Фильм, снятый на Nikon в Антарктике

Nov 13, 2014 11:30

Как ведут себя фотокамеры Nikon в условиях Антарктического холода? Можно ли снимать фильмы фотоаппаратом? Чем занимаются участники 53-й Полярной Антарктической Экспедиции в Арктике? Ответы на эти вопросы даёт непосредственный участник событий кинорежиссёр, продюсер, член Союза Кинематографистов России Сергей Александрович Вологдин.



«Большинство людей при соприкосновении один на один с величественной природой Антарктиды испытывают минуты душевного прозрения», - Ф. Лоу.

- Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, вкратце о целях и задачах 53-й Антарктической экспедиции, о себе и своей роли в ней.

- По профессии я кинорежиссёр, теперь ещё и самостоятельный продюсер. Много лет проработал в документальном кино на телевидении. Начал свою деятельность в Творческом объединении «Экран» в 80-х годах, затем продолжил её в «Союзтелефильме» Гостелерадио СССР. Если посчитать - за плечами около тридцати фильмов различных жанров. Это, пожалуй, не так много для режиссёра-документалиста.

Последние и самые для меня интересные годы работы на телевидении были связаны с популярной передачей «Очевидное - Невероятное» (ведущий - Сергей Капица). При участии в качестве режиссёра в создании первого на ТВ научно-мировоззренческого сериала по космологии: «Объять необъятное», «Живая Вселенная», «Семья Солнца», «Тайна планета Земля», появилась уникальная возможность общения со «звёздами первой величины» от науки. Тогда мне, простому смертному, повезло чуть-чуть «прикоснуться к тайнам мироздания».

Хотел бы добавить, что это был достаточно сложный период преодоления скептицизма со стороны научного сообщества по отношению к телевидению. Затем несколько лет сотрудничества с Институтом космических исследований РАН по программе освещения российских исследования Ближнего и Дальнего Космоса, в т.ч., марсианского проекта «Фобос», далее Ближний Восток и т.д. Но это отдельные истории…

Наверное, понятно, почему в январе 2008 года наша съёмочная группа в составе двух человек (я и режиссёр-оператор Ирина Маликова) оказалась в Мельбурне на борту НЭС «Академик Федоров» в качестве участников второго этапа 53-й международной Полярной Антарктической Экспедиции. Следует отметить, что нам в какой-то мере повезло. Экспедиция к ледовому континенту проводится в рамках Международного Полярного года (МПГ) - один раз в 50 лет. Для справки: МПГ - форма международного сотрудничества, объединяющая национальные программы и проекты, направленные на достижение приоритетных целей полярных исследований.



Россия принимала активное участие в первом и втором международных полярных годах: 1882-1883 и1932-1933 гг. Цель нынешнего МПГ - определение текущих и оценка будущих изменений климата и окружающей среды полярных областей. Мы оказались в компании «международного научного сообщества», которое состояло из географов, гидрологов, климатологов, океанологов и людей прочих специальностей. Из иностранных участников экспедиции были учёные из Австралии, Германии, Республики Корея. Если коротко охарактеризовать задачу нашей экспедиции в Антарктиду - это провести комплекс океанографических работ в морях Южного океана, посетить и по возможности «расконсервировать» сезонные полевые базы Ленинградская и Русская, произвести плановую смену зимовочного состава на станции Беллинсгаузен.



Станция «Русская» расположена в наименее изученном регионе Западной части Антарктиды на побережье Земли Мери Бэрд, отличающимся к тому же крайне суровыми климатическими условиями. Работы по её созданию начались в летний сезон 1972 года, однако в результате сильных ураганов вся инфраструктура - служебные и жилые помещения, технические сооружения, - была почти полностью разрушена. Частично станция была восстановлена в 1980 г. Просуществовав всего 10 лет, станция была законсервирована в 1990 г.



На станции «Ленинградская», что стоит на покрытом материковым ледяным покровом берегу Отса, до нас вообще 20 лет никого не было. Станция была законсервирована в конце 80-х годов. Надо было проверить её состояние и установить 2 метеорологических прибора.



Станция расположена на нунатаке - гребне скального образования в 3 километрах от береговой линии Моря Сомова, длиной с километр, шириной 100-150 м, высотой 294 м.

- Каковы особенности фото- и видеосъёмки во время Вашей экспедиции в Антарктиду, догадаться несложно, и всё же, не могли бы вы рассказать о своей технике и работе с ней поподробнее?

- Помимо цифровой видеокамеры у нас с собой были две фотокамеры Nikon: D200 и D80. Сразу скажу, что наша основная работа - видео. В течение двух месяцев мы проводили видео-мониторинг научных экспериментов на борту НЭС, репортажные съёмки с мест событий. Фотокамера рассматривалась как вспомогательный инструмент на случай выхода из строя основной видеокамеры или в отдельных случаях использовалась как дублирующее устройство.

Фототехника находились в следующих температурных условиях: 16 января, 2008 стартовали из Мельбурна при температуре +30 °С. В это время в Австралии лето. Затем, по мере продвижения судна в сторону Антарктиды, температура постепенно снизилась до минус 3-5 °С. На материковой части в «разгаре антарктического лета» температура местами доходила до - 18°С. Следует отметить, что переход температуры от плюсовой к минусовой происходил постепенно, без резких перепадов. В течение всей «морской» части экспедиции (около двух месяцев) нам приходилось почти круглосуточно производить съёмку на открытой палубе при сильном ветре. Добавьте сюда постоянно высокий (более 70 %) уровень влажности среды от испарений солёной воды океана, моросящего дождя и брызг в штормовую погоду.



В отличие от видеокамеры, которая имела специальный защитный чехол, наши «Никоны» обходились сменными полиэтиленовыми пакетами, которые с одной стороны, в какой-то мере предохраняли их от прямого попадания влаги, с другой (в закрытом виде), защищали камеры от появления конденсата при выходе с палубы в тёплые каюты. В этой части мы руководствовались инструкцией по уходу за камерой. Работа на станциях происходила при круглосуточной минусовой температуре (от минус 5°С в помещении до минус 15-20°С). И здесь оба «Никона» не подвели ни разу.



Смена непрерывно возникающих новых экстремальных обстоятельств совершенно естественно может вызвать эмоциональный стресс у любого, даже крутого пользователя, а у тех, кто в Антарктиде «на новенького», в некотором смысле может «поехать крыша». Особое место по сложности занимала фото- и видеосъёмка с борта вертолёта Ми -8, из открытых дверей, при полёте над океаном к месту десантирования, расположенному на ледниковом покрытии станций Ленинградская и Русская. Как всё происходит. Полетели. Сильная вибрация. Вертикальная и горизонтальная нестабильность из-за сильных, быстро меняющих направление ледяных воздушных потоков. Манёвры вертолёта относительно солнца требуют от фотографа постоянного контроля экспозиции, чтобы своевременно внести соответствующую поправку. Однако, о смене настроек во время полёта, сидя у двери, не может быть и речи: панель управления и контрольный монитор фотокамеры засвечены слепящим солнцем, с другой стороны, затяжной, в несколько минут, период световой адаптации зрения, исключает всякую оперативность действий.



Единственный выход - подготовиться заранее, установить параметры съёмки перед полётом ещё на борту судна. Далее: вертолёт зависает над выбранным пилотами местом посадки, затем осторожно снижается и чуть-чуть касается колёсами льда…, командир, не выключая двигатель, держит вертолёт как бы навесу, готовый в любую секунду в случае экстренной эвакуации оторвать его от поверхности. На выгрузку людей и груза предусмотрено 2-3 мин при работающем двигателе, который и создаёт дополнительную проблему при съёмке - как удержаться на ногах под порывами ледяного ветра, многократно усиленного работой лопастей. В лучшем случае удавалось пару раз нажать на спуск. Перед самым полётом я интуитивно поставил режим «приоритет выдержки», около 1/1000 сек, чтобы застраховаться от «шевеленки». И, как оказалось, это было правильное решение.

Запас освещённости в летнее время практически неограничен за счёт яркого, местами слепящего солнца, абсолютно прозрачного воздуха, а также высокой отражательной способности ледяных поверхностей и снега. Сплошной ультрафиолет! Кроме того, как я уже упоминал, здесь постоянная минусовая температура, ветер 12-18 метров в секунду. Пальцы леденеют и теряют чувствительность мгновенно даже в перчатках. Техника фотосъёмки без специальной подготовки самая простая: достал камеру, навёл, щёлкнул, спрятал камеру и пошёл дальше… или пополз.

Да простят меня профессионалы! Приоритет выдержки 1/500 или 1/1000 сек гарантирует, что при достаточной освещённости вы получите сносное изображение, без передержки. Другое дело, что диафрагма может оказаться при этом неоптимальной. Приемлемую резкость обеспечивает и широкий угол объектива.



И вот чем меня поразила камера Nikon D200: даже при значительных экспонометрических ошибках - как я уже говорил, чисто физически невозможно что-либо переключить на камере, а нажимать на кнопку надо, она всё равно выдавала результаты, полностью пригодные для дальнейшей работы. Однажды, находясь в каюте, я стал смотреть и анализировать результаты одной из оперативных съёмок и чуть не упал от удивления, увидев на экране монитора кадры, сделанные при ярком солнце при чувствительности 1600 ISO (в спешке забыл переставить чувствительность) с совершенно нормальным изображением. Спасла опять маленькая выдержка. Осознав собственные ошибки, я ещё раз проникся уважением к Nikon D200.

Здесь хотел бы сделать небольшое отступление. Общеизвестно, что репортажные съёмки на видео и фото - это фиксация на плёнку «момента истины» интересного события или объекта и т.д. При съёмке события внимание оператора и фотографа должно быть полностью сосредоточено на построении сюжета, характерных деталях этого события до тех пор, пока оно в информационном плане не изживёт себя. В большинстве случаев оператор и фотограф работают в условиях постоянного цейтнота. Одновременно одному человеку снимать на видеокамеру и фотоаппаратом не удаётся. Или-или!

Более 20 лет я носил с собой на съёмки плёночный фотоаппарат, и ничего толкового из этого не выходило. С появлением новых цифровых технологий в кинематографе, произошла своеобразная интеграция между цифровой фотографией и цифровым видео. Это отдельная тема. Скажу следующее: если раньше цифровое изображение не могло конкурировать с плёнкой по широте передачи полутонов, то сейчас с появлением многомегапиксельных фотокамер нового поколения проблема постепенно решается.



Сегодня появилась возможность использовать фотоаппарат в качестве основной аппаратуры для создания оригинального фильма, собранного из файлов фотографий с последующим переводом в avi для нелинейного монтажа. Здесь уместно напомнить историю создания уникального короткометражного фильма «Взлётная полоса», который получил мировую известность более 40 лет назад. Фильм почти полностью смонтирован из чёрно-белых фотографий. Снял его французский режиссёр, актёр и кинооператор Крис Маркер.

Фотофильм, снятый фотоаппаратом Nikon - это не традиционное «слайд - шоу под музычку», а оригинальное произведение, снятое по технологии «комикса». Это рассказ с помощью фотоизображений, связанных между собой авторской идеей. Схематично это выглядит так: перед тем как приступить к фотосъёмке, требуется сделать «раскадровку» эпизодов, по которой осуществляется съёмка и монтаж. Раскадровка осуществляется по классической схеме: от общего плана к среднему, к деталям в определённой последовательности. От перемены слагаемых планов, которая целиком зависит от авторского решения, сумма планов не меняется. Меняется художественное достоинство фильма. И таких сюжетов, допустим, десяток. И если их выдать последовательно с частотой 25 кадров в секунду, получится фотофильм.

Ещё одно открытие для себя сделал при изучении возможности Nikon D200 не без помощи коллег из Южной Кореи, которые находились на борту судна вместе с нами, это интервальная съёмка. Вот пример: идёт во льдах корабль с определённой скоростью. На видео можно снять, как перемещаются относительно судна красивые облака, льды, торосы и т.д. Но очень скоро, в течение нескольких секунд, в информационном плане кадр себя изживает. Нужно брать паузу, ждать, затем ставить новый план и т.д. Довольно скучное и утомительное занятие.

Прикрепляем Nikon D200 к лееру судна, запускаем фотокамеру в режиме интервальной съёмки на 20-30 минут. Интервал - 1, 3 ,5 секунд. Получаем 500-600 снимков высокого качества, на которых можно лицезреть, как солнце переходит из одной фазы в другую, как движутся и меняются формы облаков, смещаются воздушные потоки и льды. Совершенно фантастический результат!



В этом смысле интервальная съёмка является уникальным инструментом для творчества. Позволяет запечатлеть то, что видеокамера не способна передать в принципе: отдельные фазы, пластический переход из одного состояния в другое во времени. Впрочем, я не являюсь первооткрывателем интервальной съёмки: многие, наверное, видели ролики, снятые специальной цейтраферной камерой, про то, как распускаются цветы, тают сосульки, день быстро переходит в ночь и т.д. Просто с появлением цифровых технологий появились новые доступные творческие возможности.

- Каковы же технические особенности интервальной съёмки, как её лучше осуществлять?

- Мы находились в зоне постоянного светового дня, поэтому экспонометрические проблемы у нас практически не возникали: за полчаса, которые камера стояла и фотографировала, освещение (экспозиция) практически не менялись. А все геометрические погрешности, которые возникают при движении судна (отклонения от линии горизонта при качке) легко исправляются при обработке снимков в графическом редакторе. Программирование интервала съёмки зависит от скорости фотографируемого процесса: в нашем случае, закат-восход, движение и изменение формы облаков и т.д. Можно раз в секунду делать снимок, через две секунды, через три - камера всё это позволяет. Главное - надо иметь хорошо заряженную батарею (у нас их было три, держал в тепле на груди), карту памяти большой ёмкости, и надежно фиксировать фотоаппарат на время съёмки. Чтобы составить полный конспект снимаемого пространства, лучше применять широкоугольный объектив. У нас был NIKKOR 17-35mm.



Получив набор фотографий, можно подумать о монтаже фильма. Существуют программы, в которых последовательность графических файлов легко превращается в ролик avi, который является исходным материалом для нелинейного монтажа. Далее статичные кадры можно выстраивать в зрительный ряд - сюжет определённой временной протяжённости, задавая ему соответствующий темп и ритм подачи. Динамику передают ещё ракурс и цвет исходной фотографии.



В завершение отмечу: «запас прочности» по разрешению у фотокамеры по сравнению с видео высокой чёткости достаточно велик. Например, видеокамера c тремя ПЗС-матрицами даёт 1440х1080 точек, а фотографии с разрешением 10 МП у Nikon - это 3872х2592 точек. Как говорится, возможны варианты. Отсюда, любую фотографию, снятую Nikon, можно легко адаптировать для видео.
Что касается интервальной съёмки, это будущее, эту технологию надо более детально изучать и применять: можно снимать фильмы, делать клипы для Интернета, и наконец, научиться продавать их и т.д., но об этом, как мы говорили в своих фильмах для программы «Очевидное - невероятное», «надо рассказывать отдельно».

- И как ваши камеры выдержали такую «пытку» на морозе? Они выжили?

- Они оправдали себя на все 100%. Кстати, на D80 мы клипы не снимали - у неё нет интервальной съёмки. Интервальную съёмку я делал при температуре от 0 до +3 градусов, и D200 выдерживала подобные процедуры без вопросов. На одной батарее в этих условиях она делала порядка 550-600 кадров в JPEG. У неё прекрасная герметизация, так что никаких проблем с запотеванием или попаданием влаги внутрь камеры тоже не возникало.

- Почему вы отдали предпочтение камерам Nikon, ведь сейчас очень много других зеркальных фотоаппаратов?

- Да, я остановил свой выбор именно на камерах Nikon. У D80 мне очень понравился корпус. Чувствуется, что он надёжен. Даже когда руки немеют от мороза, всё равно его чувствуешь. Кстати, D80, на мой взгляд, идеальный вариант для тех, кто только начинает фотографировать. Но больше всего мне понравилось, что мои камеры выдержали холода, влажность и все эти перепады. Потому что в таких жёстких условиях у них действительно были все шансы загнуться, но они выдержали и до сих пор прекрасно работают!



Интервью впервые было опубликовано на сайте Nikon. Расскажите, понравилось ли вам интервью?

Если у вас есть фотографии, сделанные вами в экстремальных условиях крайнего Севера, предлагаем выкладывать их в комментариях. А ещё предлагаем вам добавить наш блог в друзья, так вы сможете читать наши посты прямо в своей френд-ленте.

Также вы можете прочитать:
Я | ФОТОГРАФ. Андрей Шапран: «В фотографии очень важна удача»
Я | ФОТОГРАФ. Федор Юрчихин
Я | ФОТОГРАФ. Джим Брэденберг
Я | ФОТОГРАФ. Джо Мак Нелли
Я | ФОТОГРАФ. Иван Дементиевский. Интервью

интервью, путешествие

Previous post Next post
Up