Дневник. 1983-86 год. Глава 11. Еще не бесогон, а режиссер

Mar 20, 2019 10:46

Десятая глава


Михаил Ульянов в фильме "Без свидетелей"

Вот и еще один фильм Никиты Михалкова, который был 35 лет назад неплохим кинорежиссером, а иногда даже хорошим и очень хорошим.
Куда всё это девалось...
Этот фильм был очень даже хорош, и я к нему слишком сильно придирался, как зловредный Зоил. Но я представить себе не мог, до чего дойдет и во что выродится, превратится Никита Сергеевич!
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

1 ноября 1983 года

Ингредиенты векового рецепта

"Без свидетелей", последний (на тот момент, к сожалению) фильм Н. Михалкова - неожидан, по типичной женской, даже бабской мелодраме, семейно-бытовой, плаксивой и банальной.
Захватила и его нынешняя мода, поветрие - на мелодрамный сантимент. Недаром уже в четырех театрах или идет, или ставится самая слезовышибающая пьеса Островского "Без вины виноватые". А в кино мелодрамы различных мастей и сортов процветают и лично мне все это противно, хотя народу нравится.
Вот и Никита не утерпел, хотя он старался бороться с жанром, с его крайностями, заглушал слезу иронией, эксцентрическим юмором, ужесточал, чуть выворачивал, но до конца материал не преодолел.

Была и другая сложность, в фильме только два героя, и он весь - сплошной диалог с несколькими монологами. Эти монологи сделаны условно и чуть театрально, a parte, и этот прием меня раздражал, сбивая с великолепного напряженного ритма, который не дает терять нить и отвлечься.
Письма, которые читает Купченко, сильно сентиментальны и вышибают слезу. Она вообще кроткая страдалица с печальными глазами, тихая, постаревшая и безответная. Ее линия проста и малоувлекательна, как и вся беседа ее с бывшим мужем, женившимся на дочке академика (как это старо!).
В сюжете есть еще ингредиенты векового рецепта мелодрам - чужие дети, усыновленные и не знающие родителей, предательства, обманы и пр.



Царствует Михаил Ульянов

Вся активная и игровая функция в фильме принадлежит М. Ульянову. Он - личность весьма примитивная (надеюсь, понятно, что имеется в виду персонаж), но актер царствует, кружится в вихре эффектных находок и ритмических перепадов. Они и задают эту структуру фильма: тихая сцена, серьезная, вот-вот закапают сладкие слезы - и слом, резкий поступок. жест, комический контрастный эффект, не дающий расслюниться.
Ульянов виртуозен и жёсток, он не стесняется в оттенках игры, его герой ужасен, моральный садист и эгоист, он сначала напивается коньяком (при этом актер применяет множество находок и приемов с легкостью оттенков почти импровизационной), потом пускается в пляс под Бони-эм (включив магнитофон в комнате сына), потом раздевается и пытается снова сойтись с бывшей женой, преследует ее, выпытывает, что она собирается снова замуж, и, садистически запугивая, истязая, заставляет ее отказаться от нового брака. Во всем этом вырисовывается поистине страшная фигура, с азартом и лихостью, с подлостью широкой, буйной, хлещущей.


Финальные слюни

Финал очень слаб, снова слюни и всё хорошо. Сначала попытка возвести фильм на социальный уровень, дать некий абрис социального феномена в образе мужа, захлебывающийся монолог-исповедь, в который вложено много сил актером, и сделано это здорово, но весь эпизод риторически повисает. Кроме того, он как некий привесок к психологически-бытовой стилистике предыдущих сцен.
А самый последний кадр, после слезоточивого письма к любимому И. Купченко - оптимистический грубый мазок, чересчур лобовой, стандартный для Н. Михалкова.
Самое яркое - это Ульянов, крупнейший актер, его метаморфозы и гримасы, бесподобные штрихи, когда он напивается и вдруг оказывается на диване в очках и с невинно-домашним видом, потом резкий контраст, он уже в халате, с голыми ногами, плотоядно щурясь и помурлыкивая: "Девочка моя, иди ко мне".
И таких подробностей, укрупненных и почти театрально сделанных, много. На них держится пружина и энергия фильма, его занимательная сторона, в противовес ровной и приглушенной манере И. Купченко.
Но предыдущие фильмы Н. Михалкова, даже почти бесхитростная "Родня", гораздо более интересны.



Отрывки из фильма

image Click to view



image Click to view



Мои дневники
Дневник. 1983-86 год

фильмы-1, Микита

Previous post Next post
Up