Дневник. 1983-86 год. Глава 44. Мой антисоветский наезд на перестройку

Apr 22, 2019 10:55

Сорок третья глава


Ролан Быков (и Донатас Банионис) в фильме "Мертвый сезон"

"Сейчас идет борьба за приукрашивание фасада, за устранение отдельных недостатков. Но, естественно, об устранении системы речи нет, ибо как было всё основано на лжи, так и будет.
Как были бесчисленные райкомы, горкомы и обкомы, которые никому не нужны и мешают нормальной работе людей, так и будут. И хоть заменят всех секретарей и хоть кто-то из них окажется лично честным, сама суть их предназначения - надзирать, указывать, контролировать тех, кто что-то делает - остается неизменной".
Вот что я думал о перестройке в 1986 году - это я поясняю для тупых, которые возьмутся со мной спорить сегодня.
В общем, я был прав в те далекие годы. У Горбачева не было планов развалить Союз или - не дай Бог! - строить капитализм. Он только хотел "улучшить" тот строй, который называли социализмом. Однако выяснилось, что строй этот улучшить невозможно, можно только разрушить. Вместе со страной. И что-то пошло не так - но уже позже, спустя года полтора-два.
А пока перестройка разгоралась постепенно, становилось интересно читать газеты, и уже не так интересно - художественную литературу, публицистика начинала преобладать.
Ну и завершилась грустноватая мини-эпопея с хорошим, сильным рассказом Нагибина и жалким, беспомощным фильмом, снятым по нему.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

30 марта 1986 года

Долой райкомы, горкомы и обкомы!

Вслед за Распутиным закричал и Астафьев. Повесть "Печальный детектив" тоже не умещается в рамки обычного жизнеповествования.
Здесь меньше открыто риторических монологов, хотя и они есть, но больше фактов - жутких, страшных, невероятных, но, увы, несомненных.
Нет сил терпеть! Жестокость и равнодушие огромного количества людей, тупость начальства, не забывающего, однако, о собственном благе. Жаль только, что это голоса вопиющих в пустыне.
Сейчас идет борьба за приукрашивание фасада, за устранение отдельных недостатков. Но, естественно, об устранении системы речи нет, ибо как было всё основано на лжи, так и будет.
Как были бесчисленные райкомы, горкомы и обкомы, которые никому не нужны и мешают нормальной работе людей, так и будут. И хоть заменят всех секретарей и хоть кто-то из них окажется лично честным, сама суть их предназначения - надзирать, указывать, контролировать тех, кто что-то делает - остается неизменной.
А следовательно и люди, там работающие, или применятся к подлости, или, если они честные, не смогут продолжать там работать.
На эти темы есть и "Картина" Д. Гранина, и спектакль "Говори".

Вера в доброго генсека

Хорошая была статья "Очищение", но крамольная фраза о среднем слое между "народом" и "руководством страны" - полная чушь, та же извечная вера в доброго царя, которого заслоняют нехорошие министры или секретари райкомов.
Но хорошо все-таки, что Айтматов, Распутин и Астафьев не могут молчать, хоть одного-двух они пробудят. Нравственное усовершенствование (эти слова есть буквально у Астафьева) - вот единственно возможный путь.

31 марта

Жестокая правда без протезов

Прочел рассказ Ю. Нагибина "Терпение". Поздновато, но прочел - после фильма Таланкина. И как я предполагал, так и оказалось. Рассказ настоящий, сильный, режиссер ослабил и исказил, испортил всё, что мог.
Всё совсем иное, сильнее и реалистичнее, прямо говоря.
Дети - такие, какие и бывают, никаких стремлений в Арктику, пьют, блудят, очень довольны. Скворцов оказывается ничтожеством, но это еще было в Стржельчике. Пашка-инвалид - ожесточенный и страшный, без всяких протезов. Это трудно снять, но потеря оказалась невосполнимой. Сусальность и эмоциональная бледность их (с Анной) встречи смешна рядом с нагибинским текстом.
И, наконец, финал - прямо противоположный. Анна погибает в ледяной воде, стремясь к Павлу, и такой конец, с оттенком безумия, но не самоубийства, более логичен и вытекает из характера героини, литературно выражаясь, и того характера, что играет Демидова.
Одним словом, этот рассказ Нагибина - едва ли не лучшее, что он написал. И не брался бы Таланкин за него!

Скандальное бабское чтиво

Н. Кожевникова - автор бабски изящных, мило написанных и претенциозных и слегка скандальных повестей. Одну, недавнюю, "В легком жанре", в силу ее скандальности, я прочел.
Что до изображения композитора Журбина в гротескно-сатирическом свете, я не знаю. А Пугачева выведена несправедливо. Единственно талантливая наша певица, при всех ее возможных недостатках, не заслужила столь злобной карикатуры.
А более раннюю повесть я и не смог дочитать. "Елена прекрасная" - такое пошлое, безвкусное, бабское чтиво! (Да здравствует сексизм!)

1 апреля

Опять о несчастном фильме

Еще о "Терпении" и фильме. Анна в рассказе потому не вернулась к семье, что к тем героям, что написаны Нагибиным, вернуться нельзя. Они ничтожны, жалки, не грубо отрицательны, но очень мелкие и плохие люди, и муж, и дети. И Таланкин ради своего благополучного финала перекроил все образы, вот откуда беды и недостатки фильма.

Лихой закрут Гранина

Очень хороший рассказ Гранина прочел - "Ты взвешен на весах", из жизни художников. Не крупное произведение, скорее эскиз, но в нем есть и богатство оттенков, и лихой закрут, в общем, изящная и очень человечная новелла.

14 апреля

Прелестные барышни - не голубые нимфы

Прочел я 2 романа Джейн Остин - Sense & Sensibility и Pride & Prejudice. Она хорошо пишет, стиль ее превосходен, великолепный мягкий английский юмор и т.п.
Но все-таки это очень женские вещи, рукоделие такое, психологическая тонкая вязь, говоря банальнейшими словами, но сразу два романа меня подутомили.
Впрочем, я еще не знаю такого писателя, чьи произведения можно читать подряд в большом количестве без известного уныния и даже скуки. Всё хорошо в меру. Джейн Остин - из достаточно однообразных и однотемных авторов, но очень высокого литературного уровня.
О ком и о чем пишет Джейн Остин? О прелестных утонченных барышнях, как правило, небогатых и влюбленных в гораздо более богатых, но тоже прекрасных, тонких молодых людей.
Перипетии чувств, психологические тонкости девических характеров, любви несчастной, горьких разочарований, но в конце всегда брак. Однако героини Остин не эфирно-голубые нимфы, они вполне живые, со слабостями, но очень привлекательные в целом. В общем, не худший образчик женских кружев в литературе.

19 апреля

Трагический Ролан Быков

По счастливой случайности пришлось посмотреть почти подряд Ролана Быкова в его двух лучших ролях - в "Мертвом сезоне" и "Проверке на дорогах".
И оказалось, что только эти две настоящие серьезные роли (про фильм "Комиссар" я тогда еще не знал) Быков и сыграл до сих пор. А в основном, эксцентрические, клоунские, тупые и иногда подлинно смешные, но поразительно однообразные работы, где Быков кривляется, ищет тончики, приемчики, плюсует и пр.
А ведь он не только комик, хотя определенная доля комедии в его творчестве должна быть. Но не только! Сколько трагикомических, да и трагических работ могло бы быть.

В "Мертвом сезоне" Быков играет абсолютно без приспособлений, голая психология, всё абсолютно серьезно. Но это было давно.
"Проверка на дорогах" - это его фильм. Его Локотков до смеха неказист, туповат, рассказывает нелепейшие анекдоты про Гитлера, ершист, ни в одном моменте не выказывает себя "благородно", "гуманно".

Без уголовных истерик

С перебежчиком Лазаревым говорит резко, сурово. Но почему-то совершенно точно ясно, что он добрейший человек, а научно объясняясь, гуманист на деле, не на словах.
Он не сразу верит Лазареву, но в какой-то момент понимает, что не верить нельзя, хотя не прощает до конца. Дает шанс реабилитироваться, но не прощает. Хотя и без истерики майора - А. Солоницына, схожей с истерикой уголовников.


Писать еще что-то об этом хорошем фильме не хочу - написано всё. Хотя не могу понять, по каким причинам (кроме принципа левой ноги или, иначе говоря, личных счетов) этот фильм не выпускали. У Василя Быкова есть повести пострашнее, да и фильмы по ним.
Хотелось упомянуть добрым словом Ролана Быкова. Впрочем. и В. Заманский заслуживает разговора, но как-то не увлек он меня. Есть некоторое сходство с А. Болтневым, внешнее.

Кадр из фильма "Проверка на дорогах"


Мои дневники
Дневник. 1983-86 год

политический балаган, фильмы-1, литературное

Previous post Next post
Up