Проект “Рустория”: региональная журналистика с чистого листа

Apr 02, 2014 11:03





Каковы шансы на успех нового проекта “Рустория”, который работает в формате площадки для блогеров с редакционной составляющей?

Юлия Семенченко

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №04/2014


Впервые проекты, именующие себя «агентствами гражданской журналистики», новостными сайтами с большим количеством пользовтельского контента, начали появляться в России в 2011 году. Суть их была проста: люди, у которых есть интересная информация, получают возможность ее опубликовать за гонорар, а проект наполняется контентом, раскручивается, начинает приносить прибыль.

В Америке самым ярким примером и вдохновителем такого подхода является «The Huffington Post». Основанный в 2005 году, на данный момент сайт имеет около 80 миллионов посетителей в месяц, ведёт собственное интернет-телевидение и владеет девятью региональными изданиями. С идеей, изначально поднятой на смех, проект стал более чем успешен.

Могут ли похвастаться тем же его российские последователи? Вряд ли. Открывшийся в 2011 году «PublicPost» просуществовал недолго - в июле прошлого года сайт закрыли под предлогом бесперспективности с экономической точки зрения. В том же 2011 стартовал и работавший по схожей модели «Ридус», однако сейчас в «агентстве кремлёвской журналистики», как называют его за глаза, редакционных постов в действительности больше, чем блогерских. Существует ресурс «Newsland», однако он позиционирует себя как информационно-дискуссионный портал, где пользователи, конечно же, могут предоставлять новости и публицистические материалы, однако на самом деле в основном они их просто обсуждают.

«Общероссийская социально-информационная сеть Рустория» предстала перед читателями и потенциальными авторами лишь в декабре, однако уже сейчас насчитывает 6,5 тысяч пользователей, а общее количество постов в проекте достигло отметки в 30 тысяч. В отличие от “PublicPost” и “Ридуса”, основная её направленность - региональные новости: ресурс автоматически определяет местоположение и подбирает новости, относящиеся к тому месту, где находится читатель. Вместе с тем появляется и информация о том, что происходит в мире. “Рустория” использует принцип «гражданской журналистики», однако делает это иначе, чем аналогичные проекты.

По словам главного редактора “Рустории» Даниила Фимина, “PublicPost” и “Ридус” «не взлетели» по очень простой причине: заточенность под исключительно гражданскую журналистику, то есть блогеров. “Ребята забыли, что помимо блогеров есть и профессиональные журналисты, для которых слово - это работа, а не вид развлечения. Мы про гражданских журналистов тоже, конечно, не забываем. Просто ядром делаем все-таки профессиональную журналистику, EGC - expert generated content”, - объясняет Фимин концепцию своего проекта.




Даниил Фимин

Идея создания “Рустории” принадлежит генеральному директору коммуникационного агентства «Медиа-Шторм» Александру Исаеву. К созданию проекта его подтолкнула «пустота» на рынке региональных медиа и очевидные факты: в регионах есть новости, интересные всей России, но их не видно и не слышно из-за «шума» федеральных СМИ, забивающих повестку дня чем угодно, только не российскими новостями. “Грубо говоря, шансов узнать в деталях обстановку на Майдане у вас больше, чем получить качественную картину дня из какой-нибудь Кемеровской области”, - объясняет Фимин.

Итоговый размах проекта оказался даже больше, чем предполагали изначально его создатели. “Мы начинаем делать региональную журналистику с чистого листа, потому что опыт всероссийских проектов, нацеленных на субъекты федерации - вроде «Регнума» или Regions.ru - нам тут не поможет: масштаб не тот”, - сетует Фимин.

Ресурс планирует окупаться за счет рекламы и микроплатежей. Его направленность на регионы может заинтересовать региональные бизнесы - здесь им будет проще найти целевую аудиторию. Существенную часть дохода составят и микроплатежи. Фимин рассказывает, что для этого в “Рустории” будут задействованы принципы геймификации : “Построй свой домик на карте России, продвинь свою статью большему количеству читателей, закажи рекламу своего кафе, которое ты открыл у себя в городе и так далее”.

Медиа-аналитик Евгений Кулаков в числе сильных сторон “Рустории” отметил низкий порог входа, возможность гражданского активизма и продвижения своих идей. В то же время он не уверен, удастся ли проекту заинтересовать читателя ценностью, уникальностью, хорошей редакционной политикой, качеством - тем, что может заставить искушенных обилием информации читателей начать посещать еще один ресурс.

По словам Кулакова, также неясен инструмент воздействия на автора. Фимин обещает, что в качестве авторов “Рустории” в основном будут привлекаться именно профессиональные журналисты. Но если человек выдаст некачественный контент, то, по всей видимости, никто не станет это исправлять - слишком велики объемы информации, шутка ли - 30 тысяч материалов за два месяца. Конечно, редакция отбирает тексты, но журналистике она не учит.

“Вместе с тем я не нашёл на ресурсе и интерактивности, мультиформатности, фидбека. Не увидел взаимосвязи с аудиторией. В общем и целом - не нашёл у Рустории заявки на победу”, - отмечает Кулаков.

Даниил Фимин соглашается со многими минусами, но предлагает считать их, скорее, техническими недоработками. Презентация была совсем недавно, и проект ещё практически работает в режиме бета-версии.

Рустория старается представить уникальную ленту, сделанную по его подпискам и предпочтениям, для каждого читателя. Профессиональной журналистике редакция, разумеется, не научит - но Фимин подчеркивает, что в проекте существуют координаторы, следящие за контентом и формирующие у пользователей элементарные азы восприятия его качественности: «не писать капслоком».

Самих авторов в проекте пока тоже немного для всероссийского охвата. “Их несколько тысяч, да, но это пока не сотни тысяч”, - говорит Фимин. Так что редакции пока ничего не остается, кроме как делать ставку на качество, вручную отбирая талантливых журналистов по всей стране.

«Рустория» - она для всех сразу, у нее очень амбициозные планы, поэтому каждый раз думаешь, с чего бы начать, как ко всему этому - регионам и новостному потоку из них - подступиться» - резюмирует Фимин.

Читайте также:

  1. Как привлечь аудиторию к созданию контента: опыт Süddeutsche Zeitung
  2. Роботы-журналисты: Яндекс анонсирует отказ от ТИЦ, а журналисты обдумывают карьерные перспективы
  3. Расследовательская журналистика: грязное белье в войне за честность и справедливость
  4. Как сделать мультимедийный репортаж с помощью Scrollkit
  5. Грег Гриффин: «Вы даже не представляете, сколько данных есть у государственных организаций"
  6. 7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?
  7. Как получить Пулитцера за срочные новости - опыт американской газеты the Denver Post
  8. Кен Доктор, медиа-аналитик: “В 2064 году мы не узнаем себя нынешних”
  9. Как в кировской газете «Pro Город» оценивают эффективность сотрудников
  10. Мария Новикова, USABILITYLAB: "Если кто-то предложит с ходу оценить ваш интерфейс - бегите"
Previous post Next post
Up