Периодичность в английской литературе

Feb 18, 2006 19:43

Мои наблюдения на тему "Буржуазно-Богемно-Бандитской" периодичности в общественной морали и о том что периоды экономического подьёма и стабильности не совпадают по фазе с периодами расцвета искусства вызвала живое обсуждение и замечания.

Например, kouzdra пишет об Англии:
Кстати - Англия в эту закономерность не вписывается - два наиболее ярких периода в исмкусстве - елизаветинское время и викторианская эпоха. Оба - периоды бурного подъема.
А вот кризис британской империи ничего особенно замечательного не дал :)
http://neznaika-nalune.livejournal.com/98345.html?thread=1091369#t1091369

Насчёт Англии может быть не всё так просто, но и больших противоречий я тоже не вижу. Ниже предпринята попытка количественного анализа "плодотворности" определённого вида искусства в определённой стране - конкретно английской литературы. Всем более-менее известныем литераторам присваивается степень "величия" от 1 до 100. Так, например, Шекспир получает высшую оценку - 100 очков, Байрон - 42, Дикенс - 27 и т.д. Каждому персонажу так же присваивается определённый год творческой деятельности, который можно рассматривать либо как его "Болдинскую осень" либо как некоторое усреднение срока активного творчества. Эти данные взяты из книги: Human accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950 by Charles Murray
и построены на основе усреднения многих опросов специалистов. Субьективно, конечно, но это максимум обьективности который можно найти. "Исходные" таблицы в формате (имя, значимость, год) представлены в конце поста.

Далее просто постоена гистограмма общего количества "очков" попадающих на каждую декаду, начиная с позднего средневековья. А так же привязка к длительным периодам которые можно охарактеризовать как "буржуазные" - бурный экономический рост, относительная политическая стабильность, "богемные" - завершающая фаза "золотого века" после длительного экономического роста, нарастание декадентских и диссидентских настроений, и "бандитская" - экономические кризисы, гражданские и внешние войны, революци, крестьянские восстания и т.д. Эта периодичность тоже условна и может быть улучшена.

Результат приведён на графике внизу:



Что же мы имеем? Во-первых, бросается в глаза большая неравномерность - значительно выше чем можно объяснить случайным распределением. От средневековья практически сохранилось одно значительное имя - Чосер, приходящийся на крайне тяжёлое время - вскоре после эпидемии "Чёрной смерти" и во время восстания Уота Тайлера. В Англии катастрофический период позднего средневековья продолжался необыкновенно долго, и завершился фактически только после окончания "Войны Алой и Белой роз" примерно в 1485. После этого начался "буржуазный" период бурного роста продолжающийся до "золотого века" Елизаветинских времён. Именно окончание этого периода и начало "богемной" эры дало первый по-настоящему мощнейший всплеск: Шекспир, Донн, Марлоу, Бен Джонсон. Новый подьём, однако, начался на рубеже окончания кризиса 17-го века и установления политической стабильности в начале 18-го века, в "георгианскую" эпоху - новый "буржуазный" период. Следующий подьём - ближе к концу 18-го века, вторая половина "Эпохи Просвещения" и начала новой нестабильности, революционных и Наполеоновских войн, потери американских колоний, увеличения инфляции и т.д. При этом очень мощный подьём приходится на начало новой "буржуазной" эпохи после окончания Наполеоновских войн - связан он с именами Байрона и его современников. Но характер литературы этого периода (как и других начальный стадий "буржуазных" эпох - романтический, героический, совсем не такой как рефлективный, "диссиденсткий" стиль Шекспира, Марлоу, характерный для "богемной" эпохи.

Следующий пик - середина 19-го века, Дикенс и современники. Это, как правило жёсткий, критический реализм, характерный для середины "буржуазной" эпохи. Надо сказать что это время (хоть я отношу его к длительному "буржуазному" циклу) совпало так же с серьёзным экономическим кризисом и нестабильностью - чартиствое движение, революции конца 1840-х по всей Европе, "Коммунистический манифест". И, наконец, новый подъём - период fin de siecle, примерно с 1880 года - богемная эпоха, переходящая в длительный период войн и кризисов с первой до второй мировой войны.

В целом картина далеко не так однозначна, но неплохо соответсвует идее "фазового сдвига" между периодом экономического роста и расцвета искусства.

Addison, Joseph 1712 10
Alcuin, * 755 3
Arnold, Mattew 1862 8
Austen, Jane 1815 9
Bacon, Francis 1601 11
Beaumont, Francis 1616 4
Becket, Samuel 1946 11
Beckford, William 1799 2
Bennet, Arnold 1907 4
Blake, William 1797 11
Bronte, Sharlotte 1855 5
Bronte, Emily 1848 5
Browne, Thomas 1645 3
Browning, Elizabeth 1846 4
Browning, Robert 1852 11
Bulwer-Lytton, Edward 1843 2
Bunyan, John 1668 8
Burns, Robert 1796 7
Burton, Robert 1616 3
Butler, Samuel 1875 7
Byron, George 1824 42
Carlyle, Thomas 1835 14
Carrol, Lewis 1872 1
Cary, Joyce 1928 1
Chapman, George 1599 3
Chatterton, Thomas 1770 2
Chaucer, Geoffrey 1380 18
Chesterton, Gilbert 1914 6
Coleridge, Samuel 1812 19
Collins, Wilkie 1864 2
Congreve, William 1710 5
Cooper, Anthony 1711 4
Cooper, James 1829 8
Cowper, William 1771 4
Crashaw, Richard 1649 5
DeLaMare, Walter 1913 2
DeQuincy, Thomas 1825 5
Defoe, Daniel 1700 15
Dekker, Thomas 1610 3
Dickens, Charles 1852 27
Disraeli, Benjamin 1844 5
Donne, John 1612 17
Doyle, Arthur 1899 2
Dryden, John 1671 15
Eliot, George 1859 10
Etherege, George 1675 2
Farquhar, George 1707 1
Fielding, Henry 1747 14
Fitzgerald, Edward 1849 2
Fletcher, John 1619 4
Ford, Madox 1913 1
Ford, John 1626 2
Forster, Edward 1919 5
Fry, Christopher 1947 3
Galsworthy, John 1907 8
Gaskell, Elizabeth 1850 2
Gay, John 1725 2
Geoffry, Monmouth 1140 4
Gibon, Edward 1777 3
Goldsmith, Oliver 1768 12
Gray, Thomas 1756 8
Green, Graham 1944 5
Green, Robert 1592 4
Hardy, Thomas 1880 13
Hazlitt, William 1818 4
Herbert, George 1633 5
Heywood, Thomas 1614 2
Hopkins, Gerard 1884 6
Howard, Henry 1547 4
Huxley, Aldous 1934 8
Isherwood, christopher 1944 1
Johnson, Samuel 1749 12
Jonson, Ben 1612 15
Joyce, James 1922 30
Keats, John 1821 25
Kipling, Rudyard 1905 10
Kyd, Thomas 1594 3
Landor, Walter 1815 2
Langland, William 1372 2
Lawrence, DH 1925 12
Lewis, Matthew 1815 2
Lillo, George 1733 1
Lyly, John 1594 8
Macaulay, Thomas 1840 4
Macpherson, James 1776 9
Malory, Thomas 1470 3
Marlowe, Christopher 1593 15
Marvel, Andrew 1661 4
Masefield, John 1918 2
Massinger, Philip 1623 2
Maturin, Charles 1822 2
Maugham, Somerset 1914 5
Meredith, George 1868 8
Middleton, Thomas 1620 2
Milton, John 1648 31
Moore, Thomas 1819 3
More, Thomas 1518 7
Morris, William 1874 6
Nashe, Thomas 1601 2
Newman, John 1841 3
O'Casey, Sean 1924 3
Orwell, George 1943 3
otway, Thomas 1685 2
Patmore, Coventry 1863 2
Peacock, Thomas 1825 2
Percy, Thomas 1769 3
Pope, Alexander 1728 22
Radcliff, Anne 1804 3
Richardson, Samuel 1729 16
Rosetti, Dante 1868 6
Shakespeare, William 1604 100
Shaw, George 1896 18
Shelley, Percy 1822 25
Sheridan, Richard 1791 5
Sidney, Philip 1586 11
Smollet, Tobias 1761 6
Southey, Robert 1814 3
Spender, Stephen 1949 3
Spenser, Edmund 1592 14
Sterne, Lawrence 1753 15
Stevenson, Robert 1890 7
Swift, Jonathan 1707 18
Swinburne, Algernon 1877 9
Synge, John 1909 5
Tennyson, Alfred 1849 12
Thackerey, William 1851 12
Thompson, Francis 1899 4
Thompson, James 1740 6
Tourneur, Cyril 1615 2
Trollope, Anthony 1855 6
Vaughan, Henry 1661 2
Walpole, Horace 1757 4
Walton, Izaak 1633 1
Waugh, Evelyn 1943 3
Webster, John 1620 4
Wells, HG 1906 7
Wilde, Oscar 1894 20
Wollstonecraft Mary 1837 2
Wordsworth, William 1810 21
Wyatt, Thomas 1542 3
Wycherley, William 1680 2
Yeats, William 1905 19
Young, Edawrd 1723 10
Previous post Next post
Up