Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла»

Feb 21, 2012 00:11

Продолжение, начало: 1), 2).

Вот ситуация: висит в музее Блуа картина второй половины 16 века. На нее падает глаз мистера Энтони Бланта, и этот знаток старых мастеров излагает следующие аргументы:

платформа и ступеньки на первом плане присутствуют также на картинах Карона «Резня по указу Триумвирата» и «Триумф Осени»; белая лошадь с маленькой головой и массивной задней частью типична для рисунков Карона, похожие изображения лошади есть, например, в сборнике гравюр «История королей Франции»; фигура девушки на переднем плане вызывает ассоциации с «Резней по указу Триумвирата».



Антуан Карон. Казнь Томаса Мора. Фрагмент с платформой и ступеньками на первом плане, лошадью и девушкой.




Антуан Карон. Резня по указу Триумирата. Фрагменты с платформой и ступеньками на первом плане, и девушкой.

Ну как, убедительные сопоставления?

Что касается лошади, тот тут вопросов не возникает, вот типичные Кароновские лошади с маленькими головами и здоровыми задницами:



Антуан Карон. Колесница Золотого Трона.

Правда, на гравюре “Фаэтон”, которую мы приводили в предыдущем посте, лошади имеют другие пропорции, но не будем на это отвлекаться.

Итак, были приведены некие не лишенные остроумия аргументы. Наверняка, не менее остроумные аргументы приводились ранее в пользу авторства Рафаэлино да Реджио. Но Карон в 1939 году был модной темой, находили все новые его полотна, к тому же - и это очень важно! - Карон был француз, а Рафаэлино - итальянец. Авторство на полотно перешло к Карону. Эсперты возражать не стали.

Этот метод экспертного анализа настолько меня вдохновил, что я решил применить его к полотну «Август и Сивилла».

Исходной точкой для анализа послужило первое впечатление от этой картины: «Это же чистый Дали», сказал я себе. А собственно, почему?

Давайте посмотрим на элементы изображения. С самого начала мы установим для себя, что не будем искать стилистического подобия: Сальвадор Дали мог рисовать в самых разных стилях, по его картинам 1929 - 36 годов видно, что маньеризм явно вызывает у него симпатии (я выбрал хронологические рамки с того момента, когда Дали начал создавать свои известные сюрреалистические полотна, и до того момента - декабрь 1936 - когда Гюстав Лебел обнаружил «Августа и Сивиллу»).

Если бы Дали нарисовал картину в стиле маньеризма, что в ней могло остаться собственно от Дали?

Ну, во-первых, как мы уже ранее обсуждали, в те годы Дали любил располагать элементы своих сюрреалистических пейзажей на идеальной, неестественной плоскости - и этот же прием мы наблюдаем в «Августе и Сивилле». Кроме того, Дали, так же как и Карон, часто располагает несколько возвышенную платформу на первом плане (см., например, картину «Параноидальная женщина-лошадь», которую я приводил несколько постов назад).

Уважаемый tito0107 обратил внимание на то, что у Карона неправильно нарисованы эллипсы (овалы). Однако, на уже упомянутой «Параноидальной женщине-лошади» Дали тоже неправильно нарисовал эллипс в основании колонны:




Антуан Карон, Август и Сивилла, фрагмент и Сальвадор Дали, Параноидальная женщина-лошадь, фрагмент

Неправильный эллипс у Дали (по контрасту с правильным эллипсом в верхней части постамента) создает ощущение, будто основа проседает, оплавляется под тяжестью исполинского сооружения. С другой стороны, и у Карона «расползающиеся» овалы создают эффект текучести пространства, что усиливает общее сюрреалистическое впечатление от картины.

Дали любил изображать на своих картинах «подвешенные» конструкции, как бы бросающие вызов силе земного тяготения, вот один из многочисленных примеров:



Сальвадор Дали. ВидЕние города Делфт

Присмотримся теперь к короне над колоннами причудливой формы:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Корона парит над колоннами, не касаясь их!

Мы уже отмечали ранее еще одну странность картины: на ней присутствуют две породы людей: коротышки (или люди нормального роста) и великаны, которые даже не смогли бы пройти, не нагнувшись, через арку (в правой части картины, на втором плане). В 30-е годы Дали стал применять изобретенный им «параноидально-критический» метод, который предполагал перенос на холст образов, спонтанно возникающих в сознании (всплывающих туда из подсознания). «Великаны» могли быть одним из таких спонтанных образов, не имеющим никакого особого объяснения, на зато богатым всякими контекстами и аллюзиями.

Теперь вспомним, что Дали любил всякого рода иллюзии и обманки: это могли быть и странные перетекающие друг в друга образы женщины - лошади - льва с уже упоминавшейся нами картины, и лицо мужчины или женщины, вдруг проступающее сквозь пейзаж. Попробуем показать, что «Август и Сивилла» тоже содержит «обманку».

На картине Карона все персонажи одеты по-разному, и лишь у двоих одежда, по сути совпадает: это два персонажа слева и справа от арки, одетые в синие рубахи, кроме того, у каждого имеется рыжего цвета плащ:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Ну, слева от арки - явный воин, а вот справа… Позвольте! Это похоже на рыжеволосую женщину в коротком расклешенном платье по моде конца 20-х годов ХХ века!

Я практически не сомневаюсь, что при ближайшем рассмотрении это все-таки окажется мужчина, но при общем взгляде на картину… К тому же, повторюсь, именно эти двое имеют очень похожую по цветовой гамме одежду (синий - рыжий) и тем самым объединяются в группу… То есть мы видим мастерски созданную иллюзию.

Идем дальше.

Еще одну параллель я вижу в статуе-фонтане у Карона и статуе у Дали на картине «метаморфоза Нарцисса». На обеих картинах статуи расположены справа на втором плане, на площадке, вымощенной в шахматную клетку. Правда, «Метаморфоза Нарцисса» - это уже 1937 год, и Дали мог видеть «Августа и Сивиллу», но, как мы отмечали ранее, шахматная клетка у Дали очевидно восходит к картине де Кирико 1912 года, да и статуи, в общем-то, также от де Кирико. Так или иначе, параллель налицо:




Антуан Карон, Август и Сивилла, фрагмент и Сальвадор Дали, Метаморфоза Нарцисса, фрагмент

Отметим еще один излюбленный прием Дали -так называемое «морфологическое эхо». Этим термином художник обозначал серии из двух или более объектов разной природы, имеющих похожую форму:



Сальвадор Дали, Морфологическое эхо, фрагмент

Колокол на заднем плане является «морфологическим эхом» девочки со скакалкой.

Есть морфологическое эхо и у Карона:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Конец веревки, лежащий на верхней ступени, является «эхом» хвоста животного (дикой кошки? обезьяны?).

Наконец, с этим зверем есть одна совсем странная странность: он отбрасывает тень не в том направлении. В самом деле, у окружающих персонажей и объектов тени направлены вправо и вверх, а у зверя - строго вправо. Может быть, художник хотел таким образом привлечь к нему внимание?

Вглядимся в положение задних ног животного на ступеньках и сравним:




Второе изображение - фрагмент картины Дали 1929 года. Вот эта картина целиком:



Сальвадор Дали. Мрачная игра

Вооооот.

Ну, и что же этот анализ доказывает?

Эмммммм… как минимум, я теперь имею все основания пафосно воскликнуть, в духе Мишеля Леири: «великолепная картина «Август и Сивилла» Антуана Карона содержит в себе в зародыше творчество Сальвадора Дали!» Уточню при этом, что речь идет о картинах Дали, по преимуществу созданных до обнаружения «Августа и Сивиллы» (за исключением «Метаморфозы Нарцисса» - я на это указывал).

Но вообще-то, положа руку на сердце, признайте, что мой анализ - гораздо более детальный и всеобъемлющий, чем приведенный в начале этой заметки анализ Энтони Бланта! И ведь в том случае эксперты согласились. Ох, что-то мне подсказывает, что мой анализ подобного согласия не вызовет…

Поэтому дальше мы посмотрим две основные картины Карона - «Резню по указу Триумвирата» и «Августа и Сивиллу» на предмет, не содержат ли они каких-нибудь элементов, которые ну очень вряд ли могли там появиться с учетом времени и обстоятельств жизни Карона? Нет ли там анахронизмов или чего-то подобного? Я покажу, что есть.

Продолжение следует

* * *

В данной заметке использованы сведения из публикации: Antoine Caron - IL MARTIRIO DI THOMAS MORE, Thomas More Gazette, ottobre 1995 (http://www.santommasomoro.com/attualita/Arte/antoine_caron.htm)

Посмотрим, История

Previous post Next post
Up