Тема вступительного Adagio этого красивейшего Виолончельного концерта в отдельных фрагментах заметно напоминает третью часть Первого скрипичного концерта Шостаковича. Она же проявляется и в самом конце: Концерт фактически заканчивается в том же задумчивом настроении, которым и начинается. У Вайнберга, однако, нет такого надрыва и жуткой неопределенности ожидания, как у Шостаковича, его Концерт носит гораздо более светлый характер. Он полон красивых и оригинальных мелодий, порой с еврейским, а порой - даже испанским окрасами (я будто бы уловил кое-где ритмы хабанеры). При этом все очень умело и со вкусом оркестровано, поэтому слушается с большим интересом и удовольствием. Я бы не стал говорить о вторичности этого сочинения по отношению к Шостаковичу - несмотря на некоторые тематические пересечения с Первым скрипичным концертом, оно весьма самобытно.
В Виолончельном концерте Вайнберга больше рефлексии, нежели в его же Фантазии для виолончели с оркестром (о ней я уже писал ниже), однако эта рефлексия не мучительна и не горька, а, скорее, возвышенно печальна. Тихий, нежный, невероятно красивый конец у этого произведения. Длинная мелодия завершается в верхнем регистре виолончели - ностальгический взгляд большого романтика.
Отсюда Claes Gunnarsson, Svedlund, Göteborgs Symfoniker
Click to view
Соль Габетта et l'Orchestre philharmonique de Radio France sous la direction de Mikko Franck
Click to view
Легкая музыка Мгновения классики