Сейчас время рождественских и новогодних праздников, и если вы уже офигели от сусально-гламурной тематики, давки в магазинах и подарочного консюмеризма, пугачово-пертосянных шоу - предлагаю почитать и обсудить нечто наукообразное, на тему близкую к рождественской.
Речь пойдёт о появлении христианства. Сразу скажу что я рассматриваю это с бесстрастной исторической точки зрения, материалистической, если хотите. Теологические споры здесь я вести не готов - не компетентен. Если вы не против - читайте дальше.
Итак, зададимся вопросом - каковы причины возникновения христианства? Почему значительная часть истории и культурных традиций человечества за последние две тысячи лет (и сам водораздел между "до нашей эры" и "нашей эрой") восходит к событиям произошедшим в не самой значительной провинции Римской империи во времена позднего правления императора Тиберия и его последователей (Калигулы и т.д.)? Что в этом регионе и в этом временном интервале было такого особенного, почему имело такие далеко идущие последствия?
В многочисленных заметках на "цивилизационную" тематику (см. шапочный пост этого блога) я развивал идею о тесной, неразрывной связи мировых религий и основных цивилизаций.
Появление новых мировых религий всегда связаны с цивилизационным катаклизмами - гибелью одной цивилизации и возникновением другой. Подобно землетрясениям и извержениям вулканов на границе между большими литосферными плитами, на временной границе между цивилизациями происходят наиболее значительные события в истории, формирующие её ландшафт на многие сотни, и даже тысячи лет. Падение одной цивилизации и появление другой на её месте - это "взрыв сверхновой" исторического процесса, очень редкое но очень яркое событие, формирующее исторический "небосклон" на много лет вперёд.
Религия - основа цивилизации, её "операционная система". Под религией я понимаю не просто совокупность теологических доктрин и связанных с ними обрядов в узком смысле слова, а основу общественного мировоззрения, костяк на котором нарастает вся остальная культура и традиции. Конечно, далеко не вся культура и традиции определяется религией, но фундамент культуры неразрывно связан с господствующими в обществе религиозными взглядами.
Эволюция религиозных представлений происходит, конечно, во все времена. Но наиболее радикальные изменения, полное отрицание старого и возникновение принципиально новых воззрений, происходят именно на временной границе отделяющей одну цивилизацию от другой. Религия, строго говоря, обычно живёт дольше цивилизации и частично сохраняется с приходом новой. Но старая религия теряет господствующие позиции, занимает отдельную нишу, перестаёт быть основой общественной идеологии. В некоторых случаях старая религия исчезает полностью, уступая место принципиально новым идеям.
Историки неоднократно связывали возникновение христианства с социальным кризисом Римской империи. Но это не слишком убедительно. До конца Римской империи было ещё около четырёх веков. Ей ещё предстояло пройти самый блистательный период своей истории - эпоху "пяти славных императоров", (в более общем плане - период от Веспасиана до Марка Аврелия, с 70 по 180 годы н.э.). Иначе говоря, до фатального кризиса Римской империи и античной цивилизации в целом было ещё очень далеко. В середине первого века н.э. (приблизительно с 30 по 70 годы) империя действительно переживала большие трудности - слабое, или даже безумное, правление позднего Тиберия, Калигулы, Нерона. Это время страшного восстания Бодиции в Англии, многочисленных волнений почти во всех периферийных провинциях, в том числе и в Иудее. Но этот кризис был всё же не настолько глубоким как катастрофическое последнее столетие Республики - примерно со 130 по 30 годы до н.э., или развал III века н.э. (не говоря уж о фатальном кризисе V века).
Но тем не менее, в 1-м столетии "нашей эры" действительно происходила смертельная агония одной из цивилизаций ближнего Востока. И были веские причины для того чтобы новая религия, которая завоюет миллионы поклонников, появилась именно тогда и именно там, на восточном побережье Средиземного моря. Детали нового культа всегда могут быть случайны, и часто несуразны. В самом деле, почему именно распятие сына божьего на кресте, "искупление грехов человеческих", вознесение, откуда взялось странное понятие святой Троицы? Подобные претензии - огромные количества алогичностей, нелепостей, тёмных мест - можно предьявить и к любой другой религии. Многие детали, как я уже упоминал, случайны. Но вполне логичным, и совсем не случайным, стало появление новой великой религии в первом веке в римской Иудее.
Цивилизация, находящаяся в это время в смертельной агонии, не была античной (греко-римской). У этой цивилизации не было такого общепринятого названия как "античная" или "классическая". У различных историков она называется "ханаанской" (Canaaanite), "сирийской" (Syriac) у А. Тойнби. Ещё её можно назвать "семитской" - так как она была построена последовательными волнами семитских миграций - выходцев из Аравийского полуострова и из Северной Африки.
Первоначально эта цивилизация ассоциируется с финикийцами (до последних веков составляющими её наиболее развитую и богатую часть). Она появилась ещё в 3-м тысячелетии до н.э, но первые великие достижения её (развитое мореплавание и торговые связи, прикладное искусство и в особенности алфавит) - относятся к среднему бронзовому веку, примерно XVIII-XVI до н.э. В отличии от соседних - крито-микенской и хеттской цивилизаций - она выжила в катастрофе конца бронзового века, хотя и с большими потерями. В Х-IХ веках до н.э. она в основном восстановила прежние достижения. Финикийские города, прежде всего Тир и Сидон, стали самыми развитыми торговыми и культурными центрами на всём средиземноморье (до расцвета греческих полисов и на фоне погрузившегося в долгую спячку Египта). Самое мощное государственное образование созданное этой цивилизацией - Карфаген - было территориально (но не в культурно-религиозном смысле) оторвано от её корней (подобно роли Америки в западной цивилизации). В III веке до н.э., между распадом империи Александра Македонского и подьёмом Рима, Карфаген являлся единственной сверхдержавой всего средиземноморья.
С началом железного века (примерно с XI века до н.э) ханаанская цивилизация претерпела существенные изменения. Вакуум, образованный катастрофической депопуляцией конца бронзового века способствовал массовой миграции новых этнических элементов из Аравии и Заиорданья: прежде всего арамеев (в северных регионах) и иудеев (в южных). К середине тысячелетия, с упадком старых финикийских и прибрежных палестинских городов, иудеи и арамеи стали играть всё более значительную роль.
Культура и религия иудеев первоначально развивалась в классической ханаанской традиции. У каждого племени (и города) был свой бог-покровитель, в целом похожие друг на друга (Ваал, Мелькарт, Хемош, Дагон и т.д.). Культ Яхве, возникший ещё в позднем бронзовом веке, практически не выделялся из этой традиции. Как правило у локального божества была супруга - Астарти и другие вариации этого имени (или Танис в Карфагене), и признавалось верховное, старшее божество над всеми локальными покровителями - Эль (называвшийся Элоим в Библии). Похожие традиции существовали у всех ханаанских народов - жертвоприношение, узкий локализм в политической и религиозной сфере, относительная визуальная скромность храмов и религиозных обрядов, анти-антропоморфность, и даже абстрактность, в изображении богов (по сравнению с Египтом и Грецией). Эта черта у иудеев впоследствии была доведена до логического завершения - полного отказа от изображения бога и любых "идолов".
О монотеизме как таковом ещё нельзя было говорить - в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. иудейская религиозная традиция скорее характеризовалась термином "генотеизм" (henotheism) - поклонением одному богу, но признанием существования других. Мощный стимул развитию новых идей, выходящих за пределы старых ханаанских традиций, дал период "вавилонского пленения" большой иудейской общины. В Вавилоне она оказалась в самом центре предудущего цивилизационного катаклизма - коллапса месопотамской (шумеро-ассиро-вавилонской) цивилизации, существовавшей более 2000 лет (подробнее в заметке
"Цивилизация и кочевники-2"), и прихода новой - зороастрийской, представленной в начале персидской империей Ахеменидов. Цивилизационный коллапс всегда сопровождается гигантским выбросом интеллектуальной и культурной энергии, бурным развитием радикально новых идей и представлений. "Радиация" этого взрыва оказала большое влияние на все окружающие народы, в том числе и на иудейскую общину Вавилона, сыгравшую ключевую роль в религиозном развитии всего иудаизма.
В последние века до н.э. вся ханаанская цивилизация стала проявлять признаки одряхления и скорого конца. Карфаген - самая мощная империя в её истории - проиграл смертельную борьбу с Римом и был полностью уничтожен в 146 г. до н.э. Финикийские города потеряли былую экономическую мощь. Традиционный финикийский язык практически исчез из употребления к концу I века до н.э. Местная культура всё больше отступала под натиском сначала эллинизации а затем романизации. Иудеи к этому времени составляли самый многочисленный народ ханаанской цивилизации, её более молодую и жизнеспособную часть. Но после расцвета в эпоху Маккавеев, даже иудейская религия и культура всё более сокращала своё влияние в регионе. Употребление иврита, достигнув пика во II веке до н.э., значительно сократилось. Основными языками в регионе во времена Христа были арамейский, греческий и латынь. Весь регион стоял на пороге больших потрясений и перемен.
Старые ханаанские религиозные культы уже не могли составить конкуренцию "глобализации" Римской империи и различным новым культам приходящим с востока и севера. Вся цивилизация находилась в смертельном духовном кризисе. Иудейский монотеизм был более молодым и в конце концов смог стать (в значительно преобразованном виде) религиозной основой иудейских сообществ в матрице других существующих государств и империй, но не фундаментом новой цивилизации включавшей в себя и другие народы. Но гибнущая цивилизация должна была произвести в своих недрах "взрыв сверхновой" - появление радикально нового культа, вырасшего впоследствии в мировую религию.
Поскольку ханаанская цивилизация была полностью поглощена Римской империей, дальнейшая эволюция её "продуктов распада" была несколько нетипичной. Вместо того чтобы стать основой следующей цивилизации на месте гибнущей ханаанской, новый христианский культ долгое время играл незаметную роль. Это было следствием того что античная цивилизация в целом (а не её отдельная провинция Иудея, впоследствии Палестина) была ещё вполне жизнеспособной в существующей цивилизационной матрице. До конца II века н.э. христиане ещё составляли крошечный процент населения империи. Христианство значительно уступало по популярности другим культам пришедшим с востока - прежде всего митраизму.
Но, полностью поглотив погибшую ханаанскую цивилизацию, Римская империя оказалась беременна новым культом, возникшим при её коллапсе. Когда сама античная цивилизация переживала свой фатальный кризис, начная с III века н.э., в её недрах уже имелся зародыш и даже инфраструктура новой религии, ставшей основой двух новых цивилизаций возникших при распаде Римской империи: западного и восточного христианства. То что христианство зародилось именно из распада прежней цивилизации, его молодость и радикальный разрыв с прошлым, по-видимому и стало причиной того оно одержало верх над более старыми популярными культами - Сивиллы, митраизма, и т.д.
Каковы типичные признаки смертельного кризиса цивилизации, её близкого конца? Такими признаками нельзя считать социально-экономические кризисы, пусть даже очень острые и глубокие. Подобные падения как правило обратимы. Каждая цивилизация переживает за свой срок несколько больших периодов подьёма и упадка, крушения больших государств и империй. Но далеко не каждый период экономического упадка и "смутного времени" приводит к смене цивилизации. Признаки конца должны быть более фундаментальными, и связанными с религией, духовной основой цивилизации.
Эта тема ещё весьма слабо разработана в историографии, но некоторые предположения можно сделать:
1) Эрозия основной религии формирующей цивилизацию.
В первые века существования цивилизации происходит, как правило, консолидация различных религиозных течений находящихся у её истоков, победа и институализация одной из её версий. В дальнейшем случаются религиозные расколы, но они, как правило, происходят в расширенных рамках существующей религии (например, шииты, суфии в исламе, протестанты в западном христианстве). Но ближе к концу цивилизации расколы и новые течения выходят за эти рамки, становятся "внесистемными", полностью рвут с традицией. Становятся популярными множество чужих, пришлых культов, а так же радикальных "ересей", полностью отрицающих существующую религию и культуру.
Тойнби подробно отмечал один из аспектов этой эрозии, в частности расщепление на "архаизм" и "футуризм" как реакцию на глубокий цивилизационный кризис. Архаизм - консервативная реакция, попытка "возвращения к истокам", к пасторальному прошлому или к "золотому веку" давней истории. Футуризм - "прыжок в будущее", попытка радикального религиозного переустройства полностью отрицающая существующие традиции. Я затрагивал этот вопрос в заметке
"Монотеизм Эхнатона как кризис конца цивилизации" Архаизм и футуризм навряд ли исчерпывают духовную реакцию общества на экзистенциональный кризис. Можно говорить именно об эрозии, о расщеплении по всем направлениям. Этот процесс напоминает течение реки, которая замедляется и расщепляется на широкую дельту из множества рукавов непосредственно перед окончанием пути, впадением в море.
До первого века н.э. религиозные эксперименты античной цивилизации в основном не выходили за пределы традиционной мифологии и греко-римского пантеона. Но потом постепенно начали распространяться всё более разнородные пришлые культы, пантеон начал разбавляться чужими божествами. Культы Изиды и Сивиллы, митраизм, манихейство, затем и христианство, завоёвывали всё больше поклонников, в то время как традиционный пантеон терял популярность.
В Палестине на рубеже тысячелетий тоже, помимо быстрой романизации, распространялись восточные и египетские культы, а традиционный сложившийся к тому времени библейский иудаизм терял позиции и расщеплялся на множество разнородных ветвей. Они включали в себя консервативное "почвеничество" садукеев, популистскую реинтерпретацию фарисеев, попытки синтеза с эллинизмом, и много других. Старые же культы Ваала, Мелькарта и т.д. исчезли почти полностью.
2) Распространение радикальных утопических, уравнительных ("коммунистических") культов, массовый исход населения в отшельничество, в коммуны и сообщества выпадающие из существующих общественных и политических структур.
Отшельничество и радикальные сообщества, а также культы отрицающие существующий порядок вещей, существовали почти всегда. Но именно в конце цивилизации, во время её смертельного кризиса они становятся по-настоящему массовыми, выходят за пределы маргинального существования. На примере Иудеи хасмонейской династии и римского владычества это явление иллюстрирует подобные процессы общие для всех закатов цивилизаций. Одним из радикальных (и массовых) квази-коммунистических сообществ того времени были Ессены - отшельнические сообщества в горных и пустынных районах Палестины, оказавшие по-видимому значительное влияние на раннее христианство. Они известны, в частности, по знаменитым "Свиткам Мёртвого моря" - одной из самых значительных археологических находок XX века.
Помимо Ессенов, в Палестине того времени существовало и много других отшельнических культов. Впоследствии, с развитием духовного кризиса всей античной цивилизации, христианские и другие отшельнические сообщества стали распространяться по всей Римской империи. В конце II и в III веке н.э. этот процесс принял массовых характер. Ничего подобного не существовало в предыдущие периоды затяжных кризисов античного общества, пока сама цивилизация была в принципе ещё жизнеспособной - в период упадка Греции или во время кризиса Римской Республики.
Ещё один яркий пример, подтверждающий это явление - распространение маздакизма в Персидской империи. Период V-VI веков был началом смертельного кризиса зороастрийской (персидской) цивилизации, завершившийся в первой трети VII века цивилизационным "взрывом сверхновой" - появлением ислама. Именно в начале VI века возникло массовое радикальное движение -
маздакизм - выступавшее за социальное равенство и полное перераспределение общественного богатства, которое стало угрожать самому существованию империи. Явления такого масштаба и социального радикализма не наблюдалось в предыдущие кризисные периоды зороастрийского общества - упадка империи Ахеменидов, династии Селевкидов или Парфии.
Помимо маздакизма в конце Сассанидской империи существовали и другие радикальные культы и совершенно новые религиозные течения. Традиционный зороастризм уступал - как ересям подобным манихейству, митраизму, так и пришлым религиям - несторианскому христианству и другим.
Как правило уравнительные и отшельнические сообщества в основном исчезают с возникновением и развитием новой цивилизации на месте старой. Но иногда они преобразуются в один из институтов нового общества. Так произошло с монастическими сообществами поздней Римской империи, ставшими одним из важнейших институтов (аббатства и сети монашеских орденов) феодальной западно-христианской цивилизации (и в меньшей степени - восточно-христианской), возникшей на руинах Рима. Похожая трансформация произошла и буддисткими монастическими сообществами отшельников времён поздней империи Хань в III-V веках н.э., периодом фатального кризиса традиционной конфуцианской цивилизации и возникновения новой, буддистко-китайской (махаяны), на её месте.
3) Терроризм, фанатичная жертвенность и насилие
Это предположение я высказывал в одном из предыдущих постов -
"Терроризм и теория цивилизаций. Несанкционированное насилие существует всегда - от обычного бандитизма до сопротивления захватчикам, партизанской войны, восстания рабов и т.д. Но лишь в некоторых обществах и в редкие времена такое насилие приобретает особый характер - фанатичный, жертвенный, саморазрушительный. Одним из первых известных в истории проявлений подобного характера был терроризм иудейских сикариев и зилотов против римских солдат, чиновников и обыкновенных граждан в I веке н.э. Ярким примером стал так же терроризм российских народовольцев и революционеров в конце XIX - начале XX века и борцов против османского и австро-венгерского владычества на Балканах. Это был период фатального кризиса всей православно-христианской цивилизации, сыгравших значительную роль как в русской революции так и в качестве повода к первой мировой войне. Нынешний исламский терроризм, возможно, является свидетельством старости и смертельного кризиса исламской цивилизации, который может быть разрешён только очень радикальной трансформацией её.