Корневой словарьserge_leninAugust 10 2016, 17:13:02 UTC
Здравствуйте. Нашёл алфавитно-корневой иврит-русский словарь в pdf версии. Не могу понять, как он полностью называется и кто автор, поэтому отправляю его Вам на E-mail, чтобы было понятно, о чём речь. В разделе "От составителя" говорится о том, что Вы и Владимир имеете отношение к его составлению, поэтому надеюсь на Вашу помощь. 1. В самом правом столбце, там,где буквы разделены точками, я понимаю что это корни с пропущенными гласными? А если буквы идут "сплошняком", без точек, это что? 2. Если в n-ной строке правого столбца написаны какие-то буквы, а следующие его m строк пусты, то это значит, что слова, расположенные в строке n и следующих за ней m строках столбцов 1-3 относятся к этой комбинации букв 4-го (правого)столбца, а ниже начинаются слова для другой комбинации?
Re: Корневой словарьvcohenAugust 11 2016, 06:42:48 UTC
Натан-то пусть посмотрит, но мы никаких словарей не составляли... Более того, я знаю один словарь в файле pdf, который ходит по Интернету и в котором (как всегда в таких вещах) ошибка на ошибке.
Re: Корневой словарь 1npritalAugust 11 2016, 08:48:37 UTC
1. Точки - это не пропущенные гласные, их в корнях не бывает. Это общепринятый способ перечислить буквы корня так, чтобы это не выглядело записью слова. Мы предпочитаем вместо точек - дефис. А "сплошняком" - это вот что. Он же пишет: "...туда же в алфавитном порядке вносятся слова, в которых трудно выделить корень." Это следует читать так: "Я не смог выделить корень, поэтому привел слово целиком".
Что такое атрибутserge_leninAugust 10 2016, 18:32:13 UTC
Поправьте меня, пожалуйста: в учебнике встречается термин "атрибут"; я понимаю его (в контексте грамматики русского языка) как второстепенный член предложения, обозначающий признак, свойство, качество предмета, имя которого выражено в предложении существительным и отвечает на вопросы "КАКОЙ?", "КОТОРЫЙ?", "ЧЕЙ?", "СКОЛЬКО?" Спасибо.
Re: Что такое атрибутvcohenAugust 11 2016, 06:40:41 UTC
Да. По-русски это называется определение, но мы всеми силами старались этим термином не пользоваться, чтобы не было путаницы с терминами определенность (та, которая связана с определенным артиклем) и определение (в смысле "дать определение понятию").
Исчезновение подвижного шва (1.3.1.3)serge_leninAugust 14 2016, 16:11:32 UTC
п. 1. учебника. Насколько я понял, в примерах показано, что в результате присоединения местоименного окончания (-эйhЕм - «ихние», м. р.) к форме имени множественного числа, камац, оказавшийся на критическом удалении от ударения, выпадает (превращается в шва), что приводит к запрещённому соседству двух слогов типа Б. Поэтому 1-е шва превращается в малую огласовку (в «и» - хотя כָּזָב, и в «а» - т. к. זָנָב). Вы говорите, что узнать верную огласовку можно по словарю. По какому? (кстати, о «шва на тхили»: почему «кзавим», а не «кэзавим»? Из-за того, что каф - корневой?) п. 2. учебника. ПОЧЕМУ выпадает дагеш - об этом будет в 3.6.1.4?
Re: Исчезновение подвижного шва (1.3.1.3)vcohenAugust 15 2016, 07:04:39 UTC
В хорошем словаре типа Эвен-Шошана дается тот минимум форм, по которому можно понять, как строятся все остальные. Например, кизвейhем или занвот-.
Кзавим - в соответствии с 3.1.3.1. Это слово не подпадает ни под один из пунктов, где шва читается. В том числе в том пункте, где упоминается каф, действительно требуется, чтобы каф был предлогом, а в нашем случае не так.
Не понял, что такое п.2 учебника, но выпадение дагеша - это 1.3.1.3, средняя треть. (Если это и есть то место учебника, при чтении которого возник вопрос, то я не понял вопрос.) В 3.6.1.4 тоже есть ссылка 1.3.1.3.
узнать верную огласовку можно по словарюnpritalAugust 15 2016, 07:46:48 UTC
В сетевом Сапир (milononline) свободного доступа тоже приводятся формы [кизвэй-] и [занвот-]. Там экономят на шва, а хирик и патах видны хорошо. Набираем, к примеру, כזב. Получаем как само слово כָּזָב, так и список словарных статей от этого корня. Там, где приводится само слово, нажимаем на закладку דקדוק. Видим искомые формы, а также корень и грамматические пометы, типа род, число, часть речи. В таком режиме словарь работает как корневой: по слову можно получить корень, а по корню - список слов.
Re: узнать верную огласовку можно по словарюserge_leninAugust 17 2016, 18:34:24 UTC
Ооо! Большое спасибо за подсказку! Разбираюсь. Купить Маскилон-1 в Киеве - это проблема, а с Эвен Шошан (djvu) у меня что-то совсем не складывается. Поэтому буду делать упор на Сапир (milononline). :-) Кстати, преподаватель киевского ульпана из Сохнут, с которым я консультировался по поиску Маскилона, Вашу методику забраковал на корню: дескать, она для того,чтобы человек, знающий иврит, разложил свои знания по полочкам, а "нулевому" толку от неё не будет. Не знаю, как пойдёт дальше, но на данном этапе, после изучения СТАТИКИ, я вижу, что человек неправ. Ваши слова о том, что изучения ТОЛЬКО Вашего учебника для того, чтобы научиться говорить на иврите, недостаточно, я тоже помню. Спасибо. :-)
Re: 1.3.2.2. Правила присоединения окончаний-1 vcohenAugust 26 2016, 19:39:42 UTC
Да, конечно. А разве в написании תְּנָאוֹ (где вав с точкой является огласовкой холам мале) можно алеф расценить как-то иначе? Здесь огласовка меняется полностью - вместо патаха с алефом возникает просто камац (безударный открытый слог - огласовка обязана быть большой). Между камацем и холамом вставляется алеф, чтобы избежать двух огласовок подряд.
Кстати, есть как минимум одно исключение - слово אַחְרָיוּת, в котором в аналогичной ситуации возникает не алеф, а юд. С юдом (поскольку он звучит как Й) вопрос о буквах и огласовках решается более очевидно, чем с алефом, и при этом во всём остальном в этом слове конфигурация букв и огласовок такая же, как в более регулярных случаях, описываемых в этом правиле.
А холам в качестве местоименного окончания ударен только в случае,когда слово оканчивается на патах с алефом+йуд? В таблице окончаний он же показан, как безударный?
Все местоименные окончания - ударные. В таблице знак ударения проставлен в том случае, когда окончание - двусложное и надо указать на ударный из этих двоих. В остальных односложных случаях про ударение ничего не указано. Понятно, что это не очень понятно. Надо подумать...
Comments 90
1. В самом правом столбце, там,где буквы разделены точками, я понимаю что это корни с пропущенными гласными? А если буквы идут "сплошняком", без точек, это что?
2. Если в n-ной строке правого столбца написаны какие-то буквы, а следующие его m строк пусты, то это значит, что слова, расположенные в строке n и следующих за ней m строках столбцов 1-3 относятся к этой комбинации букв 4-го (правого)столбца, а ниже начинаются слова для другой комбинации?
Reply
Reply
Reply
А "сплошняком" - это вот что. Он же пишет: "...туда же в алфавитном порядке вносятся слова, в которых трудно выделить корень." Это следует читать так: "Я не смог выделить корень, поэтому привел слово целиком".
Reply
Спасибо.
Reply
Reply
Reply
п. 2. учебника. ПОЧЕМУ выпадает дагеш - об этом будет в 3.6.1.4?
Reply
Кзавим - в соответствии с 3.1.3.1. Это слово не подпадает ни под один из пунктов, где шва читается. В том числе в том пункте, где упоминается каф, действительно требуется, чтобы каф был предлогом, а в нашем случае не так.
Не понял, что такое п.2 учебника, но выпадение дагеша - это 1.3.1.3, средняя треть. (Если это и есть то место учебника, при чтении которого возник вопрос, то я не понял вопрос.) В 3.6.1.4 тоже есть ссылка 1.3.1.3.
Reply
Набираем, к примеру, כזב. Получаем как само слово כָּזָב, так и список словарных статей от этого корня. Там, где приводится само слово, нажимаем на закладку דקדוק. Видим искомые формы, а также корень и грамматические пометы, типа род, число, часть речи.
В таком режиме словарь работает как корневой: по слову можно получить корень, а по корню - список слов.
Reply
Reply
Reply
Кстати, есть как минимум одно исключение - слово אַחְרָיוּת, в котором в аналогичной ситуации возникает не алеф, а юд. С юдом (поскольку он звучит как Й) вопрос о буквах и огласовках решается более очевидно, чем с алефом, и при этом во всём остальном в этом слове конфигурация букв и огласовок такая же, как в более регулярных случаях, описываемых в этом правиле.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment