Лоухи. Центр приполярной Карелии

Jul 18, 2019 20:47

При взгляде на карту видно, что Карелия вытянута с юга на север. При этом Петрозаводск и, разумеется, наиболее населённые районы республики находятся на юге. На севере Карелия граничит с Мурманской областью, и как раз возле их границы проходит полярный круг. Недалеко от этих мест находится самый северный и далёкий карельский райцентр - посёлок городского типа Лоухи (4 тысячи жителей). Поезда дальнего следования от Петрозаводска дотуда идут добрых 11 часов, ну а я туда попал на электричке со станции Кузема ранним утром второго дня путешествия.



Посетив в первый день беломорскую деревню Поньгома, куда я ходил пешком из Куземы, я затем ночевал на станции. Меня никто не потревожил, а утром на вокзал пришли парень с девушкой - туристы с большим количеством вещей, которые, как оказалось, закончили сплав по одной из местных рек (то ли по Поньгоме, то ли по Куземе). Мне они задали странный вопрос, реально ли отсюда уехать на поезде дальнего следования без билета, на что я не нашёл, что им ответить.

2. Утро на станции Кузема. Было холодно, всего +7 градусов. На платформе в ожидании электрички столпилось множество путейцев с разного рода инвентарём (но тут их не видно, они все с другой стороны стояли).



3. "Электропоезд Кемь - Лоухи прибывает к первой платформе" - объявляет громкоговоритель. На часах 6-40 (обычно эта электричка идёт на два часа позже, но в тот день было временное изменение в расписании). Сажусь в тёплую электричку, где в такую погоду решили включить отопление. Первое время состав пассажиров в, по крайней мере, моём вагоне, состоял процентов на 90 из путейцев, которые порой выходили не только на остановочных пунктах, но и на служебных остановках "для высадки работников железной дороги". Официально электричка здесь ходит только три раза в неделю (вторник, четверг, воскресенье), но в другие дни ходит рабочий поезд, на который, насколько я знаю, берут пассажиров.



4. Едем, до станции Лоухи ехать чуть больше двух часов. Вскоре навстречу промчался поезд Мурманск - Минск в голубой расцветке Белорусской ЖД (а этот же поезд обратного направления я потом видел вечером в Кеми). За окном мелькали леса, озёра, реки и болота Северной Карелии.



5. Одно из многочисленных озёр, которых по всей Карелии тысячи.



6. Станция Сиг. Кстати, название рыбы имеет финское происхождение, так что, возможно, это то же слово. Впереди ещё были более крупные станции - Энгозеро, Амбарный и Боярская, но их я не заснял. Состав пассажиров, кстати, постепенно сильно обновился: путейцы, в основном, вышли, а поезд стали заполнять и ближе к концу большинство составляли уже "гражданские" пассажиры. Оно и понятно - позднее начинается Лоухский район, и народ едет по делам в райцентр.



7. Наконец, ближе к девяти утра прибываем в Лоухи. Немного распогодилось, и сегодня заметно теплее, чем было вчера в Куземе и Поньгоме, хоть и забрался я дальше на север.



8. Вид назад:



Прежде я проезжал здесь, когда ездил в Мурманскую область в 2015 и 2018 годах, но Лоухи (и вообще участок между Кемью и Кандалакшей) проезжал исключительно ночью, и не видел его. Поэтому эти места для меня были фактически новыми. Стоит сказать, что Лоухи на Мурманской магистрали - некий новый рубеж. Во-первых, тут дорога пересекает 66-ю параллель, а во-вторых, отсюда километровые столбики вдоль путей уже начинают отсчитывать четырёхзначные числа: предыдущая станция Боярская находится ещё на 65-й широте (без округления) и на 984-м километре магистрали, а Лоухи - уже на 1003-м. Кроме того, от этой станции начинается Мурманский регион Октябрьской железной дороги, который сменяет собой Петрозаводский. Словом, тут уже ощущаешь себя в немного иных координатах, чем в той же Куземе, и уже как-то более явственно чувствуется близость Крайнего Севера (официально к нему, впрочем, отнесена вся Северная Карелия, начиная с Беломорского района).

9. Вокзал. Построен, вероятно, где-то в 1960-е годы.



Однако, при всём написанном выше, это всё-таки ещё Карелия. И ещё не совсем её край: ведь ещё севернее находится посёлок Чупа с довольно интересными окрестностями, ну а дальше уже полярный круг и Мурманская область.

10. Вид дальше на север. Лоухи - станция довольно большая. Здесь находится путевая машинная станция (ПМС-283 Октябрьской ЖД). А ещё тут небольшой железнодорожный узел: на запад отсюа идёт ветка длиной 102 километра на посёлок Пяозерский, построенная в 1965 году. Но по ней ныне даже грузовое движение совсем слабое, а пассажирского нет уже больше тридцати лет.



А ещё, с 1973 по 1988 год на станции Лоухи заканчивалась электрификация - при этом шла она сюда с севера (Мурманская область много лет была изолированным островом электрифицированных ЖД). В 1988 году "шнурок" потянули дальше на юг (и "остров" соединился с основной сетью в 2003 году через ветку Беломорск - Обозерская, а в 2005 через основной ход) - но уже на переменном токе, когда с севера оставалась постоянка. Уже потом на переменный ток перевели и север, но с 1988 по 2001 год Лоухи была станцией стыкования, из-за чего здесь поезда стояли полчаса. Так что многим, кто в те годы ездил в сторону Мурманска, это место запоминалось по перронной торговле ягодами, пирожками и рыбой - как ныне станция Свирь в Ленинградской области.

11. Водонапорная башня сохранилась с 1916 года, когда построили Мурманскую магистраль.



12. Осмотрев станцию (на которую потом вернусь), иду в посёлок (хотя первым делом я пошёл поесть в столовую). Поблизости от станции Лоухи выглядит примерно так. Небольшой и тихий карельский райцентр.



В отличие от старинных Кеми и Беломорска, этому посёлку лишь чуть больше ста лет. Лоухи - порождение Мурманской железной дороги. Годом основания посёлка считается 1913, когда дорогу начинали строить. А назван посёлок в честь старухи Лоухи - героини карело-финского эпоса "Калевала" (в честь которого назван соседний райцентр, куда я так и не добрался). Старуха из эпоса - колдунья, хозяйка северной страны Похьолы (не случайно её именем назван центр самого северного района Карелии), своего рода карельская Баба Яга. Кстати, несмотря на происхождение названия, многие местные его склоняют, как множественное число - "в Лоухах", "из Лоух", и так далее.

13. Сейчас в посёлке проживает без малого 4 тысячи человек, хотя в 80-е годы было больше 6 тысяч. Лесная промышленность тут, похоже, уже не функционирует, и работают местные жители в основном на железной дороге.



14. Дом отдыха железнодорожников:



15. Привокзальные кварталы в Лоухах застроены в основном такими двухэтажками. Которые мне запомнились ещё и довольно запущенными дворами.



16. Вдоль железной дороги идёт улица имени 23-й гвардейской стрелковой дивизии. Она обороняла Лоухи во время Великой Отечественной войны, и врагу сюда дойти так и не удалось, хотя село Кестеньга в 60 километрах западнее три года было в оккупации.



17. Главная улица посёлка - Советская:



18. И наверное, самое выразительное здание в Лоухах - довольно симпатичная деревянная церковь Серафима Саровского на главной улице. Построена в 2006 году. Внутри тоже довольно уютная.



19. Простой северный стиль:



20. За церковью - воинский мемориал:



21.



22. Как и везде в Карелии, в Лоухах немало "барачных" деревянных домов.



23. С которыми соседствуют новые дома для их расселения:



24. На календаре 9 июля, а здесь всё ещё отцветает последняя сирень. То есть на севере Карелии это время фенологически ещё лишь начало лета. В Поньгоме накануне я тоже видел один отцветающий куст.



25. Ещё лоухских домов. Довольно много пятиэтажек улучшенной планировки (80-е годы, скорее всего).



26. Пару раз встречались панельные дома. При этом традиционных карельских "панелек" 75-й серии я здесь не видел.



27. Стало тепло. По сравнению с вчерашним днём - так даже почти жарко. В северных широтах, как я уже не раз замечал, более яркий солнечный свет, и жарит солнце сильнее. Поэтому даже при температуре +16 градусов с ветерком хотелось спрятаться в тень, потому что солнце-то прямо печёт!



28. Ещё барачные дома:



29. Районная администрация и памятник Ленину. Кстати, Лоухский район интересен тем, что это, во-первых, самый крупный по площади район Карелии (что логично, поскольку самый северный), а во-вторых, единственный, который одновременно выходит и к Белому морю, и к границе с Финляндией.



30. За администрацией - интересное деревянное здание. Вероятно, довоенной постройки.



31.



32. А вот эта безымянная площадь - судя по всему, основной центр притяжения в посёлке. Тут и небольшой рынок, и "Магнит" (в кадр не попал).



33. Напротив - большая детская площадка и районный дом культуры:



34. Ещё один панельный дом:



35. Раритетный автопарк:



36. Есть в Лоухах и частный сектор:



37. Ещё новый домик:



Из Лоух я планировал двигаться автостопом на запад - в Кестеньгу, а оттуда в Калевалу. И поездка должна была стать на два дня длиннее. Однако в Лоухах я вдруг стал склоняться к тому, чтобы вернуться в Кемь, и в Калевалу ехать оттуда, и в итоге решил так и сделать, вскоре поехав на той же электричке назад, и теперь уже до Кеми. Забегая вперёд, скажу, что, к сожалению, и оттуда в Калевалу мне так и не удалось уехать, после чего я решил "досрочно" закончить поездку и возвращаться домой. Причём, как мне кажется, ритм поездки я сбил уже тогда, когда решил из Лоух ехать в Кемь. Так что на западе Северной Карелии я в этот раз не побывал. Но всё же намереваюсь это осуществить в другой раз, так что в Лоухи я ещё вернусь. И эта неудача всё-таки не прошла даром, так как я посетил Кемь, куда изначально не планировал (я там хоть и был уже, но не видел тогда её главных достопримечательностей). Так что следующий рассказ, и последний об этой поездке, будет про город Кемь - вернее, про небольшую, но интересную его часть.

Северная Карелия. Июль 2019:
Кузема и Поньгома
Лоухи
Кемь

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up