Если кто не знает, что такое
проблема вагонетки.
Есть два классических решения:
1) убить одного, чтобы спасти пятерых
2) не делать ничего (тогда пятеро погибнут)Сторонники первого решения мотивируют его понятной логикой: имеет смысл пожертвовать одним, чтобы спасти пятерых. Сторонники второго - отказом становиться убийцей (я не приму и не буду
(
Read more... )
Comments 61
Reply
Reply
Просто решение должно быть устойчиво к повторам. Я же написал - теорема Пифагора не меняется же от того, в который раз её доказываешь.
Если решение к повторам не устойчиво - оно, как минимум, не может претендовать на универсальность (в данном случае, этическую).
Reply
Одна и та же задача с повтором и без - это когда один раз подсовывают вагонетку и когда подсовывают вагонетку миллион раз, и каждый раз выбирать, один или пять, и в итоге миллион или пять миллионов. А когда подсовывают вплоть до миллиона раз, и если выбрать "неделание", убив пятерых, и после этого уже никого убивать не предлагают - это новая задача. С иным ответом.
Кроме того, "абстрактная этика" в реальных случаях не работает просто потому, что не учитывает реальные факторы, не только число повторов.
Reply
Ссылка на Википедию есть в моём исходном посте.
Вот дали Вам задачу, этическую в данном случае. Вы её решили (так или иначе). А потом Вам её дают ещё раз, и ещё раз, и ещё раз. Вы решите её как-то иначе - начиная с некоторого числа повторов - или всегда будете решать так же?
Это принципиальный вопрос. Потому что устойчивость решения к предыстории (в рамках условий задачи) - вообще говоря, необходимое условие его верности. Если, конечно, мы говорим об общем, принципиальном решении, об универсальных этических основах.
Кроме того, "абстрактная этика" в реальных случаях не работает просто потому, что не учитывает реальные факторы, не только число повторов.
Это понятно. Тут вопрос в глубинных принципах, из которых правильнее исходить, выстраивая уже своё конкретное поведение в конкретной ситуации. И получается, что у отказавшегося убивать одного для спасения многих - эти принципы работают гораздо надёжней, его этическая система менее противоречива (в отличие от).
Reply
Reply
Позиция организатора убийства этически заведомо более слабая. Но есть несколько впечатляющих (и практически значимых) исключений, о которых будет следующий пост.
Reply
Reply
То есть, тут можно легко и незаметно «съехать» уже в реальное людоедство.
Тем не менее, есть способы (несколько важных частных исключений), которые таки позволяют подобного избежать даже в рамках подобной не слишком устойчивой этики.
Reply
Reply
Reply
Reply
А этическое решение и не принимается без предыстории, разве что людоедом, который абстрактные принципы ставит выше человека.
Предысторию Вы знаете не всегда, а когда знаете (редко) - всё равно не всю. А решения принимать всё равно приходится. Кстати:
https://nezrim.livejournal.com/323161.html
Reply
Reply
В результате этого погибает человек - и такой итог был Вам известен и понятен с самого начала.
Если бы Вы таковое решение не приняли и не осуществили - человек бы остался жив.
Это и есть убийство, просто по-определению.
Reply
Вот еще пример. У машины отказали тормоза и у вас выбор - врезаться в толпу, но при этом спастись, или вывернуть и врезаться в бетонную стену с почти гарантированным летальным исходом. Очень трудный выбор, его даже озвучивать невозможно, ибо мы не знаем самих себя.
Кстати, вы как-то говорили, что всегда носите при себе оружие, то есть готовы при "необходимости" убить. Стоит ли тогда рассуждать на такие темы?
Reply
На деле и в том и в другом случае все равно погибли бы люди, независимо от вашего решения
Люди бы погибли, но РАЗНЫЕ. И вовсе не независимо от решения, от решения как раз и зависит, кто погибнет (и почему).
Кстати, вы как-то говорили, что всегда носите при себе оружие, то есть готовы при "необходимости" убить. Стоит ли тогда рассуждать на такие темы?
Конечно, готов - например, если на меня или кого-то ещё набросится стая собак, я с ними церемониться не буду. Да и другие случаи есть, в которых я безмятежно пущу в ход оружие. Но это именно что этические однозначные ситуации, изначально (такие тоже бывают). Проблема вагонетки - она о другом.
Reply
Leave a comment