Дневник. 1983-86 год. Глава 10. Повседневная жизнь советского театра

Mar 19, 2019 10:54

Девятая глава


В центре Юрий Макаров - автор пьесы, о которой идет речь.

Редчайший случай, когда я упоминаю о том, что в то время работал в театре Советской армии монтировщиком, рабочим сцены, из-за чего крайне редко вырывался в другие театры. Да чуть ли не один раз это было, когда я зачем-то сходил посмотреть совершенно средний, рядовой, проходной, ничем не выдающийся спектакль, который шел в театре имени Станиславского.
Именно такие среднеарифметические постановки дают представление о "повседневной жизни" советского театра 80-х годов прошлого века. Пусть останется, так сказать, для истории.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


1 ноября 1983 года

Странная пьеса про антигероя

"Не был, не состоял, не участвовал" - так странно называется странная пьеса некоего Ю. Макарова. Пьеса эта, с одной стороны, производственная, со всякими речами о металлургии, смешно слушать, как их произносят актеры, явно ничего не понимающие в том, о чем они говорят, но накачивающие пафос и страсть изо всех сил.
С других сторон, есть попытка запечатлеть некий характерный для нашего времени тип личности в образе главного героя Нечаева. Он антигерой, преуспевающий начальник отдела контроля (ОТК) на заводе, где процветает чисто советская туфта и липа, насаждаемая директором, философски, социально, экономически оправдывающего свою политику обмана, и не без убедительности.
Нечаев вдруг попытался взбунтоваться, пойти против директора, своего благодетеля, но быстро погас и стал послушным исполнителем, хотя продолжает мучиться и понимает, что вести себя надо не так, но не может, слишком слаб и отравлен собственным благополучием.
В пьесе есть любовный треугольник, абсолютно пустой и равнобедренный, и псевдофилософские рассуждения старого друга Нечаева Пестика, но все это лишнее, для балласта, для порядка, согласно штампу, как и эпизод, где Нечаев выпивает один бутылку коньяка в лучших традициях современных пьес (на следующий день точно такую же бутылку выпил герой М. Ульянова в фильме "Без свидетелей". Но об этом после).

Шакуров в жанровых тенетах

Нечаев жанрово неясен, как и вся пьеса, продукт нашей эпохи. Он сначала чисто отрицателен и неприятен, потом вызывает сочувствие, а в финале отношение к нему явно ироничное, в целом справедливое. Но не хватает яда в этой иронии, в этом сарказме.
С. Шакуров не распутал жанровых тенет роли, не смог создать цельного и понятного образа. Его Нечаев неприятен, резок, с пронзительным, визгливым, скрипучим голосом, высокомерен, эгоистичен, холоден и зол.
С самого начала это человек внутренне не благополучный. Но развития у образа не хватает. Шакуров, прекрасный актер, повторяет одну интонационно-пластическую схему, кое-где разбавляя ее трюками, где царит его высокая актерская техника, но они уводят в сторону от сути. К финалу он утомляет и становится неинтересен.

Товстоногов-младший и рука режиссера

Не чувствуется в его работе руки режиссера, актер сам бьется с ролью, смиряет противоречия, выискивает нарушаемую автором логику. А. Товстоногов ограничил свое воздействие чисто техническими эффектами, нашел с И.Поповым, художником, тонкое лаконичное декорационное решение. На поворотном круге стоят четыре стенки из железа и стекла, в виде креста, если смотреть сверху. Круг вращается, и та секция, что перед нами, изображает любое необходимое помещение. Это помогает непрерывному ходу действия, но внутреннюю логику Товстоногов-младший продумал плохо, с пьесой не поработал, пустил ее на сцену такую, какова есть - со всем балластом, с двумя-тремя хлесткими фразами, будоражащими зал.

Занудный фарс с партбилетом

...Я ни слова не сказал о сюжетном ходе Ю. Макарова, что Нечаев теряет партбилет и начинает мучительно его искать. В связи с этим в пьесу введены занудные рассуждения деда Нечаева, старого большевика (кстати, отсидевшего в сталинское время) о партии, но мне об этих фальшивых и пошлых словах даже писать противно.
Хотя образ этого дела написан если не с иронией, то с ощущением дистанции, таких осталось мало, это грустно, но это и естественно. И мысль о том, что ныне партия - лишь трамплин для карьеры, звучит подспудно, как ни скрывай ее и ни прячь.
Нечаева-младшего обвиняют, что он плохой коммунист, но все коммунисты кругом такие же, и еще хуже. Оттого в финале никто не развенчан, не наказан, не увит лаврами, а дед-большевик умирает. Конец открыт. Как поступит дальше Нечаев, что скажет на партсобрании - неизвестно.
Актеры все играют в нормальном ритме, благо играть просто. Лучше других Л. Сатановский, Л. Борисов (занятный мягко-характерный актер), М. Янушкевич. Остальные - ровный фон. Спектакль типично средний, но я так редко вырываюсь в другие театры из ЦАТСА, что не утерпел написать.

Юрий Макаров слева


Мои дневники

театр

Previous post Next post
Up