Меня тут недавно спрашивали, что такое ТВК (моя полушуточная классификация "Тоже Военный Корабль"), и просили расписать с примерами в 1890-1905, 1910-1920, 1930-1945 и околосовременности. Это, на самом деле, интересная тема, потому что при словах "универсальный крейсер" у большинства в голове британский "
Белфаст" или что-то вроде.
На самом деле, "Белфаст" это не ТВК, а именно универсальный крейсер. Он и с тяжелыми крейсерами мог успешно драться за счет скорострельности пушек. Даже "Газелле" у немцев и "Сентинел" у англичан не вполне подходят под это определение, потому что ограниченную боевую ценность против эсминцев и тральщиков они все же имели. В период 1890-1905 ТВК это мореходные канонерские лодки вроде "Корейца". Применительно к ПМВ, по разряду ТВК проходят скорее субмарины. Как-то участвовать в эскадренном бою они не могли банально по причине скорости, для перестрелки даже со скромно вооруженным Q-шипом они были слишком слабы, а торпед было слишком мало. Но вообще в периодах 1910-1920, 1930-1945 существовал специальный класс
patrol sloop, который как раз про это. Ему наследует современный класс "сторожевой корабль", он же буржуйский patrol vessel. Да, на крейсерах и эсминцах удивительный мир военно-морского флота не заканчивается.
Скажем, датский
Diana-class patrol vessel - это как раз классический пример "скаута для бедных" из моей
части 8. Максимально дешманское корыто, единственный плюс которого заключается в том, что кушать не просит. Низкие эксплуатационные расходы в сочетании с возможностью крупносерийного производства даже промышленностью Дании. Шесть - это не очень крупносерийное, но Дания все-таки больше заинтересована в патрульных судах океанской зоны. Вот у Швеции похожих
Tapper class 11 штук. Зачем они нужны? Затем, что есть много задач, которые может выполнять даже кораблик массой около 1000 тонн (на начало ХХ века, в XXI речь может идти даже о сотне тонн) с парочкой пулеметов и десятком морпехов на борту, если он формально тоже военный.
Быть формально военным важно потому, что полиция юридически может выполнять свои функции только в пределах территориальных вод. Пограничники - плюс-минус там же. Береговая охрана может иметь ограниченную компетенцию в пределах исключительной экономической зоны, но если нужно применить силу в международных водах или (в рамках миротворческой миссии) в территориальных водах другого государства, делать это вправе только ВМФ.
Копипаста
Я нашел
тему на ФАИ, где описан широкий круг задач для ТВК. Пожалуй, я извлеку оттуда список, слегка его подредактировав:
1. Борьба со всеми видами преступности на море как в своих территориальных водах, так и за их пределами.
2. Защита свободы судоходства (и иных видов морской финансово-хозяйственной деятельности) в более широком смысле. Например, противостоянии с силовыми структурами других государств "на грани войны", которая, однако, нежелательна. Задействование настоящих боевых кораблей может повлечь еще большее ухудшение обстановки или нежелательное ЧП, а вот ТВК будет в самый раз. Еще один хороший пример - нейтрализация минного оружия, которое в принципе может быть использовано террористами, и прецеденты были.
3. Внешнеполитическая деятельность в виде дружественных визитов, союзных учений и т.д. Классическая "демонстрация флага".
4. Изоляция очагов напряженности от их накачки извне оружием, иностранными наемниками, военными советниками и прочими ресурсами разрастания конфликта.
5. Охрана важных стационарных морских и прибрежных объектов от террористических и иностранных диверсионных атак со стороны моря.
6. Патрулирование собственного (союзного) побережья с целью выявления мест базирования пиратов, участков берега используемых для организации подпольной выгрузки товаров в обход пунктов таможенного контроля, прибрежных перевалочных баз террористов, етс. Особенно актуально когда контролировать побережье не покидая суши проблематично или невозможно (отрезанные морем от основной территории острова, отсутствие или сезонность непрерывных сухопутных дорог вдоль всего берега, етс). В таких условиях вообще остро встает вопрос содействия сухопутным подразделениям ВС и правопорядка на приморских участках суши. Речь идет не о высадке масштабного десанта на хорошо обороняемое побережье, а о том, что тот же полицейский спецназ может быть неплохо подбросить до места операции и потом оттуда забрать. Если это была засада на каких-нибудь террористов, то может быть актуальна и поддержка огнем тоже.
7. Мониторинг морской активности потенциального противника в мирное время, с целью своевременного определения угрозы и приведения в боевую готовность более серьезных сил. По этому же пункту проходит "техническая разведка".
8. Обеспечение безопасности своих граждан и гос.имущества за рубежом без вступления в чужой конфликт. Как правило, сводится к эвакуации своих граждан из зоны зарождающегося конфликта.
9. Обеспечение транспортных перевозок в государственных интересах в ситуации, когда привлечение гражданского подрядчика для этой цели невозможно. Причинами могут быть избыточная опасность доставки, секретность перевозимого груза и другие похожие обстоятельства.
10. Участие в специальных операциях других силовых структур: освобождение заложников в открытом море, высадка групп захвата/уничтожения особо опасных банд, етс.
11. Сопутствующие задачи, которые не являются военными, но являются слишком срочными, чтобы объявлять тендер, как то: гуманитарная помощь жителям побережья, поисково-спасательные операции на море, помощь в устранении последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Теперь и в космосе
Насколько эти задачи будут актуальны в космоопере? Полностью актуальны. Только патруль в космосе выглядит не как много маленьких кораблей, находящихся вблизи зоны патрулирования, а как много мощных телескопов, просматривающих ее с разных ракурсов. Космос-то прозрачен, и горизонта там нет. Боевое дежурство в привычном смысле может быть актуально в том случае, когда материальный объект должен оказаться в опасном районе быстро, а разместить там постоянную базу невозможно.
Исходя из списка задач, к числу космических ТВК будут, кроме уже описанных в части 8 скаутов-наблюдателей, относиться быстроходные перехватчики, имеющие целью выполнение досмотровых функций, и корабли обеспечения спецопераций. Последние идейно представляют собой УДК для бедных, которые вполне могут быть созданы на основе корпусов гражданских судов. Тем не менее, богатые тоже будут применять такие корабли там, где полноценного УДК слишком много в плане как его возможностей, так и эксплуатационных расходов. Еще более приятный для национального бюджета вариант может заключаться в том, чтобы выплачивать гражданским судовладельцам дополнительные субсидии за соответствие их судов требованиям, предъявляемым к ТВК, и право привлечь при необходимости к выполнению соответствующих задач.
Перехватчики, разумеется, должны нести какое-то оружие, но без фанатизма. Одна пушечка для уничтожения наглого нарушителя, отказывающегося от досмотра... или даже просто для того, чтобы выбить ему двигатель да сенсоры, убивать-то зачем? Пара ракет на случай активно маневрирующей цели, больше не надо. Вот, как бы, и весь арсенал. Пострелять по поверхности астероида в рамках поддержки действий спецназа можно примерно тем же. Объект, на котором действует спецназ, обычно не нужно уничтожать полностью. Если астероид нужно именно разрушить (борьба с терроризмом), то на ракеты можно поставить термоядерные боеголовки.
Самое интересное следствие из всего этого поста заключается в том, что космооперная "война первого контакта" будет вестись именно такими кораблями, абсолютно не приспособленными для противостояния себе подобным. Потому что ничего получше у "высоких договаривающихся сторон" не нашлось. Уже потом присутствие конкурента обеспечит нормальную гонку вооружений и оптимизацию кораблей под выполнение именно боевых задач.
Да, все это в некотором роде тизер нового рассказа, который сейчас находится в стадии вычитки.