Белорусское Полесье разнообразно. Попадаются на его просторах достаточно необычные места. Одно из таких - село (официально, опять же, агрогородок) Ольшаны на востоке Столинского района Брестской области, куда мы с
Андреем приехали из
Давид-Городка, перед этим побывав в селе
Велемичи, возле которого ночевали на лугу. Ольшаны - это самое крупное село в Беларуси - оно насчитывает около 8 тысяч жителей. Формально, впрочем, это не так: расположенные рядом с Минском Боровляны и Колодищи, имея сельский статус, превосходят Ольшаны по населению в более чем два раза. Другое дело, что фактически они уже не сёла, а окраины Минска. А вот в действительно сельской местности, даже в Полесье, где сёла крупные, Ольшаны, похоже, не имеют себе равных в Беларуси (а в России сёла с такой численностью - в основном, удел Черноземья и Кубани, но встречаются и в более восточных регионах, в которых земли плодородные). Другая особенность Ольшан - это "огуречная столица" Беларуси (и не официозно, как Шклов, а по-настоящему): значительная часть ольшанцев живёт (при том, весьма зажиточно) за счёт выращивания и продажи огурцов и ещё ряда овощей. Ну и наконец, Ольшаны - это ещё и центр белорусских протестантов: в селе существует большая община христиан веры евангельской (они же пятидесятники), и именно они в основном огурцы и выращивают. Словом, место необычное, хотя я им, честно говоря, как-то не проникся, и провели мы в Ольшанах совсем немного времени.
2. Из Давид-Городка, куда мы вернулись из Велемичей, мы доехали до Ольшан на микроавтобусе Брест - Ольшаны. Ехать совсем немного - всего 12 километров, и на подъезде к Ольшанам вдоль дороги появляется множество огромных огуречных парников. Потом начинается село, и в итоге автобус приезжает вот сюда, к такой мини-автостанции (точнее, автокассе, как гласит табличка).
3. Рядом увидели у дороги вот такой артефакт, но так и не смогли точно определить, что это.
4. Я уже упомянул об ольшанских протестантах. Однако всё же первое, что бросается в глаза при приезде в село, - это православная церковь святой Параскевы Пятницы, построенная в 1990-е годы. Она стоит у главной дороги и видна издалека. Насколько мне удалось узнать, православная община в этом селе тоже достаточно крепкая (впрочем, вообще в этих местах заметна довольно высокая религиозность их жителей).
5. Автор проекта куполов (которые сделали около пяти лет назад), видимо, вдохновлялся собором Василия Блаженного или Спасом-на-Крови :) Впрочем, мне показалось, что с пестротой куполов они переборщили - уж слишком приторно получилось.
6. Могилы, видимо, священнослужителей на территории храма. Хоть и церковь новая, но стоит на историческом месте.
7. А напротив входа в храм - памятный камень с краткой летописью его истории, где указано, что Ольшаны впервые упоминаются в 1392 году (тогда же, когда и Велемичи), а также что в 2001 году сюда приезжал патриарх Алексий II.
8. Так выглядит главная улица Ольшан - Школьная. Это часть трассы, проходящей село насквозь. Чем запоминается центр Ольшан - много шума и машин. Ольшаны, по-видимому, один из самых автомобилизированных населённых пунктов Беларуси, что, очевидно, связано именно с зажиточностью многих его жителей - здесь немало и дорогих иномарок.
9. Это, вроде как, бывший дом культуры, где сейчас магазины и даже милиция. А перед ним видны Ленин и, у дороги, памятник Великой Отечественной войне.
Что же касается протестантской общины, то внешних признаков её присутствия в Ольшанах мы не увидели, поскольку не дошли до их дома молитвы (а он, вроде, довольно большой). Однако феномен этот сам по себе нетривиальный. Община пятидесятников здесь появилась "за польским часом" - в 1927 году, после приезда сюда американских проповедников. Деятельность их дала плоды, кстати, не только в Ольшанах, но и, в меньшей степени, ряде других сёл этих мест. К примеру, мы видели дом молитвы адвентистов в
Овсемирово; вроде, есть протестантская община и в Велемичах. Ну а ольшанские евангелисты, следуя протестантской этике, в которой материальный достаток считается в конечном итоге мерилом добродетели, после распада СССР стали усиленно работать на ниве частного фермерства, и так сложилось, что основным направлением у них стали именно огурцы. И на их продаже (преимущественно в Россию) многие очень неплохо разбогатели. Вроде, среди жителей Ольшан были даже долларовые миллионеры, поднявшиеся на огуречном бизнесе. Население Ольшан растёт, здесь много многодетных семей, и молодёжь из села особо не уезжает. Сейчас в селе живёт около 8 тысяч человек, когда ещё в 90-е годы было 6 тысяч.
10. При этом внешние признаки богатства в Ольшанах особо не заметны. На вид - село как село, просто большое и оживлённое.
11. Хотя иногда и встречаются вот такие дома, как тот, что на дальнем плане. Кстати, на этом фото можно увидеть ещё один артефакт польского времени: улица вымощена трилинкой. Это последний её участок, который мы видели (дальше на восток она, как я понимаю, шла до советской границы).
12. Благоустройство в селе тоже обычное. Дороги, за исключением главной, подразбитые. В общем-то, довольно странно, что никто из состоятельных местных фермеров в эту сферу не вложился. А сельская архитектура, как видим, примерно такая же, как и в других населённых пунктах: много полувальмовых крыш.
13. Но вот что неизменно бросается в глаза - это парники. Они тут всюду, и они огромные. И на огородах, и, как я уже упомянул, на полях вокруг села. В них ольшанцы выращивают своё "зелёное золото" (по аналогии с "чёрным").
14.
С протестантами связан ещё один интересный феномен. Не знаю, каких политических взглядов они придерживаются сейчас, но по-видимому, на президентских выборах в Беларуси в 1994 году (когда президентом стал Лукашенко) именно благодаря местным протестантам Столинский район дал высокий (сопоставимый с севером Гродненщины) процент голосов за Зенона Позняка - самого националистического кандидата. Причём, вполне вероятно, по настоянию руководителей общин.
15. Магазины. Рядом есть рынок, но он в тот день не работал.
16. И непременный местный атрибут:
17. А в целом, хоть я и не был пока что на Юге России, у меня заочно сложилось впечатление, что Ольшаны могут быть похожи на кубанские станицы: большое, оживлённое и шумное село с пыльными дорогами, ну разве что дома не такие пафосные.
18.
19. Озеро Ольшанское в центре села. Через него мост.
Ну а феномен огуречных фермеров-протестантов, конечно, интересен. Хотя я даже не могу сказать, как я к этому отношусь. С одной стороны, конечно, люди молодцы, что работают и хорошо зарабатывают (особенно если огурцы у них действительно хорошие), с другой - доводилось читать, что они сложные в общении люди, так как с многими даже больше не о чем поговорить, кроме "вопросов веры" и заработка на огурцах. С одной стороны, хорошо, что молодёжь не уезжает из села (особенно если учесть демографическую ситуацию на селе в целом по Беларуси, да и по России), с другой - это во многом связано с тем, что большинство из них просто не стремится получать образование выше школьного (причём зачастую по настоянию родителей). В общем, мне, пожалуй, это не очень близко, особенно с учётом того, что село показалось не очень уютным.
20. Деревянный детский сад:
21. И школа:
22. В центре села, на небольшом пригорке, находится кладбище. Его мы тоже посмотрели.
23.
24.
25. Иногда можно и такой транспорт увидеть. На такой же телеге нас тем же утром подвозили селяне в окрестностях Велемичей, про что я уже писал.
В общем, вот такими мы увидели Ольшаны. Нам предстоял путь дальше на восток - уже в Гомельскую область. Изначально мы планировали провести в Ольшанах чуть больше времени. Дойдя в очередной раз до православной церкви, мы присели отдохнуть на скамейку, а потом Андрей пошёл в автокассу купить билет до Турова - следующего пункта нашей поездки. Через полминуты Андрей прибежал со словами "Хватаем рюкзаки и побежали - автобус отправляется через три минуты", на что я даже не успел ничего ответить :) Ну а потом были полчаса дороги, и на выезде из Ольшан я снова обратил внимание на огромные парники в поле.
26.
В следующий раз расскажу про ныне очень маленький, но зато древний город Туров, который когда-то был столицей целого княжества. Продолжение следует!
Белорусское Полесье. Август 2019:
Пинск. Часть 1 Пинск. Часть 2 Овсемирово и Тырвовичи. Полесские деревни
Столин Давид-Городок Велемичи и окрестности. Село и природа
Ольшаны
Туров Житковичи