Об одной картине не-Карона

Mar 01, 2012 00:21

Продолжение, предыдущие части: 1), 2), 3), 4), 5).

Я уже писал ранее, что Анатоль де Монтальон в своей статье 1850 года про Карона уделил полторы странички его живописным полотнам. Монтальон процитировал каталог продаж 1817 года, где в качестве Лота 80 присутствуют две картины на одну тему, одна из которых значится как «Карон», а вторая «также может принадлежать Карону». По поводу второй картины Монтальон приводит в своей статье такое описание:

«Три генерала, возможно, триумвиры, сидят слева в портике, балюстрада которого заполнена отрубленными головами. Остальная часть картины изображает огромную площадь, окруженную роскошными зданиями очень странного стиля, причудливым образом испещренную бесчисленными отдельными группками палачей и жертв, самые крупные из персонажей имеют размер от 6 до 8 дюймов, так что на первый взгляд полотно кажется пустым. Вот некоторые из этих групп: солдат с бородой и старик, которого он обезглавил, изображены отличными, хотя и бледноватыми цветами. Широкая улица открывается на заднем плане, и поверх домов с заостренными крышами видны вдали холмы окружающего ландшафта. Наконец, справа на ближнем плане мы видим что-то вроде погреба или пещеры, со спящим стариком, находящийся рядом человек говорит с ним, возможно, пытаясь разбудить; я не берусь объяснить смысл этого загадочного персонажа. Не забудем упомянуть о некоторых очень удачных деталях: белая статуя Дианы наверху мраморной колонны со спиральным барельефом, установленной посреди площади, и три статуи, которые возвышаются на балюстраде террасы с куполом, под которым сидят триумвиры. Обе женские фигуры прелестны и напоминают творения Жермена Пилона, хотя в них меньше игривой грации и больше достоинства. Автору картины при изображении этих статуй удалось великолепно изобразить тени. Является ли Карон автором этого полотна? Я не уверен, но, с другой стороны, я не вижу ничего, что противоречило бы такому предположению.»

Прошло немногим менее ста лет со времени публикации статьи Монтальона, и картина нашлась! Вот она:



Резня по указу Триумвиров, ок. 1562 г.

По поводу истории этой картины мне удалось найти лишь следующую лаконичную информацию: «В коллекции музея в Бовэ с 1945 года».

Если придираться к мелочам, то, конечно, можно заметить странные несоответствия между описанием и картиной: например, не понятен пассаж насчет того, что «улица кажется пустой» или насчет остроконечных крыш. Но в целом мы имеем очень хорошую корреляцию описания и изображения.

В то же время бросается в глаза сходство со стилем Антуана Карона (в первую очередь приходят в голову, разумеется, «Резня по указу Триумвирата» из музея Лувра и «Казнь Томаса Мора»), к тому же на заднем плане, правее колонны со статуей Дианы, виден обелиск - одна из визитных карточек Карона. Монтальон мог, конечно, рассуждать о том, является ли этот художник автором или нет, но, насколько я понимаю, он картины не видел и ориентировался только на описание. А вот Жан Эрманн, ученик и последователь Гюстава Лебела, «первооткрывателя» живописи Карона, уверенно отнес полотно к кисти именно этого мастера.

До сих пор во Французской Википедии Карон значится автором этой картины. Однако, как мы помним, в пятидесятых годах прошлого века Энтони Блант усомнился в справедливости такой аттрибуции (мы приводили ранее цитату, взятую из его отзыва на монографию Эрманна 1955 года). Современное мнение экспертов по поводу этой картины выглядит так:

«Многие предлагали приписать авторство этого полотна Антуану Карону, сопоставляя небольшие группы персонажей и особенно двух солдат на ближнем плане слева, держащих друг друга за плечи, с рисунком, хранящемся в Мюнхене, на тему сюжета Эсфирь. Однако, стиль и цвета картины явно говорят о влиянии итальянского маньеризма, смягченного и адаптированного к французской манере, в стиле нарисованного камина в замке Экуэн или картины «Казнь Томаса Мора» (музей изящных искусств в замке Блуа). Ряд деталей, например, фигуры солдат, изображенные выше пояса в левом нижнем углу картины, декоративный серый фриз с ангелочками или женская фигура при входе во дворец и статуи богинь указывают на явное влияние Никколо дель Аббате; триумвир, поднявший руку с распрямленными пальцами, с носителем штандарта за спиной и группой солдат внизу является буквальной цитатой из созданной в те же годы картины этого автора «Жена Гасдрубала перед Сципионом» (находится в частной коллекции в США). В отсутствие информации о том, в какой именно студии создавалась картина, выдвигалось предположение об авторстве его сына и помощника Джулио-Камилло, однако эта гипотеза нуждается в дальнейшем обосновании.» (Пресс-релиз выставки «Религиозные войны» 5 апреля - 3 июня 2006 г. в Национальном музее Ренессанса, Château d'Ecouen)

Удивительный текст! Говорится о сходстве с «Казнью Томаса Мора», говорится о французском варианте итальянского маньеризма (а что, разве это не подходит идеально к Школе Фонтенбло, к которой относится и Карон?), говорится о влиянии Никколо дель Аббате (под руководством которого Карон некоторое время работал)… При этом интонационно текст настаивает на том, что это вряд ли Карон (оцените замечательное «однако» в начале цитаты). «Казнь Томаса Мора» упоминается без авторства Карона (ну как же, сам профессор Блант усомнился в его авторстве, серьезные эксперты приняли это к сведению).

В итоге, в экспозиции музея в Бовэ в качестве автора значится «круг Никколо дель Аббате» и висит этот «круг» в одном зале с двумя картинами, авторство которых приписывается Карону.



Зал музея в Бовэ (Le Musée départemental de l'Oise, Beauvais) с полотном «Резня по указу Триумвиров»

Эта картина интересна еще и тем, что она довольно плотно вписывается в культурный контекст французской живописи второй половины XVI века. Считается, что прообразом для этой и целого ряда других картин (а также множества рисунков и гравюр) послужила анонимная гравюра середины XVI века; похожая картина есть у голландского маньериста Вредемана де Вриза.



Вредеман де Вриз. Резня по указу Триумвирата, ок.1570 г.

(Отметим, что некоторые полотна, например, «Христос и Изменница», одни исследователи относят к авторству Антуана Карона, а другие - к авторству Вредемана де Вриза, см. http://www.culture.gouv.fr/public/mistral/joconde_fr?ACTION=CHERCHER&FIELD_1=REF&VALUE_1=07430005362).

Жан Эрманн в своей монографии 1985 года приводит репродукции нескольких картин, композиционно очень похожих на полотно из музея Бовэ, вот одна из них:



Автор неизвестен, Резня по указу Триумвирата, ок. 1550 (черно-белая репродукция)

То есть, «Резня по указу Триумвиров» из музея в Бовэ, во-первых, имеет достаточно серьезную историю (описана в каталоге 1817 года), и во-вторых, удачно вписывается в мэйнстрим французской и голландской живописи эпохи маньеризма. Но, судя по приведенным фактам, во второй половине пятидесятых годов установка уже была такая: если мэйнстрим, если есть неплохой провенанс - то это не может быть Кароном, ну, в смысле - обоснования слишком слабые и недостаточные. Карон - это обязательно что-нибудь с сюрреалистическими приколами и закидонами и маргинальной историей.

Приведенная выше картина неизвестного автора некоторое время находилась в кантональном музее Лозанны. 5 июля 2007 года картина была выставлена на продажу на Лондонском аукционе Сотби’с. В качестве автора значился Антуан Карон - могу только предполагать, что на этом очень сильно настаивал тогдашний хозяин полотна (может, даже какую экспертизу подогнал). Однако, позиция лондонских аукционщиков отличалась прямотой: Карон - ОК, обозначим автором Карона; предварительная оценка - 10 - 15 тысяч фунтов стерлингов, цена по результатам торгов, включая комиссию, взимаемую с покупателя - 21600 фунтов. Продано! - Следующий лот!

Продолжение следует

* * *

В данной заметке использованы сведения из публикации (помимо упомянутых выше): Neil Cox - A Painting by Antoine Caron, Papers of Surrealism Issue 7, 2007: The Use-Value of Documents.

Посмотрим, История

Previous post Next post
Up