Режиссёр Марлен Хуциев
Авторы
сценария Анатолий Гребнев
Марлен Хуциев
В главных
ролях Евгения Уралова
Александр Белявский
Юрий Визбор
Оператор Герман Лавров
Композиторы Юрий Визбор
Булат Окуджава
Кинокомпании Мосфильм.
Творческое объединение писателей и киноработников
Длительность 107 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1966
Фильм этот я в принципе видел, но плохо смотрел. Теперь посмотрел хорошо, тем более, что на днях не прочитал, но просмотрел киноповесть, то бишь сценарий фильма, изданный книжкой. Авторами там значатся Анатолий Гребнев и Марлен Хуциев, кинорежиссеры всегда вводят себя в соавторы, как маститые доктора-профессора начинающих кандидатов, хотя тут режиссер и автор сценария были ровесниками.
Фильм лирический, захватывающий, хотя он - ни о чем и ни о ком. Ничего толком не происходит. Два молодых человека, как говорят сегодня, "встречаются". Она - Лена, актриса Евгения Уралова, похожая интонациями на мою любимую Ольгу Яковлеву, после этого больше в таких больших и главных ролях не снималась, хотя играла их в театре имени Ермоловой, но так и не стала известной, ее героиня - красивая, но холодная, редкостная стерва, которая сама не знает, что ей надо, и мучает партнера, просто так, без всякой причины. Он - Володя, Александр Белявский, тоже толком не реализовавший себя актер, был способен на гораздо большее, но все-таки всенародно известный. Про его героя сказать нечего, обычный человек, молодой специалист, из тех, самых, к кому навязываются в соавторы маститые профессора. Их дуэт гармоничен и прекрасен, но мелодии их не совпадают. Почему? Неизвестно. Так сложилось.
Есть еще чудесный Юрий Визбор, Алик, постоянно меняющий девушек, что очень не нравится Лене, он кажется легкомысленным, но в нём есть глубина. И зануднейший эрудит Владик, эту роль исполнил кинорежиссер Александр Митта, он мог бы быть превосходным актером. И еще несколько человек, и они весь фильм тусуются, иначе не скажешь. Но это далеко не всё!
Эти длинные планы, положенные, как было модно в то время для значительности, на музыку Баха <…>, обладают некоей кинематографической магией, которая, впрочем, пропадает всякий раз, когда герои открывают рот. «Июльский дождь» не похож на обычный рассказ, скорее это зарисовки, очерки, наброски. Здесь нет ничего обязательного, ничего необходимого. Камера легко отвлекается от истории ради введения посторонних линий, ради интересного лица или интерьера. Такая композиция, по касательной, соотносит «Июльский дождь» с фильмами новой волны, родившейся в начале 60-х годов во французском кинематографе. Это написал Александр Генис. И это верно. Вот только французская "новая волна" мне чужда и неинтересна, нет в ней ничего нового, на мой взгляд. А этот фильм мне близок, он меня завораживает, втягивает в себя, и мне совершенно не мешает отсутствие событий, четких коллизий, завязок-развязок. Ну и на Москву 1965-66 годов очень любопытно смотреть.
Еще
Про Анатолия Гребнева я
не раз писал, он был однокурсником и другом мамы
Мое кино