Двадцатая глава Кадр из фильма "Парад планет"
Первые впечатления от произведения искусства - особенно интересные и часто бывают весьма ценными. Хотя не обязательно верными, но тут, впрочем, всё относительно.
В данном случае, похоже, я с первого раза воспринял оба фильма более-менее правильно. Правда, к "Жестокому романсу" с тех пор стал относиться получше. Да и к "Параду планет" Абдрашитова и Миндадзе - тоже. После первого просмотра я к нему придирался, напирая на то, что это не Феллини-Антониони. Зато потом понял. что это один из тех фильмов, которые можно пересматривать снова и снова, и целиком, и фрагментами. Он ни капли не устарел.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
26 ноября 1984 года
Мужские игры на свежем воздухе
Странен и сложен образный строй и сюжет фильма В. Абдрашитова "Парад планет".
6 мужчин в неопределенном возрасте от 30 до 40 попадают на некие военные сборы, где они везут какую-то пушку, потом стреляют, изображая из себя солдат почти натурально, хотя выстрелы холостые (это наиболее фантастический момент фильма). Но они с радостью отдаются играм в войну, забывая про свою городскую жизнь, треволнения и заботы.
Они уже были на сборах 2 года назад, но за эти два года друг с другом совсем не встречались, еще один вариант вечной современной темы некоммуникабельности. И вот они высвободились, вырвались и резвятся, как могут - катят артиллерийское орудие, в запале, в азарте стреляют по танкам "противника".
Но их деятельность оборачивается резкой иронией: приезжает офицер и сообщает, что учения окончены, а все они погибли от ракетного удара.
Взрослые люди разочарованы и разгневаны, но домой, в скучные будни, они не хотят, и предпринимают некое путешествие, полуреальное, полуметафорическое и фантасмагорическое.
2 характера из шести более-менее обрисованы, это некий грустный астроном - О. Борисов и продавец мясного отдела - С. Шакуров, с туго набитыми карманами. Остальные индивидуализированы вплоть до общих признаков: двое - явно рабочие, один - что-то вроде чиновника, один - С. Никоненко - неизвестно кто, но напоминает комсомольского работника. Есть некая непоследовательность в том, что лишь двое из шести конкретизированы. Тем более, что весь аспект, связанный с мясником, его друзьями, его работой - кусок актуальной темы сферы обслуживания, малоинтересно в фильме и скорее всего лишнее.
Через соблазны к просветлению
Путь героев лежит через соблазны и просветление обратно в серые будни, которые их вновь разобщают. Вроде бы так, сходно с рассказом Распутина "Век живи - век люби", но в то же время не укладывается в такую схему содержание фильма.
Сперва герои попадают в некий советский город женщин, и кадры эти эмоционально сильны, когда начинаешь понимать, что по улицам обыкновенного города идут только женщины, в основном, молодые и красивые. Оператор акцентирует то на одной головке, то на другой.
Далее возникает наполненный женщинам танцзал, где они танцуют друг с другом под стилизованную музыку ХХ века, синкопированную, механическую, жестяную, однообразную. Каждый из шести мужчин выбирает по партнерше, и начинаются соблазны.
Более выделена девушка О. Борисова - юное, явно девственное создание, родившее минутное чувство у разочарованного астронома. Фантастический женский город полунамеком подведен под реальное основание - текстильными заводами что ли. Острый кадр - напомаженный мужской манекен в окне магазина.
Потом 6 пар (чистых и нечистых тоже было 6 пар - случайно ли это?) бегут к реке, раздеваются, и предполагается некая ночная оргия. Но мужчины уплывают от своих минутных подруг на некий остров, где сушатся и греются вокруг костра, и где должно наступить просветление по намеченной вроде бы схеме.
Здесь все объединяются неким общим состоянием, конфликты и споры стихают, все свободны и раскрепощены. Идет якобы символический кадр, который подчеркивает ограниченность метафоризма и банальность киноязыка В. Абдрашитова.
1. Костер средним планом, мужчины вокруг и где-то звук самолета. 2. Салон самолета и самолет снаружи. 3. Костер - точка среди леса, как бы с высоты самолета.
Вот такой нехитрый монтаж ради мысли о затерянности человека и его истинном масштабе. Это не лучший кадр, но типичный для фильма, хотя есть прорывы в запредельное, правда, скомпрометированные повторами и чересчур педалируемые.
Турист, похожий на Христа
Далее наши герои идут через лес в поисках выхода и встречают некоего туриста-химика, внешне напоминающего не то Христа, не то что-то в этом роде (актер Борис Романов, фото выше). И он вывозит их на лодке к берегу, где они попадают в дом престарелых, весьма пристойный и поэтичный. Они идут, и старые, но почтенные и внешне крепкие люди здороваются с ними.
Это еще один эмоционально сильный кадр. На всех обитателях богадельни лежит печать потустороннести, возвышенности и анахронизма. Одна из старушек принимает О. Борисова за сына, и следует диалог между ними, где выясняется неудовлетворенность работой и жизнью, безрадостная усталость астронома.
Потом возникает тема парада планет, случающегося раз в тысячу лет, и все старики смотрят в небо и чего-то ждут под стремительную музыку какой-то симфонии Шостаковича.
То ли герои обретают некие корни, то ли это напоминание о будущем, то ли воссоединение с прошлым, но в финале возникает настоящее - современные урбанистические башни. Прямо посреди поля. Героев вновь поглощают будни, безрадостные и серые, но в них остается отзвук былой соединенности. И с ними вместе возвращается христосообразный химик, что не мотивировано и неясно.
Вот такой фильм, непростой и странный.
1 декабря
Мелодрама по мотивам трагедии
А вот совсем другой фильм - "Жестокий романс" Э. Рязанова. Именно жестокая мелодрама по мотивам трагедии Островского. Всё содержание - несчастная любовь очаровательной, прекрасной, нежной Ларисы к роковому красавцу Паратову и злосчастная страсть мерзкого, нелепого, идиотического Карандышева. Причем великолепно играют и юная Л. Гузеева, и маститые Н. Михалков и А. Мягков.
В связи с законами мелодрамы много внимания уделено цыганам, застольям, лихим подвигам Паратова. Финал перенесен на пароход.
Превосходны мудрый и ироничный Кнуров - А. Петренко, оборотистый и неглупый Вожеватов, не без привязанности к Ларисе - В. Проскурин.
Всё продумано и проснято очень профессионально. Но донельзя упрощены характеры и чувства, слишком дежурные и заданно красивые пейзажи.
Рязанов был выдающимся комедиографом, но драма ему не удается. Все красиво, выстроено, но очень однозначно и не трогает по-настоящему. Кадр холодный, мозговой, а терзания несчастной любви не представляют такого уж интереса и не заменяют сложного конфликта настоящей Ларисы с этим миром, видящим в ней чисто сексуальное удовольствие. Духовности не хватает, она (Лариса) не выше, не чище других, даже наоборот мельче. Ну и нечего больше писать.
Мои дневники Дневник. 1983-86 год