Посетив посёлок
Лоухи - самый северный райцентр Карелии, я поехал назад той же электричкой в город Кемь. Как я уже говорил в рассказе про Лоухи, план этой поездки я не довёл до конца, так и не побывав на западе Северной Карелии, и в итоге оставив это на будущее. Изначально я ехал в Кемь с целью уехать на запад оттуда, но автостоп там не задался, и в итоге Кемь стала последним местом, которое я посетил в эту поездку - из неё я уже поехал назад в Питер. Изначально я посещать Кемь вообще не планировал, да и ходил по ней в итоге в сумерках в районе полуночи, но зато посмотрел интересные кемские соборы и уголок старого города.
2. Я снова проехал уже хорошо знакомую мне
станцию Кузема (теперь всегда будут воспоминания при виде её из окна по дороге на север). Электричка прибывает в Кемь в половину пятого. Здание вокзала я в 2015 году видел ещё просто кирпичным, и уже тогда оно было безликим, а после обшивки серым сайдингом стало совсем никаким.
3. Привокзальная площадь, впрочем, тоже какая-то невнятная. Правда, с прошлого приезда подлатали дорогу. Кемь вообще - город старинный (помните же про "Кемскую волость"?), но сохранилось в нём довольно мало. Об этом, впрочем, позже. Приехав, я пошёл поесть в железнодорожную столовую поблизости от вокзала. В Кеми находится локомотивное депо, поэтому и столовая есть. В таких всегда кормят вкусно и недорого.
4. А ещё на вокзале я видел книгообмен, где обнаружил вот такую интересную книжку. Что интересно, оригинал её был написан на финском языке, хотя автор был именно карелом.
5. С не менее интересной записью на первых страницах:
В Кеми я был в июне 2015 года -
проездом на Соловки. Но если по пути туда я просто вышел с вокзала и сел в автобус к пристани в посёлке Рабочеостровск, то обратно у меня от прибытия теплохода до поезда было три с лишним часа, и 12 километров
от пристани до вокзала я прошёл пешком. Был поздний вечер, а потом уже и полночь, и в основном я смотрел город в сумерках. Город я тогда более-менее посмотрел, но не сходил в его старую часть, которая находится в стороне от главных улиц. Решил исправить это упущение в этот раз - съездить к деревянному Успенскому собору, потом вернуться к вокзалу и выдвигаться к трассе, чтобы оттуда уже ехать в посёлок Калевала. Однако я упустил городской автобус (а пешком до собора идти далеко), поскольку найденное мной в интернете расписание то ли устарело, то ли просто в тот день автобусы сильно задерживались.
6. Вся Кемь была усыпана тополиным пухом:
Было, конечно, обидно - второй раз оказался в Кеми, да ещё и незапланированно, и снова не увидел самое интересное. Ну да ладно. Дождался автобуса номер 4 (его расписание оказалось верным) и поехал к трассе. Все пассажиры вышли в посёлке Сокол (он же 14-й километр) - военном городке аэродрома Подужемье. Конечная автобуса у Подужемской ГЭС, но я вышел чуть раньше, у поворота к трассе. И там начал стопить: сначала надо было добраться до поворота на Калевалу - всего 7 километров по трассе. Но и это по неведомой причине оказалось невыполнимым. Вроде и позицию выбрал правильную, а всё равно безуспешно простоял больше часа, что на федеральной трассе (да и не только) редкость. Возможно, сыграл роль банальный фактор видимости - стоял я прямо спиной к солнцу, и водители меня видели только когда уже близко проезжали. Но для себя я решил, что, видимо, в этот раз не судьба, да и вообще я сбил настрой поездки ещё тогда, когда решил из Лоух ехать в Кемь, а не напрямую автостопом оттуда в Калевалу через Кестеньгу (тем более, логичнее уж было бы тогда не в Кемь ехать, а из Лоух по трассе на юг до поворота на Калевалу). В общем, мироздание словно сказало мне "Не, брат, ушёл с маршрута - значит, ушёл, теперь уже в другой раз поедешь". Поэтому отправился я назад в Кемь. По иронии судьбы, автостопом. Вернувшись на вокзал, смирился с тем, что подходящих вариантов съездить сейчас куда-то ещё толком и нет, поэтому поеду этой же ночью назад в Питер. Прямых билетов не было, поэтому купил билет на поезд Мурманск - Новороссийск до Волховстроя. Впрочем, я всегда в жизни считаю, что даже неудачи зря не происходят, так что, возможно, в другой раз поездка в ту часть Карелии получится интереснее, чем получилась бы сейчас!
7. Пока я съездил к трассе и обратно и провёл некоторое время на вокзале, уже приближалась ночь, и наступали сумерки.
Поезд уходил в 1-45 ночи, так что у меня ещё было время. И я, конечно же, решил всё-таки отправиться пешком по Кеми и посетить старую часть города с её соборами. И уходя от вокзала, я начал испытывать дежавю. Я снова в Кеми, первая половина лета и на часах поздний вечер, переходящий в белую ночь. Всё в точности как тогда, четыре года назад! Удивительное совпадение. Нет, конечно, у меня есть города, посещённые более одного раза, но чтобы оба раза оказаться в городе в столь специфическое для осмотра городов время суток - такое впервые. Получается, Кемь, кроме вокзала и того, что рядом, я только в летних сумерках и видел.
8. Главная улица Кеми - Пролетарский проспект. Его я в этот раз активно не фотографировал, поскольку в основном всё запечатлел ещё тогда, и сейчас цель у меня была другая. Но в этом кадре - типичный его пейзаж.
9. Как и в Поньгоме и Лоухах, в Кеми я ещё застал в июле отцветающую сирень. Хотя меня это несколько удивило - не думал, что здесь она ещё есть в это время.
10. В основном Кемь сегодня выглядит примерно так, и кому-то может показаться безликой. Город в целом очень похож на соседний
Беломорск, будучи слегка крупнее его (11 тысяч жителей), но у Кеми, как мне кажется, городской облик несколько более цельный. Может быть, как-то неуловимо сказывается то, что Кемь уже много веков является городом.
Кемь, основанная новгородцами, известна с XIV века, когда была центром волости в Новгородской земле. Много лет это был один из русских форпостов на Севере. В 1579 году, в ходе Ливонской войны, Кемь на год захватили и разорили шведы - это именно об этом в известной советской комедии сокрушался Иван Грозный на кухне у Шурика: "Я тут, а там у меня шведы Кемь взяли!", пока "там" шведский посол требовал Кемскую волость. В XVII-XVIII веках в Кеми стоял острог. А с конца XVIII века Кемь была уездным городом сперва Олонецкого наместничества, а затем Архангельской губернии. В состав Кемского уезда входила вся нынешняя Северная Карелия (начиная от станции Надвоицы) и небольшая часть Мурманской области (Кандалакша).
11. Пролетарский проспект приводит к берегу Белого моря - вон оно видно справа. А возле него - Благовещенский собор, построенный в 1903 году. Сейчас он активно реставрируется, а ещё недавно был полуразрушенным.
12.
13. Рядом с собором стоит конструктивистское здание УСЛОН - управления Соловецкого лагеря особого назначения. Построили его в 1930 году, когда лагерное управление перенесли с самих Соловецких островов на материк, где оно и находилось до расформирования лагеря. Сейчас в этом здании магазины.
14. От собора выхожу к берегу моря. Тут тихая заводь в конце Кемской губы, и вода столь спокойна, что и не подумаешь, что на этом море бывают шторма. Наступала холодная и ясная ночь, температура опустилась до +8 градусов.
15. В сквере у берега - мемориал кемлянам-защитникам Отечества в разных войнах.
16. Рядом стоит бюст уроженца Кеми Анатолия Михеева - комиссара госбезопасности, погибшего в 1941 году в боях за Украину.
17. На море в это время был прилив. Оказавшись здесь днём, я бы ещё увидел "куйпогу". В кадре - вид в сторону открытого моря, где лежит путь на Соловки.
18. Правее находится устье реки Кемь, давшей городу название.
19. А ещё правее можно увидеть на берегу деревянный Успенский собор начала XVIII века. Теперь пойдём к нему.
20. Ещё у берега есть такой вот запущенный воинский мемориал:
21. А это уже озеро - старица реки. Раньше тут была её протока, вероятно, пересохшая после постройки Кемского каскада ГЭС. И тот уголок города, куда я иду, был островом.
22. Деревянная заброшка. Судя по крестам, тут временно размещалась какая-то церковь.
23. Снова море. Теперь уже позади остался Благовещенский собор.
24. И ещё один мемориал Великой Отечественной войне:
25. Здесь же находится здание уездного казначейства (1903 год), которое ныне занимает краеведческий музей. У входа в музей лежит поморский карбас - прямо как в
Мезени.
26. Дальше - больше. Под асфальтом проступает брусчатка!
27. Ну а дальше - красавец Успенский собор. Один из шатровых храмов Русского Севера. Построен в 1714-1717 годах.
В 2016-18 годах Успенский собор, который к тому времени стал ветшать, отреставрировали путём полной переборки, то есть раскатали по бревну и затем собрали заново. Осенью прошлого года реставрацию закончили. Но часовня слева от собора пока не реставрировалась. Она, кстати, старше самого собора - 1696 год.
28. Шатров у собора три - в соответствии с количеством приделов.
29.
30. Лемеховая главка:
31. Улочка за собором. Деревянный домик справа - вполне возможно, что дореволюционный.
32. И тут уже чистая брусчатка, без асфальта. Она тут явно одна из самых северных в России (если не самая).
33. Брусчатка и Успенский собор:
34. Ведёт эта мостовая вниз, и оттуда постоянно слышен шум. Это шумит Кемь-река с её бурным течением.
35. Через реку - довольно занятный пешеходный мост. Кажется, что он ведёт просто в лес, но на самом деле чуть дальше находится посёлок Гайжево (официально включён в черту города).
36. Под мостом клокочет бурный поток. Вот так река Кемь, текущая сюда из самых недр Карелии, сквозь плотины электростанций, впадает в Белое море. Кстати, устье Кеми разделяет два исторических берега Белого моря: на север уходит Карельский берег, который идёт до Кандалакши, а на юг - Поморский, до Онеги.
37. Вид вверх по течению. Время - около половины двенадцатого. Холодно, белая ночь, река шумит, и от неё клубится пар. В этом месте было ощущение какого-то полусна. Потом я, уже проснувшись в поезде утром, задумался "А не приснилась ли мне эта белая ночь с громким шумом порожистой реки?.."
38. На берегу - карельские скалы:
39. А на другой стороне возвышается силуэт собора:
40. Дойдя до правого берега, и постояв на нём, я пошёл обратно в город.
41. Последний взгляд на реку. Шум её здесь звучит круглый год - зимой река не замерзает.
42. Ещё немного прошёлся по улочкам возле собора.
43.
44. Явно старые домики:
45. Вот она, старинная Кемь. Спряталась тут от большинства туристов, которые проезжают этот город транзитом с вокзала в порт (как и я четыре года назад).
Взглянув ещё раз на собор, я уже пошёл назад к вокзалу. Произошло ещё одно удивительное совпадение. Когда на часах была ровно полночь, я проходил в точности через то же место, где проходил в полночь в прошлый раз (удалось это запомнить)! Только тогда был конец июня, а сейчас уже июль, поэтому чуть-чуть темнее.
46. В одном из дворов:
47. Кемский стрит-арт:
Потом я вернулся на вокзал. Зал ожидания был прямо наводнён пассажирами, что даже присесть почти некуда было (и я присел на подоконник). Среди них было очень много походников с большими рюкзаками - наверное, кто-то с Соловков, а кто-то со сплавов на байдарках. Некоторые дремали на рюкзаках, а в другой стороне зала несколько человек тихо напевали песни под гитару. А я переваривал впечатления от своего полуночного "марш-броска" по Кеми и красоты того пейзажа у моста через реку, и подумал "А может, не так уж и плохо, что в этот раз в Калевалу не поехал. Зато другие интересные впечатления". Ну а в половине второго и поезд прибыл, и я, не торопясь, пошёл на посадку.
48. У платформы стоит паровоз-памятник. В 2015 году я его не заснял. Кадр немного пересвечен, но было действительно светло.
Сев в поезд, я сразу же расстелился и залез спать на верхнюю полку, встав утром уже на станции Свирь в Ленинградской области. Добираться в Питер пришлось на перекладных - через Волховстрой, как в 2016 году я ехал из Беломорска этим же поездом. Поезд останавливается не на основном вокзале, а на второстепенной станции Волховстрой-2. Мой вагон не доехал до платформы, поэтому пришлось прыгать прямо на насыпь. Оттуда выбираюсь городским автобусом на Волховстрой-1, а оттуда на "Ласточке" в Питер до станции Рыбацкое, где я уже сел в метро и доехал до дома. Так моя короткая поездка в Карелию и завершилась.
Северная Карелия. Июль 2019:
Кузема и Поньгома ЛоухиКемь