Возвращаемся к исторической теме.
lenarudenko, поддерживающая интересный египтологический сайт, приводит статьи
на тему монотеизма в Древнем Египте - аргументация о развитии монотеизма в рамках традиционных древне-египетскох представлений (Амун, Атон, Гор, Птах и т.д. как различные проявления единого бога).
Более часто появление монотеизма в Египте связывают с так называемым "периодом Эль-Амарны" или "ересью Эхнатона" - загадочной и весьма интересной эпохой египетской истории 14-го века, попыткой радикальной религиозной "революции сверху".
В этой заметке я предлагаю несколько иную интерпретацию периода солнечного культа Эхнатона. С точки зрения сравнительно-исторического анализа "эвоюции цивилизаций" он не является уникальным - это был признак религиозного кризиса и поиска радикально новых представлений, характерной для зрелой, даже "предсмертной" фазы различных цивилизаций, а не только древне-египетской.
Период "Нового Царства" (на самом деле только часть его, примерно первые 2/3 18-й династии) стал последней по-настоящему блестящей эпохой древне-египетской цивилизации. После окончательного изгнания чужеземной династии гиксосов в середине XVI века до н.э. долгий упадок "Второго промежуточного периода" завершился. Новая, 18-я династия (Камос, Амос, Тутмосы) быстро восстанавливали экономику и вели активную, наступательную внешную политику. Вскоре был восстановлен контроль над Нубией, и египетские войска всё дальше в своих походах продвигались на территорию Ближнего Востока, нынешней Палестины, Израиля, Ливана и Сирии. Наибольшее расширение империи произошло при очень деятельном фараоне Тутмосе III, в первые десятилетия XV века. Около 1480 года Тутмос III одержал важную победу в
битве при Мегиддо - пожалуй, первого в мировой истории сражения, подробно описанного в хрониках. Примерно в 1460 году империя достигла максимального размера, установилось перемирие с другой существующей великой державой того времени - хурритским царством Миттани. Международные границы и сферы влияния закрепились на несколько десятилетий.
Период расцвета, социально-экономического и демографического подьёма, любой империи имеет ограниченный срок, и редко продолжается больше чем 100-150 лет. Таким перидом был расцвет Нового царства, примерно 1530-1390 (есть несколько общепринятых версий хронологии того времени отличающихся на 10-20 лет, поэтому трудно говорить о точных датах). К концу XV века рост замедлился, и постепенно перешёл в стагнацию. Ко второй четверти XIV века всё более чётко обозначились признаки глубокого системного кризиса.
Именно этот период приходится на правление Аменхотепа IV, который сменил своё имя на "Эхнатон", перенёс столицу в другой город - Эль-Амарну, и провёл радикальную религиозную реформу - насаждение культа единого солнечного бога, Атона. Многие считают это появлением первого в истории настоящего монотеизма. Это не было полной неожиданностью. Обострение отношений фараонской власти с фиванским жречеством произошло при отце Эхнатона - Аменхотепе III, последнем великом фараоне 18-й династии, и являлось одним из проявлений нарастающего кризиса. Начало распространения культа Атона относится к тому же времени. Неожиданным в реформах Эхнатона была их крайняя радикализация - отрицание всего остального, полное доминирование Атона и появление совсем новых форм в эстетике, изобразительно искусстве, архитектуре.
Сильнейшие религиозные брожения, эклектизм и появление радикально новых религиозных представлений, не вписывающихся в существующие многовековые традиции - свидетельство глубокого кризиса цивилизации, как правило фатального. Великий историк Арнольд Тойнби утверждал что в конце существования цивилизации, её моральный и религиозный кризис приводит к расщеплению на два расходящихся течения - "футуризм" и "архаизм". Футуризм ищет выход из кризиса в полном отрицании традиций, "прыжку в будущее". Архаизм - в "возвращении к корням", к пасторальному и героическому времени начального периода цивилизации. Как правило в конце концов, после распада цивилизации, побеждает одна из наиболее радикальных "футуристических" ветвей, на основе которой возникает новая цивилизация, вырастающая на обломках предыдущей.
В Древнем Египте получилось несколько иначе. "Революция Эхнатона", и Эль-Амарнский период в целом, можно рассматривать как попытку "футуристического скачка", окончившуюся неудачей. Если бы попытка удалась, она стала бы эквивалентной реформам Константина в Древнем Риме, которая заложила основы новой, христианской, цивилизации. Но общество оказалось не готовым к таким радикальным изменениям. Реформы не удались. Вскоре после смерти Эхнатона, конец 18-й династии и начало 19-й характеризовался "архаистской реакцией", полным отказом от культа Атона и возвращению к религиозным представлениям гораздо более древним - скорее Среднего, а не Нового Царства.
Кризис не закончился со смертью Эхнатона, хотя его последователи вскоре отказались от его реформ. Несмотря на то что к этому периоду относятся такие известные фигуры из египетской истории как Нефертити (жена Эхнатона) и его сын Тутанхамон, это было неспокойное время - социального упадка, частых неурожаев, эпидемий и крестьянских волнений.
"В середине 14-го века до н.э., 18-я династия полностью потеряла доверие и уважение своих подданных. Тутанхамон не оставил наследников на престол и власть была захвачен военными. Жалкая - и предательская - апелляция к Суппилиману (царю Хеттской империи, К.П.) за помощью и о династическом браке для вдовы Тутанхамона - последний писк который мы слышим от когда-то великой династии", - пишет Дональд Редфорд, один из ведущих специалистов о этому периоду, в книге
"Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times" p. 179
Интересно что завершающая стадия разных цивилизаций структурно похожа одна на другую. Окончательный коллапс случается как правило не в середине кризисного или застойного периода, но после "обрезанного", укороченного периода подьёма - "последнего рывка", того что в английском языке называется "last gasp" or "dead cat bounce". Таким в древне-египетской цивилизации стал начальный период 19-й династии - фараона Сети (примерно с 1320 года) и первых десятилетий правления Рамзеса II ("Великого"). Во второй половине XIII века подьём сменился застоем, и к концу XIII - началу XII веков весь регион был охвачен войнами, нашествиями и социальным коллапсом известным в истории как
"Катастрофа Бронзового Века", что фактичеки означало конец древнеегипетского общества, его по-настоящему жизнеспособной фазы.
Подобную динамику можно проследить и в других цивилизациях. Следующий после "катастрофы Бронзового века" полноценный цивилизационный коллапс случился в VI веке до н.э. с падением Ново-вавилонской (Халдейской) империи, ставшей "последним рывком" ассиро-вавилонской (а ранее - шумерской) цивилизации. У неё был укороченный период расцвета - около 600-550 г., самый блестящий период приходился на правление великого Навуходоносора. Связка "архаизм-футуризм" прослеживается здесь достаточно чётко. С одной стороны это была попытка официозного возрождения древних традиций эпохи Хаммурапи, за 1200 лет до того. С другой стороны во всём регионе стали распространяться принципиально новые религиозные представления - в частности зороастризм, ставший реальным прообразом аврамических монотеистических религий.
Империя Ахеменидов, пришедшая на смену Ново-вавилонской империи, стала не просто сменой династий, но по-настоящему новой - Персидской (зороастрийской) цивилизацией. Она просуществовала около 1300 лет, до прихода ислама.
Следующий цивилизационный коллапс - завершение ханаанской цивилизации (включавшей финикийский, иудейский и другие элементы) в I веке н.э. Последним, укороченным перидом подьёма её стало правление Ирода Великого в римской Иудее. Сильнейшие религиозные брожения той эпохи, в том числе появление радикально нового культа - христианства - подтверждают эту характерную картину.
Для античной цивилизации "последним рывком" после жесточайшего системного кризиса III века стал период подьёма примерно 290-360 г., с Диоклетиана до Валентиана (?), после чего произошло окончательное падение. Именно в этот период римское религиозное сознание стало крайне эклектичным, размытым, с метанием от "возвращения к истокам" и жестокими репрессиями против новых культов, до полного принятия радикально новой религии при Константине.
Аналогично - концом древне-китайской конфуцианской цивилизации можно считать не падение блистательной империи Хань в начале III века н.э., но "последний рывок", обьединение страны в эпоху Цинь (около 265-310 г.). Именно в этот период, и предшествующий ему системный кризис эпохи "Трёх Царств", стали быстро распространяться принципиально новые религиозные представления - махаяна-буддизм, ставшие основой новой китайской цивилизации с империи Тань, после "тёмных веков" примерно 350-580 г.
И, наконец, Персидская, зороастрийская цивилизация погибла по схожему сценарию. Последним по-настоящему великим периодом её стала ранняя эпоха Сассанидов, около 230-420. Начало V века, до середины VI стало жесточайшим системным кризисом. "Последним рывком" - недолгим, но динамичным подьёмом - стало правление династии Хосровов. Но в начале VII века оно исчерпало себя. Зороастризм быстро терял полулярность, новые религии - маздакизм, митраизм, несторианское христианство и другие - стремительно набирали поклонников. Но основу новой цивилизации стала наиболее радикальная, новая "футуристическая ветвь" - ислам, завоевавший регион к середине VII века.