Шестая глава Когда я первый раз выкладывал свои дневники, я почему-то решил исключить эти записи. И совершенно напрасно. Конечно, они путаные, многословные, порой невнятные, часто просто глупые. Но уж что было, то было. Или надо выкладывать всё целиком, или вообще этим не заниматься.
Я в те дни ненадолго влюбился в Марину Неелову в роли Виолы. Ничего удивительного. Замечательная актриса, очень привлекательная женщина, стоило мне увидеть ее живьем на сцене (а не на телеэкране - я видел тот же спектакль в телевизионном варианте, но там дорогая Марина Мстиславовна оставила меня равнодушным), как я зажегся и творчески возбудился. И сочинил такую лирическую мини-поэму в прозе, посвященную ей.
Знаю, что это скучно. Но пусть уж будет.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
18 июля 1978 года
В области современного балета
Недавно я впервые в жизни видел настоящий современный балет. К сожалению, не оригинал, а копию - "Сотворение мира" Минского театра (оперы и балета).
Балетмейстер Елизарьев - очень талантливый и своеобразный. Он хорошо строит танцы, изобретает красивые прыжки, очень зрелищен, ярок, красочен.
Но всегда стремится к общечеловеческим символам, глобальным вопросам, перегружая балет и делая его трудно воспринимаемым. Это несомненно в "Сотворении мира", философские проблемы не обязательны в балете.
У Елизарьева есть один художник, близкий ему во всем - Е. Лысик. Он или великий художник-примитивист современной школы, или ворует темы для своих панно с Запада. Так или иначе, сценография грандиозна, философски глубока и неповторима.
Нежная прима
Совсем неплохие солисты в Минском балете. Л, Бржозовская - прима, очень гибка, тонка, ломка, нежна, одухотворенна. В "Сотворении мира" она в телесного цвета костюме, покрывающем всё тело, как будто обнаженная. Это не дает возможности делать неловкие, фальшивые движения. Фигура Бржозовской тоже очень выразительная. Ее напоенные чувством движения в дуэте с Адамом надолго останутся в памяти.
Ю. Троян - очень обычный балерун по технике, но отличный актер, хорошо вписывается в современный балет.
В. Иванов и С. Пестехин танцевали очень легко и элегантно. Они совсем не плохие танцовщики.
В целом, зрелище необычное и талантливое.
Людмила Бржозовская - Лебедь
Образ, кажущийся легким
Виола в комедии Шекспира "12 ночь" - образ, кажущийся легким, но в действительности очень трудный и серьезный. И актриса М. Неелова вместе с режиссером П. Джеймсом превосходно справилась с задачей.
В чем трудность? Не только в том, что нужны определенные внешние данные. Неелова прелестно и очаровательно смотрится в костюме мальчика, он пикантно облегает ее маленькую фигурку и позволяет легко двигаться, извиваться и вывертываться в руках Фабиана - О. Шкловского.
Главная трудность в чувстве меры. Надо изображать юношу, но так, чтобы сохранилась женственность, но чтоб мы верили, хоть частично, маскараду.
И актриса с каким-то внутренним чувством равновесия находит среднее.
Очень трудно (особенно в спектакле) найти меру смешного и серьезного. Неелова любит настоящей, нешуточной любовью, но ее Виола обладает незаурядным чувством юмора и не может не чувствовать нелепости получившейся ситуации. И вот именно это: как Виола в потоке любви находит место оценке своего положения - поразительная удача актрисы.
Девичье сердце под мужской курткой
В пьесах Шекспира влюбленность обычно не мотивирована, его героини влюбляются мгновенно (это ренессансное мировоззрение). Неелова от этого не может никуда уйти, мы во второй сцене уже застаем Виолу влюбленной в герцога. Но любовь ее совсем не платоническая, в отличие от чувств герцога Орсино к Оливии. Олев и Неелова тонко и блестяще передают этот контраст.
Герцог широким жестом обнимает Виолу, принимаемую им за мальчика Цезарио, за плечи и повествует о своей высокой любви. Но в этот момент надо смотреть на Неелову: с какой стыдливостью она сначала отстраняется от Орсино, потом с трогательным выражением лица скользит обратно, уютно устраивается под герцогской рукой и нежно прижимается, держит его руку, как драгоценность.
Потом у Виолы вспыхивает страх: а вдруг герцог догадается? Снова она чуть высвобождается и затрудненно, порывисто дышит, видимо, всё еще ощущая руку Орсино на плече.
Мы видим, как бьется ее сердце, мы слышим это девичье сердце сквозь мальчишескую куртку.
И Виола не может больше выдержать близости любимого человека, и, чуть не забывшись, прижимается к его руке.
Из жизни фруктов
В статье о спектакле я назвал его сексуально-лирической комедией и рассуждал о разумной доле сексуальности в нем. Неелова хорошо чувствует грань меж чувством и влечением, она и держится постоянно на этой грани.
Актриса ни в коем случае не отсекает своего чувственного влечения к герцогу. К чести Олева надо сказать, что он сумел придать своему герою неподдельную мужскую привлекательность. И нити чувства, связывающие Виолу с ним, естественны и понятны.
Они вообще отличная пара с внешней стороны - могучий, стройный, крупный Орсино и миниатюрная, чуть полноватая (и оттого еще более приятная и привлекательная) Виола.
Она похожа на абрикос, еще розовый, покрытый нежнейшим пушком. Абрикос, рождающий ощущение особой теплоты. И этот абрикосик очень хорош рядом с золотистой, крепкой, но тоже наполненной сладким соком дыней.
Вот как захочешь теплоты!
Ощущение почти осязаемой теплоты, о которой я говорил - и есть в большой мере причина прелести Виолы, созданного Нееловой.
Эта теплота, теплота живого дыхания, теплота ее живого маленького тельца - теплота эта появилась благодаря внесению в разумной доле мотивов внешнего и, можно сказать, полового влечения к Орсино.
Но у Виолы это конечно не определяет всю направленность ее отношений (как у Оливии - А. Вертинской).
Любовь Виолы - Нееловой серьезна и по-своему нелегка. Она постоянно старается разобраться в чувстве. Она даже страдает немного от этого. Но, хорошо зная условия игры в комедии, актриса не драматизирует героиню. Она делает ее чувство немного легким и пронизанным светом.
Не азарт, а любовь
Но тем не менее в этой роли Неелова не злоупотребляет острой формой. У нее много задорных, смешных сцен. И когда она беседует с шутом, и блистательные ее дуэты с Вертинской, когда две актрисы с графичной изобретательностью распутывают сложные сочетания чувств. Очень остро, пластично проводит Неелова сцены шуточного боя с Эгьючиком, где проявляется ее гимнастическое владение телом.
Но в целом ее Виола - не веселая авантюристка, разработавшая детальный план и выполняющая его. У нее нет звенящего задора, азарта, который часто бывает у исполнительниц этой роли и который можно было ожидать от Нееловой, вспоминая ее обычную манеру игры.
Нет, эта Виола - девушка мягкая, не совсем уверенная в себе. Даже неважно, почему она оделась мальчиком. В комедиях Шекспира часто отсутствуют рациональные, логически связи. Но всё, что Виола делает, она делает из любви, попадая в нелепейшие ситуации и порой даже не зная, как выпутаться из них.
Ее действиями руководит не азарт, а любовь. И когда она в финале стоит, обняв Орсино и не может наобниматься с ним, ясно, что это для нее - высшее вознаграждение.
Любовь - ценнейшее благо в жизни и всю нашу судьбу, радости и печали определяют отношения между мужчиной и женщиной.
Вот мысль спектакля, гуманистическая и великая, вот подтекст того, что я не совсем благозвучно и фешенебельно назвал сексуальностью.
Марина Неелова и Анастасия Вертинская в "12 ночи"
Дневник 1978-79 Мои дневники