Ещё о "кочевниках" и цивилизациях

Oct 07, 2006 13:10

Продолжение темы о (преувеличенной) роли кочевников и "варварских нашествий" в истории.

Как я уже писал, реальная история человечества - это история культурных мем, а не биологических генотипов. Динамика истории определяется развитием урбанизированных, осёдлых цивилизаций, на которую история кочевых племён накладывает не более чем "шумовой фон". Опустошительные нашествия случаются тогда когда осёдлые общества "позволяют" им происходить - когда они переживают фазу упадка и раздробленности.

---
На территории Евразии существовали два основных "пула" формирования кочевых племён и, соответственно, "варварских нашествий" - больших степных регионов популяция которых определяется в основном биологическими факторами (климатическими колебаниями влажности/засухи и наличии травы для выпаса скота). Первый - это гумилёвская "Великая степь", очень длинная полоса степей, лесостепей и полупустынь от северо-балканской равнины и южной Украины, через прикаспийские регионы, северный Казахстан, Алтай и Забайкалье. Второй - Аравийский полуостров. Генетический пул кочевников первого региона мы условно будем называть "тюркским", а второго - "семитским". Это, конечно, сильное упрощение - к первому относятся и индо-европейское (арийское) нашествие, кимвры и скифы, гунны, монголы и т.д., формально никакими тюрками не являющиеся. Раньше существовал ещё один большой пул формирования кочевников - северная Африка, связанная с Аравией (отсюда существование семито-хамитской языковой группы). Но в последние 5 тысяч лет северная Африка была практически всё время покрыта пустыней (Сахарой) и потеряла существенное значение в формировании кочевых племён.

Бсе эти регионы кочевников в основном исчерпали свою функцию много веков назад. Последним великим нашествием из Аравии стало арабское завоевание VII века, принёсшее ислам. Последнее нашествие из "Великой степи" - татаро-монгольская "Золотая орда". У них были очень разные судьбы (об этом позже).

Динамика кочевых племён определяется прежде всего климатом. В благоприятные периоды увлажнения количество скота и населения растёт. Потом, с наступлением очередной полосы засухи, часть кочевнков погибает а часть мигрирует к границам осёдлых, развитых цивилизаций. Дальнейшая судьба определяется уже в большей степени не собственно кочевниками, а динамикой этих цивилизаций. Если они сильны, они останавливают нашествия кочевников на своих границах, периодически отражая их набеги. Если же оседлое общество находится в фазе упадка, кочевники прорывают границы и в некоторых случаях завоёвывают всю территорию развитого урбанизированного общества. Но если данная цивилизация в принципе жизнеспособна, она поглощает и ассимилирует кочевников, и через несколько поколений они почти полностью растворяются в ней на новой фазе подьёма.
---

Эта динамика взаимодействия двух пулов кочевых нашествий и осёдлого, урбанистического общества можно очень хорошо проиллюстрировать на примере месопотамской (шумеро-ассиро-вавилонской) цивилизации. Она подвергалась нашествию попеременно "тюрками" и "семитами", но при этом непрерывность культурного развития можно проследить на протяжении более 2000 лет.

Шумеры, основавшие эту культуру, были людьми скорее "тюркского" типа (почти наверняка давними пришельцами из "Великой степи"). Первый хорошо выраженный секулярный цикл шумерской цивилизации можно начать со старо-династического периода - расцвета государств Ура, Урука, Лагаша около XXVII-XXV веков до н.э. (примерно в то же время что и расцвет Древнего Царства Египта). После 2450 регион погрузился в череду непрерывных междоусобных войн и экономического упадка, и около 2350 был завоёван восточно-семитскими пришельцами - аккадами, во главе с Саргоном Великим, основавшим первую в истории протяжённую империю. Аккады стали фактически основным этносом Месопотамии, но ассимилировались в существующую цивилизацию. Культура продолжала развиваться в шумерской традиции.

К 2250 до н.э. Аккадская империя уже обнаруживала признаки застоя и упадка, и вскоре распалась. Полномасштабного завоевания кочевниками на этот раз не было, но среди племён совершавших наиболее разрушительные набеги, были гуты - пришельцы с севера, с Загросских гор. Около 2130 начался новый интеграционный цикл месопотамской цивилизации. Его ядром стала "Третья династия Ура" - последняя по-настоящему шумерская династия. Около 2030 она стала приходить в упадок, и примерно в 2004 году Ур был захвачен и разрушен.

Вскоре весь регион был завоёван новой волной семитских кочевников - амореев. Около 1900 сформировались несколько мощных аморейских государств. Наибольшего расцвета из них достиг Вавилон во время правления великого Хаммурапи (1792-1750). Это время можно считать настоящим "золотым веком" всей месопотамской цивилизации, которое вспоминали с ностальгией через тысячи лет. Вскоре после смерти Хаммурапи весь регион снова начал переживать фазу упадка и дезинтеграции. Завоевание пришельцами случилось не сразу. В 1595 году Вавилон был легко взят хеттами. Но Старо-хеттское царство тоже начало входить в период упадка и хетты быстро ушли.

Вскоре хозяевами всего региона стали новые пришельцы с севера, "тюркского" типа - касситы. Касситская династия сформировалась в конце XVI века и достигла наибольшего расцвета в XV веке, хотя в культурном отношении ей было далеко до блистательной эпохи Хаммурапи. Одновременно в северной части Междуречья образовалось государство других пришельцев родственных индо-европейцам - хурритов. Это государство - Миттани - в течении нескольких десятилетий было самым мощным политическим образованием всей Азии. Хурриты, как и касситы, переняли в основном шумеро-вавилонскую культуру, и их тоже можно к месопотамской цивилизации. Они уже много веков находились "на задворках" междуречья, но завоевали регион только когда ослабли аморейские царства.

В XIV веке начался новый дезинтеграционный цикл Месопотамии. Миттани было разгромлено Ново-хеттским царством, касситская династия постепенно впадала в упадок. К северу от Вавилона начала подниматься Ассирия. Период около XIII века стал новой фазой подьёма, связанный с расцветом Старо-ассирийского царства. В XII веке оно тоже начало обнаруживать признаки упадка и в 1079 году распалось окончательно. К этому времени в регионе появились многочисленные новые семитские пришельцы - арамеи. В культурном же смысле это было продолжение шумеро-вавилонской цивилизации. Языком "международного общения" от Египта до эламитких царств на территории Ирана оставался аккадский - через тысячу лет после распада основанной Саргоном империи.

XI век до н.э. по-видимому можно считать абсолютным надиром человеческой истории за последние 5000 лет. В результате "Катастрофы бронзового века" во всём средиземноморье практически исчезла городская жизнь. Египет, Ассирия, Вавилон находились в крайне жалком состоянии. Не было в это время и сильных государственных образований на территории Индии и Китая. Начало "железного века" было по настоящему тёмным и смутным временем - такого минимума человечество не достигало с тех пор.

В конце X века начала вновь подниматься Ассирия. К тому времени арамеи уже были основной этнической компонентой региона. Ассирийская империя имела, по-видимому, два секулярных цикла подьёма и упадка. Первый подьём - примерно 930-820 до н.э., после чего установился период стагнации, затем хаоса, частой смены правителей и экономической депрессии. Полного развала государства и завоевания пришельцами на этот раз не было, хотя Ассирия потеряла большую территорию. Новый период подьёма начался в 745 году с очень энергичного правления Тиглат-Пилезера III, начавшего мощную компанию по обьединению империи. Около 720 года Ассирия захватила большую часть Палестины (в Библии этот катастрофический период нашествия отражён в книге пророка Исайи). К 640 году, во время долгого правления Ашурбанипала, Ассирия начала впадать в терминальный кризис. В 612 году её столица Ниневия (около нынешнего иракского города Мосула) пала после долгой осады обьединённой армии Вавилона и мидян. Падение, разрушение и полное запустение Ниневии - самого большого мирового города того времени - стало одним из самых драматических событий I тысячелетия до н.э. - наверное в большей степени чем уничтожение Карфагена в 146 году до н.э., Иерусалима в 66 н.э., или взятия Вавилона Киром Великим и через 200 лет после этого Александром Македонским (в обоих случаях без разрушений).

Падение Ниневии отражено в известной картине Делакруа "Смерть Сарданапала". Художник ошибался с исторической точки зрения - Сарданапал (Ашурбанипал) умер в 627 году, последним правителем Ассирии, погибшим в огне Ниневии, стал малозначительный Синшаришкун. История всей месопотамской цивилизации подходила к своему концу.

Продолжение следует
Previous post Next post
Up