. https://anti-fasmer.livejournal.com/309771.html

[4] Скорее, всё же, не от цвета волос, а от кровных уз: https://eesti-keel.livejournal.com/229668.html
Хотя, где узы, там и древняя вышивка, и "красная" строка: https://new-etymology.livejournal.com/23499.html

Отрывок из:
• Нордические начала Илиады и Одиссеи: миграция мифа. Феличе Винчи, 2022 (ПРОЕКТ, комментарии и замечания приветствуются)
https://cloud.mail.ru/public/G6pr/VtFPEHjg1


География, Античный мир, История, Сказания и былины

Previous post Next post
Up