Погуляв в
прошлый раз по центру (Верхней части) Нижнего Новгорода, перенесёмся теперь на левый берег Оки, в Нижнюю часть, названную так из-за расположения на низком берегу реки. Здесь, в левобережном Канавинском районе, когда-то находилась Нижегородская ярмарка, от которой сохранилось главное здание. Здесь же Московский вокзал, стрелка Оки и Волги, и некоторые другие интересные места.
Этот район я осматривал ещё в свой первый приезд в Нижний Новгород в 2013 году, и есть
пост того времени, в котором показаны примерно те же места.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:
2. Начнём с видов на эту часть города с правого берега, которые я уже показывал в первой части. На переднем плане - Канавинский мост через Оку, построенный в 1930-е годы. Правее видно впадение Оки в Волгу, а у стрелки двух рек - собор Александра Невского - архитектурная доминанта Нижней части, а за ним виднеется строительство стадиона к ЧМ-2018.
3. Вид левее, то есть выше по течению Оки. В кадре виден метромост, за ним - советская застройка (особенно выделяется высотка управления Нижегородского метрополитена), а вдалеке видны спальные районы с многоэтажными новостройками.
4. Теперь перенесёмся на левый берег и первым делом пойдём к стрелке Оки и Волги. Кстати, ведущая туда улица так и называется - улица Стрелка. Перед нами, теперь уже вблизи, - собор Александра Невского, построенный в 1864-81 годах в память о посещении императором Александром II Нижегородской ярмарки. Надо сказать, вблизи он кажется как будто новоделом.
Нижний - город туристический, особенно в такие длинные выходные. В кадре выше виден отъезжающий от собора экскурсионный автобус. А когда мы шли из собора обратно, рядом с нами остановился ещё один, из которого вышли люди, внешне похожие на индусов. Неужели даже их сюда заносит?
5. Собор, как уже сказано, выходит к стрелке Волги и Оки, однако, к сожалению, выйти на саму стрелку нельзя. До недавнего времени там находился Нижегородский речной порт (в 2013 я его ещё застал), который теперь решили перенести в другое место, ниже по течению Волги. Сейчас место бывшего порта постепенно расчищают, и, хотелось бы верить, что там сделают прогулочную набережную, вроде той, что сделали
в аналогичном месте в Ярославле. Но пока территория закрыта, и лишь через забор можно посмотреть на Верхнюю часть и кремль.
6. Впрочем, пока на стрелку пройти нельзя, лучшие виды на Верхнюю часть открываются с Канавинского моста. В кадре хорошо различим и кремль, и
Михаило-Архангельский собор внутри него, и Строгановская церковь справа.
А это
аналогичный вид летом 2013 года.
7. Волга принимает в себя воды Оки, долго текущей сюда через Центральную Россию. И именно от этого места начинается среднее течение Волги. Но пока зима, и реки спят подо льдом и снегом. Вдалеке можно разглядеть город Бор на левом берегу Волги.
8. Ещё поблизости от Стрелки находится областное Управление ГИБДД, и памятник советской милицейской "Волге" на его территории. Машина, как известно, местного производства. Фото, к сожалению, нечётким вышло.
9. Идём дальше. Вокруг советские пятиэтажки, современные высотки, а где-то рядом строят стадион.
10. Но вдруг в этом пейзаже появляется дореволюционное здание. Именно это и есть центральное здание Нижегородской ярмарки, построенное в конце XIX века. Нижегородская ярмарка была крупнейшей в России и к началу 20 века здесь, на левом берегу Оки, выросла целая ярмарочная слобода, в которой в дни проведения ярмарки проживало до четырёхсот тысяч человек. В советские годы большая часть слободы была, к сожалению, снесена, из-за чего центральное здание ярмарки теперь и окружено советскими домами.
11. С другой стороны бульвара с ярмаркой переглядывается Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, построенный в 1822 году архитекторами А. А. Бетанкуром и Огюстом Монферраном (который строил Исаакиевский собор в Петербурге). Скульптура ангела перед ним - памятник ликвидаторам чернобыльской аварии.
12. А вот так Ярмарка выглядит с главного фасада, который обращён к берегу Оки. Внутри сейчас торговый центр, то есть хотя бы торговое предназначение здания сохранено.
13. История Нижегородской ярмарки начинается с XVI века. На этом месте она стала проводиться уже с 1817 года. Масштабы её были столь велики, что здесь устанавливались цены на зерно, хлеб, железо и ряд других товаров. Нижний Новгород стал торговой столицей Российской империи и получил прозвище "карман России". В советские годы город, как уже говорилось, переквалифицировался на тяжёлую промышленность.
14. А это Ока (на самом деле, она шире, чем кажется в кадре, - в кадре не другой берег, а остров в русле) и деревянная пристань для речных прогулок с дебаркадером годов так 1950-х.
15. Многоэтажки рядом с ярмаркой:
16. В шутку подумалось, что на этой вывеске между словами "Мир" и "Ковров" не хватает вставки "Россия. Владимирская область".
17. Сталинская застройка:
18. В нескольких минутах ходьбы отсюда находится Московский вокзал. Хоть и вокзал в Нижнем один, но он имеет название. Запечатлел я его только вечером. Что интересно, станция называлась "Горький-Московский" вплоть до 2010 года, когда самому городу вернули историческое название ещё в 1990 году. И в расписаниях указывались маршруты поездов вроде "Санкт-Петербург - Горький".
19. Интерьер вокзала (фото 2013 года):
Нижний Новгород - важный железнодорожный узел. Через него проходит Нижегородский ход Транссиба, который через четыреста километров на северо-восток приходит в вятский город
Котельнич, где соединяется с Северным ходом. Магистраль от Москвы до Нижнего была построена в 1862 году, а продлена до Котельнича в 1927. На юг от Нижнего уходит открытая в 1901 году линия на Арзамас и далее на Саранск, Пензу и в южные регионы. На северо-запад, вдоль правого берега Волги, ведёт тупиковая 60-километровая ветка на город Заволжье, построенная в 1934 году; в черте Нижнего у неё есть ответвление в район Сормово с тупиком на платформе Варя, откуда ходят электрички в Заволжье. Устройство Нижегородского ЖД узла достаточно сложное, и отдельные его сегменты вынесены за город на противоположные берега рек: за Волгой есть ветка на город Бор (станция Моховые Горы), а за Окой - разветвление на Павлово (станция Металлист) и на Кстово и верхнюю часть Нижнего. Здесь даже есть такое необычное явление, как городская электричка "Вокзал - Проспект Гагарина", которая идёт из нижней части города в верхнюю, делая огромный крюк по загородной местности.
Для наглядности я для отдельно интересующихся сделал схему всего описанного выше. Красным цветом выделены железные дороги (местами я прорисовал не все заводские подъездные пути). Карта кликабельна и открывается в полном размере.
Через Нижний проходят многие поезда, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь и Дальний Восток. Отдельные поезда из Нижнего ходят в Москву, Петербург, Казань, Киров, Воркуту, Адлер и, летом, в Новороссийск. Есть и электрички во все направления узла.
20. Памятник узкоколейному вагону ПВ40 рядом с вокзалом:
К сожалению, надо сказать, что именно привокзальная местность - на мой взгляд, самое неприятное место в городе. С ухоженной привокзальной площадью с блестящими торговыми центрами соседствует мрачный подземный переход, хаотичная торговля, покосившиеся домики и запущенные переулки с маргинальной публикой. Последнее, конечно, не дотягивает до уровня московской площади трёх вокзалов, но первое впечталение о Нижнем Новгороде впервые приехавшему сюда человеку способно испортить. Некоторой мрачности придаёт и нависающий сверху путепровод над железной дорогой.
21. Несколько кварталов рядом с вокзалом выглядит вот так. Даже и не подумаешь, что это миллионный город.
22.
23. Я сильно далёк от преднамеренного выискивания разрухи, но эта часть Нижнего реально удручает. Надеюсь, что городские власти возьмутся привести её в более приглядный вид.
24.
25. В этом месте с 1599 года известна слобода Кунавино. Предположительно это название происходит от денежной единицы куны. К 20 веку слово Кунавино преобразилось в Канавино, дав название и современному Канавинскому району. Ещё рядом с Московским вокзалом есть Канавинская автостанция (центрального автовокзала в Нижнем нет).
26. Есть, впрочем, и более приличные места. Вот, к примеру, городской цирк, который с 1980-х годов стоял долгостроем, но в 2007 году всё-таки был завершён.
27. И снова Ока. Не знаю, почему она здесь не замерзает, - из-за промышленных стоков или сильного течения. У берега зимует ещё одна пристань прогулочных теплоходов, а дальше виден метромост с автомобильным движением по верхнему ярусу.
28. Метромост тоже был долгостроем. Начали его строить на излёте советской эпохи, но потом наступили девяностые. Строительство несколько раз замораживали и возобновляли, и в итоге закончили и открыли мост для автомобильного движения в 2009 году, а поезда метро по нему пошли в 2012, когда была открыта станция Горьковская - первая в верхней части.
29. Вид вверх по течению Оки. Вдалеке виден Молитовский мост, построенный в 1965 году. По нему проходит трамвайная линия, связывающая две стороны города. Ещё дальше есть Мызинский мост (1981). В городе четыре моста через Оку, но, насколько я знаю, и на них в будние дни бывают плотные пробки.
30. Главная улица Канавинского района - Чкалова, переходящая затем в улицу Октябрьской Революции. Там есть ещё советская часть района а дальше Ленинский район, но мы туда не ходили. Так что на этом месте я и закончу рассказ о Канавинском районе.
Однако в ту сторону мы ездили на трамвае. Ещё дальше, примерно в восьми километрах на юг отсюда, находится широко известный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) - крупное предприятие, при котором вырос свой отдельный соцгород - Автозаводский район. Именно в ту часть Нижнего (а лучше сказать Горького), которую туристы почти никогда не видят, отправимся в следующий раз.
НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2017 ГОД:
ЦентрКанавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен
НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2013 ГОД:
В общем и целом Кремль К западу от кремля К югу от кремля К востоку от кремля Канавинский район Панорамы