Дневник. 1986-87 год. Глава 2. Марионетки и виньетки

Apr 26, 2019 11:28

Первая глава


"Осень нашей весны" Резо Габриадзе. Птичка Боря.

Записи мои становятся всё менее аполитичными, если можно так выразиться. Неудивительно: ветры перемен дули все сильнее, назревала революционная ситуация, "процесс пошел", и всё это невозможно было не заметить.
Так что чисто художественные впечатления неизбежно будут перемежаться краткими реакциями на изменения общественно-политической ситуации. Но это, в основном, в следующих главах. Пока больше об искусстве. Хотя уже и не только.
Спектакль "Фабричная девчонка" в филиале театра имени Моссовета я явно недооценил. До сих пор его помню! Значит, все-таки это была хорошая постановка.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

29 мая 1986 года

Требуется подготовленный зритель

Грузинский театр марионеток под руководством Резо Габриадзе - интеллигентный и интеллигентский, эстетский, с отличным чувством стиля, цвета и ритма, с безошибочным художественным вкусом.
В спектаклях много ассоциаций, аллюзий, перекличек с самыми различными пластами мировой культуры: литературы, кино, живописи и пр. Множество сугубо грузинских намеков, интонаций, ассоциаций. Но не столь сильно, чтобы стать замкнутым в себе национальным раритетом.
Хотя требуется образованный, культурный, подготовленный зритель.
Всё театрально, действенно и лаконично, но сюжеты пьес пересказу не поддаются, ибо суть притчи, параболы, иносказания.
Есть элемент автоиронии, редчайший для грузинов, очень уверенной в себе нации, в целом не воспринимающей и не принимающей какой бы то ни было иронии.

Полуэлитарный театр притчи

"Бриллиант маршала де Фантье" - комедия с бурным, буффонным, абсурдно-фантастическим сюжетом и с лирическими мотивами, подсвеченными тонким, изысканным юмором, не теряющим трогательности.
"Осень нашей весны" - сложно выстроенная притча, грустная, почти трагическая, но и в ней много юмора, тоже тонкого и непередаваемого.
Хотя основной мотив минорен: человек губит своих меньших братьев. Удивительно трогателен главный герой, птичка по имени Боря, сказочно-фантастический персонаж, идейный центр притчи.
В общем, театр изысканно тонкий, полуэлитарный, но не лабораторно эзотерический, хотя и не для массового зрителя. Самое близкородственное явление - мультфильм Норштейна "Сказка сказок". Так же неуловим сюжет, трудновыразима идея, но сильно эмоциональное действие.


Партизаны и озверевшие комбедовцы

Прочел еще одну партизанскую повесть Василя Быкова "Карьер". Сильно, правдиво, как всегда. Но создалось у меня впечатление, будто Быков пишет одну большую книгу о партизанстве Белоруссии, а его повести (не все) - как бы главы будущей книги.
Оттого есть неизначальность и недоконченность в каждой отдельной повести. В данной повести, кроме моральной проблематики, заметил я вот что: пересмотр взгляда на советскую историю 20-х-30-х годов, все делалось неправильно, всё не так. Губилось самое ценное, людей ожесточали, озверяли, лишали человечности.
Всё это не ошибки, не перегибы, а общее неверное направление.
Эта мысль читается из рассказа попадьи в "Карьере". ее муж принял революцию, пытался объяснить озверевшим комбедовцам, что Бог внутри нас, Бог это нравственность, а получал в ответ тупые поношения разнузданного быдла, растормошенного революцией.

Экзаменационные ветры перестройки

Василь Быков не первый, все эти мотивы есть у Василия Белова, Можаева, Федора Абрамова, но потихоньку и правительство приходит к пересмотру истории. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.
Из учебников истории и экзаменационных билетов убрали расправу Сталина над Троцким, Зиновьевым и пр. Пока убрали, никак не изменив. Ну что ж, увидим, что будет дальше.

1 июня

Спектакль советских контрастов

"Фабричная девчонка" Володина - старая пьеса, вновь возрожденная на Малой сцене театра Моссовета.
Режиссер Б. Щедрин, конечно, не стал возрождать ее всерьёз, на весь сюжет легла тень иронии и остраненности.
Всё действие введено в эпоху, иронически подчеркнутую, увиденную как бы издалека, со стороны. Главный прием - контраст между мнимым и действительным, реальной советской действительностью, изображенной в пьесе, и ее официальной интерпретацией, кинохроникой, последними известиями тех лет и т.д.
Прием не новый, достаточно эффектный, однако всё это мелковато, на бытовом уровне.
Актеры, в основном, играют прекрасно, особенно Л. Дребнева и С. Проханов, но некоторые актрисы никогда не излечатся от мелодраматической интонации и аффектированности, В. Карева, в первую очередь.

Сцена из спектакля


Актриса Людмила Дребнева. В роли Женьки Шульженко, "фабричной девчонки" из ранней пьесы Володина, я ее крепко запомнил. Была она очень симпатична и даже прелестна


Мои дневники
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Необязательные мемуары

театр, литературное

Previous post Next post
Up