Тематика данного исследования связана с работой «Иоанн Креститель Трижды Величайший» (
http://nezvanov.livejournal.com/774.html). Знакомство с указанной статьей желательно, но не обязательно.
Цель данного исследования - обоснование альтернативной датировки пирамиды Цестия в Риме. Методология исследования состоит в том, что, отталкиваясь от архитектурных особенностей пирамиды, мы стараемся подыскать культурно-исторический контекст, наилучшим образом объясняющий эти особенности.
1. Геометрия философского камня
Время наивысшего расцвета алхимии приходится на первую половину XVII века. В это время издается оргомное количество алхимических трудов, имена ведущих алхимиков известны всем образованным людям Европы.
Одним из самых известных алхимиков был Микаэль Майер (Michael Maier, 1568 - 1622). Его труды продолжали оказывать влияние на многих мыслителей и через десятилетия после смерти Майера. Известно, например, что Исаак Ньютон питал особый интерес к работам этого алхимика, имел в своей библиотеке копии работ Майера, делал из них выписки, комментировал, иногда пересказывал содержание своими словами...
В 1617 году Майер издал Atalanta fugiens, книгу, состоящую из 50 эмблем, то есть, аллегорических рисунков, снабженных комментариями. Рассмотрим эмблему XXI из этой книги:
Подпись к эмблеме гласит (текст на английском приводится в соответствии с рукописью MS. Sloane 3645, хранящейся в Британской библиотеке):
« Make of the man and woman a Circle, of that a Quadrangle, of this a Triangle, of the same a Circle and you will have the Stone of the Philosophers.»
(Дословно: «сотвори круг из мужчины и женщины, из него квадрат, из него треугольник, из него круг и ты получишь философский камень».)
Далее следует пространный комментарий («дискурс»); не вдаваясь в подробный пересказ, отметим следующий аспект: Майер, среди прочего, говорит о важности геометрии, подчеркивая при этом, что истина откроется тому, кто мыслит не в терминах «простой математической теории, оторванной от материи», а постигает «физическую», «телесную», то есть пространственную геометрию. И далее в своем «дискурсе» он рассуждает уже не о «кругах» и «квадратах», а о «сферах» и «кубах». При таком подходе, мысленно придавая эмблеме объем и глубину, мы должны вместо треугольника рассуждать о пирамиде.
Если считать треугольник на эмблеме изображением пирамиды, то его пропорции, безусловно, напоминают не египетские пирамиды, а пирамиду Цестия в Риме:
Попытаемся оценить, насколько близки пропорции этой пирамиды к пропорциям треугольника с эмблемы Майера. Для этого нарисуем чертеж, соответствующий эмблеме и ее описанию:
и попробуем найти, например, отношение высоты BH к основанию AC (для постановки задачи существенно, что центр окружности лежит на стороне квадрата, как на эмблеме Майера).
Решение этой задачи сводится к решению кубического уравнения. В итоге получаем, что BH:AC=1,33 (приблизительно). Современные энциклопедии говорят нам, что у пирамиды Цестия отношение высоты к стороне основания равно 1,25 (по данным энциклопедии Дидро и Даламбера - 1,277). То есть, высота пирамиды Цестия на 4 - 6 процентов меньше расчитанной нами «идеальной высоты». На рисунке пропорции пирамиды Цестия изображены жирными линиями:
Но именно такой треугольник, несколько меньшей высоты, чем следовало бы, изображен у Майера! Иными словами, пропорции треугольника на алхимической эмблеме идеально соответствуют пропорциям пирамиды Цестия.
(В скобках отметим, что с геометрической точки зрения «неидеальность» треугольника на эмблеме объясняется просто: найти точное решение задачи методами классической геометрии Эвклида невозможно, поэтому эзотерикам 17 века приходилось довольствоваться приблизительными построениями.)
Возникает вопрос: ну хорошо, мы нашли замечательное соответствие алхимических пропорций и пропорций пирамиды Цестия. Но как одно с другим связано? Как связаны эзотерические изыскания 17 века с пирамидой, которая, как пишут энциклопедии, была построена незадолго до рождения Христа? Может, античный архитектор руководствовался совсем иными соображениями?
Однако ж, насчет «иных соображений» - совсем негусто. Авторы энциклопедических статей с вялым изумлением пишут, что, несмотря на популярность всего египетского у римлян, пропорции пирамиды Цестия не имеют ничего общего с пропорциями египетских пирамид, а напоминают в первую очередь пирамиды в Мероэ (на территории современного Судана). При чем тут Мероэ - неясно, поскольку о тамошних пирамидах никто в Европе ранее начала 19 века не слыхал.
Что касается связи пирамиды Цестия с алхимическими изысканиями 17 века, то одна хронологическая зацепка (даже не зацепка, а так, легкий намек) у нас есть - в 1673 году пирамиду отреставрировали по приказу папы римского Александра VII.
2. Александр VII и Афанасий Кирхер
Фабио Киджи (Fabio Chigi), будущий папа Александр VII, родился в Сиене в 1599 году, был избран римским папой в 1655, умер в 1667. Папа благоволил к иезуитам и всячески их поддерживал; для нас важно его многолетнее знакомство с иезуитом по имени Афанасий Кирхер.
Кто такой Кирхер? Это был человек, обладавший обширными знаниями в самых разных областях, мыслитель, которого знала буквально вся Европа. Кирхер поддерживал переписку с более, чем 760 учеными в разных странах Европы, знал множество языков, включая, например, коптский, издал труды, посвященные Египту, Китаю, геологии, медицине, техническим вопросам... Кирхер был хорошо осведомлен в вопросах алхимии (систематическая таблица алхимических операций и инструментов приведена во втором томе его труда Mundus subterraneus, quo universae denique naturae divitiae) и, безусловно, знал такую известную книгу как Atalanta fugiens Маера. Наконец, Кирхер уделил в своих трудах значительное внимание пирамидам.
В своем трехтомном труде «Эдип Египетский» (Oedipus Ægyptiacus) Кирхер обосновывал, что древние теософские системы Зороастра, Орфея, Пифагора, Прокла, халдеев и еврейской Каббалы имеют своим общим источником труды древнеегипетского мага Гермеса Трисмегиста (то есть Кирхер фактически повторил содержание 900 тезисов Пико делла Мирандолы, осужденных католической церковью; несколько неожиданно для иезуита, не правда ли?). Кирхер писал, что история человечества знала трех Гермесов (каждый следующий жил спустя значительное время после предыдущего, однако продолжал дело своего предшественника). Первый Гермес, он же Енох, жил в Египте еще до потопа, и именно он построил первые пирамиды, на которых записал изначальную, неискаженную мудрость Адама. То есть, по Кирхеру, пирамида как архитектурное сооружение, является символом высшей мудрости. А значит, видимо, пропорции такой пирамиды также должны символизировать высшую мудрость?
Вот как изображались пирамиды на иллюстрациях к книгам Кирхера:
Иллюстрация к книге Sphinx mistagoga
Иллюстрация к книге Turris Babel
Мы видим, что пропорции пирамид на этих иллюстрациях ближе к пирамиде Цестия (или, что то же самое, к пропорциям эмблемы Майера), чем к египетским пирамидам.
Кирхер, как мы уже отметили, был поклонником древнеегипетской мудрости вообще и мудрости Гермеса Трисмегиста, в частности. Тут уместно отметить, что образ Гермеса Трисмегиста сопровождал будущего папу Александра VII с самого детства: Гермес Трисмегист изображен на полу кафедрального собора в его родном городе Сиене:
Впоследствии, уже в Ватикане, папа Александр VII имел возможность лицезреть фрески работы Пинтуриккио, выполненные по заказу папы Александра VI, изображающие Гермеса (а также Исиду):
Не могу с уверенностью сказать, что именно папа Александр VII думал относительно Гермеса Трисмегиста, однако к книгам Кирхера он испытывал значительный интерес (например, однажды он озаботился приобретением книг Кирхера, изданных протестантами в Амстердаме).
Вообще, не только Александр VII, но и его предшественники, папы Урбан VIII и Иннокентий X, обращались к Кирхеру как к признанному знатоку египетской мудрости с просьбами расшифровать иероглифическую надпись на том или ином обелиске. Один из таких обелисков является элементом знаменитого фонтана «Четыре реки», созданного великим скульптором и архитектором Джованни Лоренцо Бернини и установленного на Пьяцца Навона в Риме. Общий замысел композиции фонтана также был реализован в соответствии с рекоммендациями Кирхера.
Таким образом, с одной стороны, взгляды и теории Афанасия Кирхера были хорошо известны Александру VII, а с другой стороны, папа считал его выдающимся ученым мужем и неоднократно прибегал к его рекоммендациям.
На этом мы закончим пространное введение в культурно-исторический контекст эпохи и сформулируем гипотезу, рационально объясняющую соответствие пропорций пирамиды Цестия и алхимико-геометрических пропорций Микаэля Майера:
Пирамида Цестия была построена по распоряжению папы Александра VII.
Папа Александр VII вдохновился идеями Кирхера о пирамиде как символе высшей мудрости. Пропорции пирамиды, соответствующие «философскому камню», то есть высшей мудрости на языке алхимии, также были указаны Кирхером.
Таким образом, пирамида стала еще одним архитектурным сооружением Рима, наряду с фонтаном «Четыре реки», воплотившим идеи знаменитого иезуита-герметиста.
Поскольку папа Александр VII распорядился «отреставрировать пирамиду» примерно в 1660 году, а закончена «реставрация» была в 1673, уже после его смерти, мы предполагаем, что пирамида должна была стать его гробницей.
Вообще, гробница папы Александра VII существует, она находится в Соборе Святого Петра, ее создателем является все тот же великий Бернини. Но есть некоторые странности.
Пишут, что еще при жизни Александр VII поручил проект своей гробницы Бернини, однако, в отличие от его предшественника Урбана VIII, работы не были начаты при жизни папы. Не начали работы и при последующем папе, Клементе IX. И лишь только при Клементе X, в 1672 году, спустя пять лет после смерти Александра VII, строительство его гробницы, наконец, стартовало. Чего ждали-то?
В камере внутри пирамиды Цестия тоже есть странность: там сбиты почти все фрески:
Почему?
Может быть, все дело в том, что Бернини (в сотрудничестве с Кирхером, почему нет, ведь прецедент уже был) еще при жизни Александра VII приступил, как и просил папа, к созданию его гробницы в форме пирамиды? А уничтожены те фрески, содержание которых, возможно, указывало на их принадлежность не античности, а гораздо более поздней эпохе?
В статье из энциклопедии Дидро и Даламбера имеется краткое описание фресок и не указывается, что многие из фресок сбиты. Напротив, говорится, что некоторые изображения довольно яркие, поскольку папа Александр VII отреставрировал пирамиду. Напротив, современные источники утверждают, что, когда по приказу папы пирамиду вскрыли, то фрески были в плохом состоянии и не реставрировались.
В энциклопедии Дидро и Даламбера указывается, что одна из фигур держит вазу, другая - флейты. И ваза (со священной водой), и особенно флейты имеют герметическую интерпретацию (согласно Марсилио Фичино, флейта - это божественный инструмент, изобретенный Орфеем, последователем Гермеса Трисмегиста), то есть хорошо согласуются с контекстом 16 - 17 веков. Я не нашел указания, сохранились ли эти фрески в настоящее время или они были уничтожены, как это видно на фотографии, после выхода в свет энциклопедии, то есть не ранее конца 18 века.
3. История - это стеб
В заключение хотелось бы сделать несколько замечаний в рамках концепции, вынесенной в заголовок этого раздела (автором концепции является
barnak).
Однако для начала обратим внимание на следующий красноречивый момент: в энциклопедии Дидро и Даламбера сказано следующее: Александр VII отреставрировал эту пирамиду в 1673 (“ce fut Alexandre VII. qui repara cette pyramide en 1673”). То есть авторы статьи не знали, что в 1673 году Александр VII был уже 6 лет как мертв! Таким образом, мы имеем прямое указание на то, что история пап 17 века «уточнялась» совсем недавно, уже после выхода в свет первого издания Французской энциклопедии. Оформление камеры внутри пирамиды Цестия также «корректировалось» в относительно недавние времена, как мы отметили выше. Эти и другие указанные нами странности говорят о том, что, возможно, история погребения папы Александра VII, содержит детали, отсутствующие в современных энциклопедиях и учебниках по истории.
Возможно, некоторые (или многие) читатели сочтут предложенную мной гипотезу малоправдоподобной. Но насколько правдоподобна принятая ныне версия о том, что пирамида была построена для некоего Гая Цестия в между 18 и 12 гг. до н. э.? Как идея гробницы в форме неправильной пирамиды согласуется, с точки зрения историков, с погребальными обычаями античных римлян времен императора Августа? Почему пирамида Цестия не содержит НИКАКИХ следов захоронения? Почему были выбраны именно такие пропорции для пирамиды? Есть ли, наконец, еше хоть один пример подобного пирамидообразного захоронения античного римского сановника?
И если папа Александр VII, не построил, а лишь отреставрировал пирамиду Цестия, то что сподвигло его на этот шаг? Каковы были мотивы? Почему из всего римского античного наследия он выбрал именно пирамиду Цестия? Само решение вскрыть пирамиду и начать ее изучение было крайне необычным для 17 века. Некоторые современные комментаторы отмечают, исследование пирамиды Цестия было первыми археологическими раскопками в истории. Вот такой получается папа новатор-археолог.
О самом же Гае Цестии неизвестно практически ничего. Пишут, что какого-то Цестия упоминает Цицерон, но тот ли это Цестий или нет - неясно. Пишут, что отцом нашего Цестия был некий Луций Цестий. А еще примерно в то же время жил в Риме другой Луций Цестий, родом из Смирны, грек, который выучил латынь уже во время проживания в Риме. По-гречески же имя «Цестий» вызывает ассоциации со словом kystis (в латинизированном произношении - цистис), означающим «мочевой пузырь» (отсюда название заболевания «цистит»). То есть, если попытаться придумать аналогичное имя на русском, то получится что-нибудь типа «Мачевин» (по аналогии с былинным богатырем Жидовином). Таким образом, современная версия истории с Римской пирамидой утверждает, что папа Александр VII вскрыл пирамиду и обнаружил, что она является могилой Цестия («Мачевина»), а не Рема, брата Ромула, как было принято считать раньше.
Таким образом, имя Цестия-Мачевина входит в исторический контекст в последние годы жизни папы Александра VII. Который умер оттого, что отказали почки, то есть от фатальных проблем с мочеиспусканием.
Какая горькая ирония.
Примечания
Влияние Майера на Ньютона - широкоизвестный факт, об этом часто упоминают энциклопедии, например,
http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Maier. Об интересе Ньютона к трудам Майера пишет, в частности, Фрэнсис Йейтс в главе 14 книги «Розенкрейцеровское просвещение» (Frances Yates, “The Rosicrucian Enlightenment”).
Тексты на английском из Atalanta Fugiens (по рукописи MS. Sloane 3645) приведены на сайте
http://www.levity.com/alchemy/atalanta.html.
Энциклопедия Дидро и Даламбера размещена на сайте
http://encyclopedie.uchicago.edu/, статья про пирамиду Цестия (на французском и в переводе на русский) приведена, например, тут:
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages111/51450.html. В статье указано, что высота пирамиды - 120 футов, ширина у основания - 94.
Афанасий Кирхер: в последние десятилетия вышло несколько монографий и ряд статей, посвященных Кирхеру, в частности, работы историков Paula Findlen, Joscelyn Godwin, Daniel Stolzenberg и др. Общие сведения о Кирхере см.
http://en.wikipedia.org/wiki/Kircher. Указание о том, что будущий папа Александр VII оказывал патронаж Кирхеру, см.
http://galileo.rice.edu/Catalog/NewFiles/kircher.html; переписке Кирхера с Александром VII посвящена статья Alberto Bartòla, Alessandro VII e Athanasius Kircher S.I. Ricerche e appunti sulla loro corrispondenza erudita e sulla storia di alcuni codici chigiani. Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. 1989; III: 7-105.
По поводу составленной Кирхером таблицы алхимических операций и инструментов см.
http://www.alchemywebsite.com/kircher.html.
Взгляды Кирхера относительно Еноха - Гермеса как строителя пирамид излагают многие авторы, включая упомянутых выше; по поводу исходной мудрости Гермеса Трисмегиста, отраженной впоследствии во всех теософских системах, см., например, David Boyd Haycock “The Long-Lost Truth”,
http://www.newtonproject.sussex.ac.uk/view/texts/normalized/OTHE00023. См.также
http://www.ldolphin.org/geocentricity/DeTar.pdf.
Ссылки на изображения пирамид в книгах Кирхера приведены в соответствии с сайтом
http://www.blasderobles.com/iconographie.html.
Изображение фрески с Гермесом и Исидой приведено в книге F.Yates. Giordano Bruno and the hermetiс tradition. Chicago-London: The University of Chicago Press, 1964. Перевод на русский язык: М.: Новое литературное обозрение, 2000.
О покупке папой Александром VII книг Кирхера, изданных в Амстердаме, упоминается на сайте
http://www.strangescience.net/kircher.htm Об участии Кирхера в создании фонтана «4 реки» говорится, например, в книге Athanasius Kircher (1602-1680), Jesuit scholar: an exhibition of his works ... By Brian L. Merrill
История создания гробницы Александра VII излагается в соответствии с книгой Bernini and the Art of Architecture by Tod A. Marder. Abbeville Press (October 1, 1998), см.
http://saintpetersbasilica.org/Monuments/AlexanderVII/AlexanderVII.htm.
С фотографиями, сделанными внутри пирамиды Цестия, можно ознакомится на вэб-странице
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Pyramid_of_Caius_Cestius_(Rome)_-_Inside.
Современные комментарии по поводу состояния фресок внутри пирамиды на момент ее вскрытия см., например, на вэб-странице
http://www.ancientworlds.net/aw/Article/903585&about=Categories&aboutData=2.
Комментарий относительно того, что папа Александр VII был первым в истории археологом см. на вэб-странице
http://www.romeartlover.it/Storia25.html.
Сведения о разных Цестиях см.
http://en.wikipedia.org/wiki/Cestia_(gens),
http://en.wikipedia.org/wiki/Lucius_Cestius_Pius.
Папа Александр VII умер оттого, что отказали почки, согласно работе Wendy Reardon “The Deaths of the Popes”, см.
http://saintpetersbasilica.org/Monuments/AlexanderVII/AlexanderVII.htm.