Иоанн Креститель Трижды Величайший

May 11, 2007 00:55

Тематику данной статьи я бы условно обозначил как «Образ Иоанна Крестителя в культурном контексте Высокого Ренессанса». Поскольку тема эта безгранична, сразу оговорюсь, что рассматривать я буду только отдельные грани этого образа, правда, грани весьма (на мой взгляд) интригующие.

Начнем, пожалуй, с изложения биографии нашего героя, составленной на основе сведений, почерпнутых из Евангелий от Луки, Марка, Матфея и Иоанна.

1. Иоанн Креститель. Краткая биографическая справка

Иоанн Креститель родился «в нагорной стране, во граде Иудином» приблизительно за шесть месяцев до рождения Христа. Чудесное зачатие Иоанна было предвозвещено его родителям - ааронидам Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом. С раннего детства Иоанн «пребывал в пустынях до дня явления своего Израилю», «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд». Всенародную проповедь Иоанн начинает в пятнадцатый год правления Тиберия. Суть проповеди - «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное», и над теми, кто принимает эту весть, Иоанн совершает в реке Иордан обряд «крещения покаяния для прощения грехов», то есть ритуальное омовение с целью очищения от грехов. В числе других к Иоанну приходит ещё не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение; Иоанн всенародно свидетельствует о его мессианском сане. Перед лицом Христа роль Иоанна Крестителя, как он сам говорит об этом, чисто служебна: «ему должно расти, а мне умаляться». В то же время Иоанн демонстрирует некоторое сомнение в мессианстве Иисуса: уже в разгар проповеди последнего он задаёт ему через своих учеников вопрос: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» Далеко не все ученики Иоанна Крестителя идут за Христом, и между их последователями имеют место трения.

Иоанн Креститель выступает с обличением Ирода Антипы, правителя Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи. Ирод Антипа заключает Иоанна в темницу. В результате интриги, осуществленной Иродиадой и падчерицей Ирода Саломеей, Иоанну отрубают голову.

2. Два портрета

Кульминационный момент жизненного пути Иоанна Крестителя изображен на знаменитой картине Верроккио «Крещение Христа»:



Иоанн предстает на ней в виде сурового аскета, в полном соответствии с образом, нарисованным евангелистами.

А теперь посмотрим на не менее (а может быть, даже более) знаменитого «Иоанна Крестителя» кисти ученика Верроккио - Леонардо да Винчи:



Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Не буду вслед за ними повторять бесконечные комментарии о «двусмысленной улыбке фавна», «фигуре гермафродита», «извращении христианских символов» и т.д. и т.п. Отмечу лишь, что этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены другим художником. Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый - герметический - смысл?

3. Герметизм и крещение

Всеобщая мода на герметизм возникла в Европе после того, как Марсилио Фичино, по указанию герцога Козимо Медичи, правителя Флоренции, перевел в 1463 году на латынь греческую рукопись, содержавшую Герметический Свод - сборник трактатов, автором которых считался Гермес Трисмегист (т.е. «Трижды Величайший»). Фичино озаглавил свой перевод "Поймандр", по названию первого трактата в Герметическом Своде. По предисловию («Argumentum»), написанному Фичино, видны глубокое благоговение и восторг, с которыми он приступал к великолепному откровению древней египетской мудрости. Согласно Фичино, Гермес Трисмегист являлся двоюродным внучатым племянником Атласа-астролога, который жил во времена Моисея.

О Меркурии, продолжает Фичино, писали Августин, Цицерон и Лактанций. Он приводит слова Цицерона о том, что Меркурий дал египтянам "законы и письменность", и прибавляет, что он основал город Гермополис. Мудрейший из египетских жрецов, он был по своим обширным знаниям великим философом, по святости жизни и опытности в богослужении - великим жрецом, по знанию и применению законов - достоин царского престола, за что его справедливо прозвали Termaximus, Трижды Величайший.

«Поймандр» и другие трактаты Герметического Свода излагали историю сотворения мира и человека высшим божеством - Божественным Умом, рассматривали вопросы греха и благочестия, описывали путь обретения Знания, путь к спасению и бессмертию.

Особое значение для нас, в связи с темой нашего исследования, имеет трактат №4 «Кубок или Единство» (другой вариант перевода названия - «Чаша или Монада»). Трактат построен в форме диалога Гермеса и его сына, Тата. Вот центральный фрагмент этого диалога:

«ГЕРМЕС. Бог одарил всех людей рассудком, но не умом; это не из зависти к кому-либо, ибо зависть ему чужда, она не нисходит сверху, она рождается в душах тех людей, которые лишены ума.
ТАТ. Почему же, отче, Бог не наделил умом всех людей?
ГЕРМЕС. Он желал, о сын мой, установить его среди душ как награду, которую нужно заслужить.
ТАТ. И где он его установил?
ГЕРМЕС. Он наполнил им большой кубок и поручил нести его посланцу, приказывая ему возвещать сердцам людским следующее: "Освятитесь, если можете, в этом кубке, вы, которые верите, что возвратитесь к тому, кто это послал, вы, которые знаете, зачем вы рождены". И все те, кто ответил на этот призыв и был освящен в Уме, приобрели Знание и стали посвященными Ума, людьми совершенными. Те же, кто не прислушался к призыву, те наделены лишь рассудком, они поистине владеют рассудком, но не умом, и не знают, зачем и кем они сотворены. Их чувства напоминают чувства тварей бессловесных. Составлены только из страсти и гнева, они не созерцают то, что достойно созерцания, но предаются плотским удовольствиям и чревоугодию и верят, что в этом цель человека. Но те, кто получил дар Божий, эти, напротив, о Тат, по рассмотрению их деяний и сравнению их с деяниями иных, уже не смертны, но бессмертны.»

В трактате никак не поименован посланец, принесший людям чашу для обряда освящения, но из классической мифологии прекрасно известно, что роль посланца богов исполнял сам Гермес. Таким образом, трактат отводит Гермесу ровно ту роль, которую Евангелия отводят Иоанну Крестителю - роль проповедника, призывающего совершить обряд священного омовения во имя спасения своей бессмертной души.

Примечательно, что в трактате «Кубок или Единство» для описания погружения в чашу используется то самое греческое слово baptison, которое в христианских текстах применяется в описании обряда крещения.

Таким образом, при помощи Герметического трактата № 4 мы перекинули мостик от фигуры Гермеса к фигуре Иоанна. Как мы покажем далее, связи между Иоанном Крестителем и Гермесом Трисмегистом весьма многогранны и прослеживаются по самым разнообразным, порой неожиданным источникам.

Приведем к последнему замечанию иллюстрацию географического характера.

На границе Ливана и Сирии существует гора, названная по имени Гермеса - гора Хермон (высота - 2814 м). У подножия этой священной горы находятся два основных источника, дающих начало реке Иордан. То есть, истоки священной для христиан реки, в которой призывал народ креститься Иоанн, находятся на склоне горы Гермеса!

Продолжение

История

Previous post Next post
Up