Восемнадцатая глава Нина Афанасьевна Сазонова в роли Вассы Железновой.
Тут я описываю два очень средних спектакля, не заслуживающих особого внимания, но в те годы я считал нужным стараться проанализировать любую постановку, пусть даже посредственную, неинтересную, ничем не выделяющуюся. Набивал руку, отрабатывал приемы... Всё впустую, как выяснилось позднее.
Поначалу я вовсе не стал выкладывать эти записи, но потом пришел к выводу, что выложить надо всё, что было мной написано. Пусть будет.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
30 декабря 1978 года
Ион Друце и его концепция
Ион Друце - один из ведущих современных драматургов, отлично умеющий через сугубо лирические мотивы провести вопросы, жизненно важные каждому (брр, не по-русски написано), вопросы совести, ответственности и человечности.
Общая концепция его творчества - что истинной жизнью может жить лишь человек, отказавшийся от всякой корысти, не беспокоящийся о карьере, а думающий о самом главном. И чем выше продвигается человек по служебной лестнице, тем бездушнее, мертвее он становится.
Михай Груя ("Святая святых") должен бросить всё, уйти со своего поста, вернуть человеческое лицо. От ухода Михая Груя недалеко до ухода Льва Толстого, как ни странно. В этом абсолютная закономерность появления "Возвращения на круги своя".
Галина Анисимова и Владимир Яковлевич Самойлов в спектакле "Праздник души"
"Праздник души" характерен явным внешним выражением всех друцевских идей, и фантастически-фольклорный образ Дойны, нетипичен драматургу (sic!), носит носит оттенок иллюстративности.
Эта драма менее тонка. чем ряд других последних произведений Друце. В центре - антигерой, по мановению пробуждающийся и понимающий, что не так жил, но преодолевший это. И под конец утвердился в неправоте, хотя жизнь его полна ночных мучений, и он ненавидит то, что создал: дом, семью, детей.
В умеренных штампах
Спектакль театра Маяковского поставлен Б. Кондратьевым в умеренных друцевских штампах. Чересчур эксплуатируется музыкальный фактор драмы, и первые два действия лишены динамики, рыхловаты в целом. В третьем действии спектакль набирает темп и кульминационный момент ярок и выделен.
Владимир Самойлов ведет свой образ от противного, начиная с самой высшей точки, самого просветленного состояния души. Актер тонко и постепенно развенчивает Тудора Рокану. Его сначала симпатичная ядреная грубоватость, простота - превращается, вернее, открывается с иной стороны. Это в действительности циничное, хваткое отношение к жизни и работе.
Причем Самойлов не отрывает героя от времени, в своих ночных монологах-воспоминаниях он показывает корни судьбы Тудора. Он стал таким, чтобы выжить, чтобы иметь обычные блага. Ради того он довел жену до сумасшествия, и она как страшный сон наяву все время стоит перед ним.
Сцена из спектакля
Усердный хозяин с тяжелой судьбой
Он способен мучиться - недолго, но он самодовольно отвергает все обвинения его же совести - Дойны - против себя, хотя актер так глубоко раскрывает все эти отвратительные стороны характера, что зритель-то убеждается в справедливости обвинений и не может не осудить.
В финале Владимир Самойлов (все-таки, точнее было бы написать: его герой) сбрасывает маску "усердного хозяина с тяжелой судьбой, он орет: "Хватит думать! Работать надо!" и уходит, не обращая ни на кого внимания.
Его эгоистичные, избалованные, равнодушные дети останавливаются перед плачущей матерью. Может, в их душу закралось сомнение?
27 января 1979 года
Изящная Васса Железнова
Спектакль Ал. Бурдонского "Васса Железнова" - элегантная, изящная стилизация под манеру Горького. Нет ни авторской сложности характеров, ни горьковского страстного проклятия.
Декорация - легкий, красивый выстроенный павильон (как же мы, монтировщики Малой сцены ЦАТСА, впоследствии намучились с этой чертовой декорацией! С виду легкий павильон состоял из дико, невероятно тяжелых составных частей. Хорошо хоть, спектакль этот шел нечасто, даже реже, чем раз в месяц), красиво, приятно построены и мизансцены, расположения героев. Четкая, ритмическая, симпатичная музыка щекочет нервы слегка.
Очень упрощенно играет Вассу Нина Сазонова, сосредоточив свои усилия, чтобы показать силу натуры, жестокость, хищническую цепкость Железновой.
Она лишена привлекательных черт, сурова, груба и подозрительна. Помирает как-то грубо, как в фарсе, падая на кресло. Предсмертные моменты актриса выполняет чисто внешне.
Поединок Вассы с Рашелью - просто поединок дюжей русской хамки с тонкой, нервной натурой.
Галерея нездоровых героев
Рашель Ал. Покровской - слабая, изящная, неуверенная в себе, постоянно старается доказать себе и другим, что у нее есть дело. Она не революционерка, она похожа на нравственную наркоманку, которой задурили мозг странными и чужими словами типа "класс". И вот Рашель пытается оправдать их, но не чувствуется ни малейшей внутренней убежденности. Она задурманивает себя периодически напоминанием о деятельности, а в действительности измученная беспорядочной жизнью очаровательная женщина, желающая одного - забрать ребенка.
Мне кажется, что она даже где-то больная, нездоровая, как другие герои пьесы.
Например, дочери Вассы. С. Дик очень хорошо играет Людмилу, ее инфантильность, дебильно-восторженное лицо становятся к концу ужасно неприятными, просто трудно на это смотреть. Наталья - И. Демина - редкая красавица, с тяжелым взглядом и с тяжелой душой, постепенно спивается и теряет обаяние.
Спектакль весь даже где-то веселый. Он полон балаганных, искусно поставленных моментов. Ведет эту линию Прохор Храпов, блистательно сыгранный в фарсовых приемах Андреем Петровым. Он весел, жизнерадостен, деловит. Великолепен весь облик Прохора, его пенсне, то и дело падающее, его походка, особенно когда он пьян, его сладкие взгляды на служанок.
Повадки добродушного тигра
Но еще ярче - матрос Пятеркин в исполнении А. Васильева. Непонятно откуда извлеченный Бурдонским, он вырос в огромную фигуру, олицетворяющую дикую, почти животную простодушность, повадки добродушного тигра и дьявольскую цепкость.
Васильев роскошен, красив, обаятелен. У него очень выразительный взгляд, то и дело кому-то подмигивающий, блудливый. Его танец - выплеск бескрайней, бесформенной, почти животной энергии.
Кроме этих, еще можно выделить Н. Рачевскую, с хорошим внутренним комизмом и ярко внешне играющую шпионку Вассы Анну Оношенкову.
А так - странный, поверхностный, но приятный для глаза спектакль.
Еще сцена из спектакля
Дневник 1978-79 Мои дневники