Через восток Новгородской области проходит железная дорога Петербург - Москва - прямая, как стрела, и скоростная. Путь меж двух столиц на обычном поезде занимает 7-8 часов, а "Сапсаны" преодолевают его и вовсе за три с половиной часа. За окном стремительно проносятся леса, поля и деревни, и не всегда можно догадаться, что, стоит лишь немного свернуть в сторону, как окажешься в глуши. Проезжая станцию Окуловка, можно внимательно посмотреть в сторону и увидеть, как от магистрали уходит неприметная однопутная ветка. Ведёт она в посёлок Неболчи в ста километрах севернее, и по ней единственный раз в неделю ходит пригородный поезд, представляющий собой тепловоз со всего лишь одним вагоном. 102 километра он идёт больше трёх часов. В январе 2014 года его и вовсе успели отменить, но спустя два года, среди зимы он снова пошёл.
В середине января я на два дня съездил в Карелию, о чём уже успел рассказать. А уже оттуда я, не возвращаясь в Петербург, направился в дебри Новгородской области. Почему такая странная комбинация? Потому что из Окуловки поезд на Неболчи отправляется в 8-45 утра, а из Питера в Окуловку к этому времени приезжать слишком неудобно, поэтому проще соединить с какой-либо другой поездкой, когда можно утром приехать в Окуловку ночным поездом. Итак, в Петрозаводске вечером я сел на фирменный поезд "Карелия", идущий в Москву в обход Питера. Остановку в Окуловке этому поезду теперь сделали технической, и билеты туда не продаются. Поэтому мне пришлось покупать билет до следующей станции - Бологое, и либо ехать на первой электричке в обратном направлении, либо попросить проводника открыть мне дверь в Окуловке на техстоянке. От второго варианта я в итоге отказался, - поезд и в Бологое прибывал в пять утра, а в Окуловку и вовсе в четыре; хотелось поспать подольше.
2. Итак, после сна на верхней полке, в пять утра я покидаю тёплый плацкартный вагон и выхожу на давно знакомый вокзал станции Бологое-Московское (в последний раз я был тут двумя неделями ранее, возвращаясь из Вышнего Волочка). В сравнении с Карелией здесь заметно теплее - всего 6-7 градусов ниже нуля. На календаре 20 января. По перрону ходит человек в оранжевой жилетке и с характерным шуршанием расчищает лопатой снег.
Проваливаясь в дремоту, я примерно час просидел в полупустом зале ожидания, где большинство пассажиров спали. Народу мало, но движение поездов оживлённое, - в ранние часы через Бологое проходят поезда, которые утром прибывают в Питер. Видел я и астраханский поезд, и Москва - Таллин, а на одном из дальних путей полчаса стоял поезд Иваново - Петербург, идущий со стороны Сонково.
3. Вот и моя электричка на Окуловку. Народу мало, и почти все - железнодорожники с бесплатными билетами. Ближе к конечному пункту вагоны стали немного заполняться жителями местных деревень, которые в Окуловку ездят на работу. Я перед прибытием даже ненадолго заснул под мелодичный стук колёс и голосовые объявления остановок - Заключье, Лыкошино, Угловка...
4. Итак, Окуловка. С детства знакомая мне станция, как, наверное, и большинству из читателей. В самом городе я побывал в мае 2014 года. Современный вокзал построен в 2008 году, - к сожалению, старое здание середины XIX века снесли. На часах ещё нет и восьми утра, но на привокзальной улице уже довольно многолюдно, и царит оживление. До моего поезда на Неболчи ещё целый час, который я коротал в зале ожидания.
5. Осенью 2015 года на вокзале Окуловки поставили памятник Виктору Цою. Как оказалось, в честь того, что он много раз проезжал через эту станцию. Интересно, почему из огромного множества людей, проезжавших Окуловку на поезде, выбрали именно Цоя? Я бы ещё понял, если бы он, к примеру, на поезде в Неболчи отсюда съездил :) Да и памятник выглядит довольно аляповато. В общем, при всём моём уважении к творчеству Цоя, получилось довольно странно :)
6. Пол девятого утра. В зимних рассветных сумерках возвращаюсь из зала ожидания на перрон. Справа видна электричка, на которой я приехал. А посередине стоит синий маневровый тепловоз ТЭМ2 с одним вагоном. Я увидел его ещё когда выходил из электрички, и сразу догадался, что это именно мой поезд на Неболчи. До отправления чуть больше десяти минут. В вагоне погашен свет, и совсем мало пассажиров, за окном сугробы и пасмурный рассвет. Всё это навевает какую-то сонную атмосферу. В этом вагоне мне предстоит ехать три с половиной часа.
7. Стрелки показывают 8-45, на вокзале по громкой связи объявляют отправление нашего поезда, и мы медленно трогаемся и выезжаем в сторону Малой Вишеры и Питера. Пока ещё по магистральной линии.
8. И через несколько минут - тот самый момент! Двухпутная электрифицированная магистраль остаётся в стороне, и мы уходим по ветке на Неболчи. Позади осталась дорога с оживлённым движением, и мой поезд из одного вагона оказывается на глухоманной малодеятельной ветке. Впрочем, пока ещё в черте города Окуловка.
9. Вокруг мелькают домики.
Окуловка - единственный город на этой линии. Живёт тут всего 11 тысяч человек (в конце 1980-х было 17), но Окуловка довольно большая по площади из-за малого количества капитальной застройки. К тому же, город был образован в 1965 году слиянием двух посёлков - собственно, Окуловки (у одноимённой станции) и Парахино-Поддубье, - ныне это северная часть города.
Проезжаем железнодорожный переезд возле целлюлозно-бумажного комбината, рядом два человека смотрят на поезд с неподдельным удивлением, - даже местные привыкли, что по этой ветке почти ничего не ходит.
10. В 8-57 делаем первую остановку, - станция Поддубье (как оказалось, в 2014 году я до неё чуть-чуть пешком не дошёл). Вокзал дореволюционный, над входом даже указан год постройки - 1911.
Именно тогда началась история этой железнодорожной ветки. В начале XX века в Поддубье появилась лесопилка (на базе которой и возник, уже в советские годы, ЦБК), и от станции Окуловка Николаевской железной дороги к ней был построен подъездной путь. Уже после революции железная дорога стала продолжаться дальше, - в 1924 году она дошла до села Белого (ныне посёлок Любытино), когда в этом районе были открыты месторождения глины и бурого угля, а во время войны, в 1942 году, в срочном порядке был построен участок Любытино - Неболчи, - ветка стала сквозной и использовалась как рокадная, то есть шла вдоль линии фронта в обход оккупированных районов, помогая связать осаждённый Ленинград с Большой Землёй. И до наших дней она по-прежнему связывает магистраль Петербург - Москва с тепловозной линией Мга - Будогощь - Сонково.
11. В девять утра отправляемся из Поддубья:
12. И затем покидаем Окуловку. Медленно перестукивая колёсами, поезд выезжает из города и оказывается среди лесов и полей. За окном всё больше рассветает.
13. И уже через десять минут вокруг снова жилые дома, улицы, машины. Это - посёлок городского типа Кулотино (две с половиной тысячи жителей).
14. А это бывшая станция Кулотино - теперь уже простой остановочный пункт. Деревянный вокзал постройки, видимо, 1924 года уже явно не работает, - часть окон заколочена. Хоть и посёлок, по местным меркам, не маленький, но железной дорогой тут явно никто не пользуется, - полустанок выглядит совершенно глухим.
15. Кулотино находится рядом с Окуловкой, а после него лесные дебри за окном всё гуще. Поезд едет по узкому лесному коридору среди елей и берёз, и иногда ветви деревьев задевают стенки вагона.
16. А иногда, оглашая округу гудком тепловоза, он вырывается из леса в поля и деревни, останавливаясь буквально на полминуты на остановках с вот таким пейзажем.
17. В пол десятого утра лес снова закончился, и поезд въезжает в посёлок Котово. Живёт здесь полторы тысячи человек, и даже есть квартал пятиэтажных домов, в котором легко узнаётся военный городок. В Котово расположена воинская часть и арсенал ракетных войск, благодаря чему между Окуловкой и Котово сохраняется периодическое движение грузовых поездов.
18. Вокзал здесь уже гораздо более поздний, - построен в 1990-е годы, а теперь ещё и выкрашен в цвета РЖД. Примерно в этих местах вагон стал постепенно наполняться. В Котово уже садились люди.
19. Едем дальше. Снова вокруг лес...
Видео. Вот примерно с такой скоростью поезд ехал почти всю дорогу. Конечно, не сравнить с
веткой Земцы - Жарковский, но всё равно совсем не быстро.
Click to view
Следующая наша остановка - небольшой посёлок с забавным названием Топорок, где речка Перетна (на которой стоит Окуловка) впадает во Мсту. В самом посёлке находятся колония-поселение и мебельная фабрика.
20. Деревянный вокзал, видимо, тоже довоенной постройки. Как я понимаю, свою функцию он сейчас уже не выполняет и, наверное, является просто жилым домом. На станции село, кажется, двое пассажиров.
21. Посёлок и его дома. Топорок, по сравнению с Кулотино и Котово, выглядит уже довольно глуховатым местом.
22. Отправляемся со станции и медленно переезжаем мост через реку Мсту. Устье Перетны расположено чуть ниже по течению, - всё это время Перетна текла где-то рядом с железной дорогой, но мы её ни разу не пересекли. А Мста - это одна из основных рек ильменского бассейна; выше по течению на ней стоит город Боровичи, а ниже - посёлок Любытино, который у меня ещё впереди.
23. Мост остался позади, и железную дорогу снова обступает густой заснеженный лес. После десяти утра останавливаемся в деревне Трубец. Глухоманный полустанок, маленькая деревенька среди леса и болот. В вагон село ещё пару человек, и мы трогаемся дальше.
24. Зима! Спит под снегом природа...
25. А это село Комарово, полустанок на железной дороге называется Вомпе (у меня это название ассоциируется с чем-то эстонским). Село довольно большое, и здесь в вагон зашло сразу почти десять человек. Атмосфера в вагоне стала какой-то более оживлённой, до меня доносились голоса пассажиров. Были здесь и дети. В целом ехать было очень уютно.
26. Остановка 43-й километр (такое расстояние мы едем уже почти два часа!). Среди леса стоит глухая деревня Овсянка, которая, вроде, уже выглядит заброшенной. Народу здесь видно не было.
27. Станцию Зарубинская я проспал, а через полчаса вокруг стали расстилаться вот такие живописные пейзажи.
28. Станция Гамзино находится уже рядом с районным посёлком Любытино, местность вокруг выглядит уже не такой глухой, как на предыдущих километрах дороги. Деревянный вокзал, в котором топится печка, выглядит со стороны весьма уютным. Дежурная после короткой стоянки поднимает диск, и мы отправляемся дальше.
29. Вдоль рельсов - домики и сараи. Постепенно деревни переходят в ПГТ Любытино (2,5 тыс. жителей) - местный районный центр, через который проходит автодорога, связывающая Боровичи с Малой Вишерой. Железная дорога идёт лишь по окраине посёлка, но именно станция Любытино дала посёлку название, получив его от одной из деревень по соседству.
30. Несмотря на то, что Любытино районный центр, станцию здесь разжаловали в остановочный пункт (при том, что Топорок и Гамзино остаются станциями). Впрочем, движение на этой линии настолько свелось к минимуму, что даже странно, что ещё не все станции перевели в остановки. Вокзал в Любытино типовой послевоенный, и сейчас уже стоит заброшенным.
Пассажирский состав здесь почти целиком обновляется. Большинство пассажиров вышло, чтобы вечером ехать обратно в свои деревни, а на следующих полустанках садились уже те, кто по магазинам или ещё каким-то делам ездит не в Любытино, а в Неболчи, - иначе не позволяет расписание.
31. В Любытино мне предстоит вернуться вечером, уже после захода солнца, а железная дорога идёт дальше по ещё более глухим местам. Деревень почти нет, сплошной лес, холмы, болота, среди которых раздаётся протяжный гудок нашего тепловоза.
32. Наверное, с времён вечевой Новгородской Республики пейзаж тут и не менялся...
33. А остановки поезда на этом участке выглядят в основном вот так:
34. Вот между еловыми лапами прячутся заснеженные домики. Это деревня Чадково, - кроме этого поезда, сюда нет иного общественного транспорта.
35. Вагон, рядом с купе проводника. Кстати, обратите внимание, - здесь печку топят дровами!
36. Хорошо стоять в хвостовом тамбуре и смотреть на уходящую вдаль нить стальной колеи. Две полоски рельсов, а вокруг чащи и болота.
37. Кое-где колея идёт прямо, и иногда напролом через болота, по насыпи. Хорошо видно, что строили этот участок во время войны в срочном порядке, поэтому и напрямик, - проводить изыскания было некогда.
Видео:
Click to view
38. Ветки деревьев продолжают скрести по стенам и окнам вагона, и с них осыпается снег.
39. Деревня Перница. Когда-то здесь была лесовозная узкоколейка, построенная в 1940-е годы, на которой в первое время работали немецкие военнопленные. По другую сторону от деревни была ещё Вагановская УЖД, построенная уже в 1970-е. Обе узкоколейки закрыли и разобрали в конце девяностых годов.
40. На часах уже полдень, осталось совсем чуть-чуть до прибытия в Неболчи. Поезд пересекает по мосту текущую в глубоком овраге речку Мду, а затем в деревне Елисеево делает последнюю остановку - 99-й километр.
41. Переезд на автодороге, соединяющей Неболчи и Любытино:
42. Огибаем болота и небольшие холмы...
43. И, наконец, последний километр нашего пути, - из леса вдруг вынырнула дорога Мга - Сонково; в целом она довольно малодеятельная, но после ветки Окуловка - Неболчи кажется верхом цивилизации. Построена она была в 1920-е годы, а до 1999 года по ней ходил через Сонково поезд из Питера в Москву. Но в наше время и здесь пассажирского движения осталось очень мало.
44. Прибываем в Неболчи. Возле путей стоит терминал погрузки кварцевого песка, явно построенный недавно, после открытия пять лет назад в посёлке горно-обогатительного комбината.
45. Наконец, в 12-22 прибываем. Тихая станция Неболчи, с красивым деревянным вокзалом 1920-х годов. В этих местах сохранность довоенных вокзалов лучше, чем в более западных районах Новгородской области, так как война досюда не дошла.
46. Вид в сторону Будогощи и Мги. Между прочим, из Питера в Неболчи можно за один день доехать с пересадкой на станции Будогощь, но уже не каждый день; раньше можно было и из Окуловки в Питер через Неболчи доехать за один день, но теперь, к сожалению, поезда Окуловка - Неболчи и Будогощь - Хвойная ходят в разные дни. Раз в неделю здесь ходит также ночной поезд Петербург - Сонково, на котором я тоже ещё планирую проехать.
47. Рядом с вокзалом стоит и старая водонапорная башня. Похоже, что в начале 1920-х здесь строили ещё по дореволюционным проектам, - всё же проектировалась линия ещё в 1910-е.
48. Мой поезд. Обратно он поедет лишь через три с половиной часа. Этого времени с лихвой хватит на прогулку по Неболчам.
49. Пассажиры моего поезда бодрым шагом куда-то разошлись, - в четыре часа они тоже поедут обратно. Торопиться некуда, - времени много. Вдоль железной дороги идёт улица Ленинградская, рядом в вокзалом тихая площадь.
50. Заснеженный Боровичский край. Тихая и сонная русская провинция.
51. Рядом с вокзалом обнаружился небольшой памятник Ильичу, который от лежащего на нём слоя снега кажется каким-то сутулым.
52. По соседству - мемориал с именами уроженцев посёлка, погибших на Великой Отечественной войне:
53. Пушка ЗИС-3:
54. Уходим в центр посёлка, мимо здания администрации (слева). Сейчас Неболчи - посёлок городского типа с населением около двух тысяч жителей.
Впервые этот населённый пункт упоминается в 1564 году как погост Егорьевский в Неболчах, затем носил название погост Неболоцкий. В 1920-е годы здесь прошла железная дорога Мга - Сонково, и при станции Неболчи стал расти посёлок, в 1962 году получивший статус ПГТ. В 1938-1963 годах Неболчи были районным центром (причём район назывался Дрегельским - по соседней деревне Дрегли). Сейчас Неболчи в составе Любытинского района.
55.
56. Справа от деревянных домов виден типовой дом культуры.
57. А это, судя по крыше, домик железнодорожников 1920-х годов. Ныне здесь молельный дом каких-то протестантов.
58. Пожарная часть:
59.
60. Поселковые улицы. Иногда мимо проезжают машины, где-то дети идут из школы. Пару раз издалека доносились гудки тепловозов.
61. И всюду лежит ослепительно белый снег.
62.
63.
64. Местами можно увидеть гидроколонки с характерными ледяными наростами. Кстати, деревянное здание на заднем плане - поселковая больница.
65. Сделав круг, возвращаюсь к привокзальной Ленинградской улице...
66. В целом Неболчи мне довольно сильно напомнили
Будогощь в Ленинградской области, до которой здесь недалеко. Всё же, недаром у меня там было ощущение, будто это уже Новгородская область.
67.
68. До поезда по-прежнему времени много, поэтому, вернувшись к станции, я прошёл мимо неё и направился дальше вдоль железной дороги.
69. Бани, по-видимому, до сих пор топятся дровами.
70. Так, вдоль железной дороги я пришёл к лесокомбинату, который, надо сказать, внешне выглядит достаточно хорошо. Кроме него, в посёлке ещё есть два леспромхоза, один из которых основан был ещё в 1931 году и по-прежнему носит название Дрегельский.
71. Развилка. На автодорожных указателях видны знакомые названия, напоминающие о близости к Ленинградской области: по окраине Неболчей проходит автодорога Любытино - Бокситогорск.
72. По переезду пересекаю железную дорогу. Вдалеке видна станция, к моему поезду из одного вагона тепловоз уже прицепили с обратной стороны, для отправления назад в Окуловку.
73. А так выглядят Неболчи за железной дорогой. Как ни странно, эта часть посёлка показалась мне более оживлённой, чем центр. Видимо, из-за движения по дороге. Туда-сюда всё время ездят самосвалы, - в окрестностях Неболчей добывают кварцевый песок, и в 2011 году в посёлке был построен горно-обогатительный комбинат.
74.
75. Идя по дороге, я услышал какой-то приглушённый стук. Решил остановиться и прислушаться, пытаясь понять, откуда он доносится. Оказалось, это дятел.
76. А потом я вышел из посёлка. Домики вокруг закончились, и началась природа.
77. Вокруг очень приятный лес. Жаль только, я нигде не нашёл протоптанных тропинок, чтобы туда сходить. А снег слишком глубокий.
78. Так по дороге я прошёл несколько километров, вдыхая свежий воздух Новгородской области.
79.
Но потом время уже стало заканчиваться, немного оставалось до обратного отправления моего поезда. Той же дорогой я пошёл назад к станции, успев ещё сделать привал на привокзальной площади. Благо, было не слишком холодно, - всего около минус семи градусов.
80. Мой поезд уже готов к обратному отправлению. На соседнем пути ДМ62 с каким-то коротким грузовым составом.
Прохожу в уже знакомый вагон. Пассажиры все те же самые, и выходить из поезда будут на тех же остановках, где садились. На обратном пути я уже не снимал, - становилось темно, да и спать хотелось (сказался подъём в пол пятого). Назад я ехал уже не до Окуловки, а только до Любытино, и почти всю дорогу спал при тусклом свете и медленном стуке колёс.
81. В Любытино прибыли уже затемно. С подножки вагона соскакиваю прямо в сугроб и провожаю взглядом уходящий поезд, который ещё через два часа будет в Окуловке, а затем отправляюсь пешком по вечерним любытинским улицам.
По населению Любытино лишь слегка превосходит Неболчи (хотя почему-то всё время кажется, что оно значительно больше). Осматривать посёлок Любытино - интересное историческое место, мне предстояло уже на следующий день. О нём я и расскажу в следующий раз.