Как дошли мы до жизни такой

May 06, 2010 17:58

Свято место, как известно, пусто не бывает. Последовательно проводимая нашими властями политика в образовании дала свои плоды. Основы православной культуры (час в неделю во всех классах), по замыслу ЗАО РПЦ, будут преподаваться вместо часов естественно-научных предметов, изрядно урезанных за постсоветский период. Upd. от 5.05.12. "Под шумок. Основы религиозных культур и светской этики - документы и комментарии" >>>

Несмотря на то, что почти каждая семья так или иначе связана с образованием, ситуацию в целом "широкая общественность" не сознаёт. Пока ребёнок в садике, семью волнуют проблемы садика, пошёл в первый класс - про садик уже неактуально, а до профильных классов ещё надо дожить, и т.д.  Под конкретную реформу попадает конкретная параллель, через пару лет расклад уже другой, а через пять лет все уже забыли, чего ради школа реформировалась. Скорее смахивает на неуправляемый "Титаник", нежели на чью-то злую волю. (Хотя экипаж айсберга, возможно, свою премию получил не единожды).

Впрочем, общий вектор проследить можно. Я - учитель, у меня 18 лет стажа. Если учесть годы учёбы, получится, что за состоянием дел в школе я наблюдаю более 30 лет. Поэтому я могу дать обзор проблем, накопившихся в школе за эти годы - применительно к основной теме этой серии постов.

Итак, почему наша школа не в состоянии дать отпор мракобесам?

Одна из причин кроется в ползучей "гуманитаризации" нашей школы.

Беру действующий базисный учебный план 11-летней полной средней школы. Если просуммировать учебные часы в неделю по годам, получается 95 в начальных классах, 267 в средних и 74 в старших, всего 336. Из них физики 10 недельных часов при общеобразовательной старшей школе и 16 - при физматпрофиле. То есть физике уделено около 3% и 4,8% учебного времени соответственно.
Расчасовку советских времён я помню наизусть (2+2+3+3,5+5 с астрономией), всего 15,5. Число часов за все 10 лет не помню, но разумно положить 336-25=311. Итого физике уделялось 5% учебного времени. Таким образом, сейчас физику на уровне советской школы изучают только в физматклассах. Аналогичная ситуация по всем естественным наукам; в сумме им раньше уделялось примерно четверть учебного времени, теперь вдвое меньше. (Я пишу в основном о физике и астрономии, поскольку о них я могу высказываться компетентно).

Учебное время передано отчасти иностранному языку и в основном так называемым гуманитарным предметам. Авторы "гуманитаризации" образования, начавшейся в 90-х, исходили из того, что, дескать, гуманитарные предметы нужны всем, а естественные в полном объёме - только будущим "технарям". Это логично, если под содержанием образования понимать сумму знаний - но только дилетанты ставят здесь знак равенства. Однако в 90-х нами управляли дилетанты. (Они-то и расчистили путь нынешним профессионалам).

На самом деле содержание школьного образования  - это деятельность, в которую вовлечён ребёнок. А появление у него знаний, умений, навыков, качеств личности, состояние физического и морального здоровья, формирование активной жизненной позиции (всё, чего мы ждём от школы) - результат этой деятельности.  Какова деятельность, таков и результат. Простейший пример: сколиоз и ВСД - закономерный результат длительного сидения за партой.

Какую же деятельность предлагают ученикам разные школьные предметы? (Кроме длительного сидения за партой - это отдельный разговор).
Физика с астрономией - это предметы совершенно уникальные, лидеры по разнообразию деятельности. При изучении физики важно и с текстом работать, и наблюдения анализировать, и лабораторные опыты ставить, при решении задач требуются и явление промоделировать, и формулы преобразовать, и вычисления грамотно проделать, и данные с графика считать, и чертёж нарисовать... Достаточно разнообразны виды деятельности и на уроках химии, биологии, географии. Благодаря разнообразию деятельности естественнонаучные предметы обладают большим потенциалом развития ребёнка.
Гуманитарные же предметы предполагают работу с текстом и только с текстом. В лучшем случае это дискуссия, в худшем - зубрёжка.

С другой стороны - как ученику судить о собственных успехах? Теорему либо понял и доказать можешь, либо нет, в задаче ответ сошёлся или не сошёлся. А в гуманитарных предметах, где по поводу одного текста порождается другой текст, понятных ученику показателей нет. Естественно-математический цикл, таким образом, важен и в плане воспитания сознательной учёбы.

Старшее поколение наверняка помнит развернувшуюся в 60-х годах дискуссию о физиках и лириках. Какими наивными ни были её участники, главное они подметили верно: человек с хорошим естественно-научным образованием, как правило, разбирается в литературе и не чужд искусству. Тогда как продвинутый гуманитарий, наоборот, редко интересуется наукой и техникой. Почему так получается, видно из двух предыдущих абзацев: "физики" заведомо получают развивающее образование, поверх которого потом хорошо ложится и "лирика". И высокое качество советской школы обеспечивалось именно хорошо поставленным естественно-математическим циклом.

Беспрецедентное ослабление этого цикла на руку профессиональным мошенникам в рясах. Словесное обучение приучает детей верить на слово всякому, кто убедительно и красиво вещает. Тем более вещает на школьном уроке. Добро пожаловать, батюшка, мы уже заждались.

Мало того, что число часов естественных наук постоянно уменьшается. За прошедшие годы не раз повторилось такое: сначала уменьшают часы, через год выходит наспех состряпанный учебник под новую расчасовку, ещё год методисты, схватясь за голову, исправляют в нём ошибки, ещё год уходит на подготовку нового задачника,... а год спустя сетку часов снова меняют.

Поэтому методисты-предметники озабочены системностью изложения каждый своего предмета, а межпредметные связи прорабатывать не успевают. А ведь стройная система школьных курсов, по которой учились мы сами, создавалась годами! И, помимо очевидных, были в ней и связи второго порядка.
Очевидные связи: сначала на уроке физики изучают строение атома, и только год спустя электронный орбитали упоминаются при изучении таблицы Менделеева в курсе химии. Или, например,  учитель иностранного языка не употребляет понятие "причастие", если оно не изучено на уроках русского.
А вот вам один пример неочевидной связи. От предмета "черчение", изучавшегося в советской школе два года, отказались в пользу иностранного языка. Ну в самом деле, зачем оно - теперь все чертежи на компьютере делаются. В результате за голову схватились... математики: дети не могут нарисовать наглядный и аккуратный чертёж, и пространственное воображение недоразвито. То есть при формальной отмене черчения нужно было либо предусмотреть некоторые его элементы в курсе рисования, либо выделить математикам дополнительные часы на выработку навыков построения чертежей. Но тогда об это никто не подумал.

Итак, в ходе ползучей гуманитаризации объём естественно-научных предметов был сокращён вдвое, а их эффективность, из-за утраты межпредметных связей, особенно второго порядка, уменьшилась гораздо более чем вдвое.
Заметим, что для гуманитарных предметов, оперирующих в основном фактами (а не связями фактов), ослабление межпредметных связей в результате чехарды программ не так губительно, а ослабление эффективности преподавания этих предметов с лихвой компенсировалось дополнительными часами.

Далее. Уменьшение числа часов естественных наук означает, что в такой же мере - примерно вдвое - уменьшилось и количество учителей, имеющих профильное естественно-научное (антидогматическое по своей сути) образование. Конкуренция между преподавателями привела к тому, что наиболее опытные и талантливые оказались в лицеях и спецшколах, и качество преподавания в обычных школах ухудшилось ещё и по этой причине.
И наоборот, резкое - в разы - повышение нагрузки гуманитарного профиля привело в приходу в школу массу молодёжи, которой требуется несколько лет, прежде чем она станет преподавать качественно,  и наскоро переподготовленных учителей, - тех самых, которые один раз уже оказались неконкурентоспособными. Английский язык в школе у моей дочери преподаёт... недопереученная химичка. Недавно её избрали председателем городского методического объединения - к вопросу о качестве бесплатного английского.

Казалось бы, именно учителя-гуманитарии должны разбираться в философии и чётко знать, где проходит грань между изложением истории разных религий и навязыванием одной из них, но каковы в массе своей эти гуманитарии, вы уже поняли. Спорить с батюшкой они не будут.

Заметим, что и профанировать проще гуманитарный цикл. Попробуй поставь демонстрационный опыт по физике без подготовки! - это тебе не языком болтать.

Кстати, подготовка естественников в педвузах за прошедшие годы тоже ухудшилась. Теперь, правда студентов учат шесть лет, но все дополнительные часы "съела" всё та же гуманитаризация. В советские времена на специальности "физика" астрономию изучали четыре семестра, на специальности "математика с правом преподавания физики" - два семестра, что-то было у географов. Сейчас один семестр у физиков - ознакомительно. А ведь астрономия - это древнейшая из наук, и касается она как раз мироздания, о котором нашим детям, после отмены астрономии и введения ОПК, будет рассказывать батюшка.

Итак, ползучая гуманитаризация существенно ухудшила педсостав - в том числе в отношении способности противостоять давлению ЗАО РПЦ.

Помимо стратегической ошибки, допущенной нашими властями при реформировании образования, на руку ЗАО РПЦ играет, конечно, и нищета нашей школы.

"Устные" предметы обходятся дешевле  - ни тебе оборудования, ни реактивов, ни опытной площадки. (Зато обилие точек зрения порождает десять параллельных учебников, принося сверхдоходы издательствам).  Именно это обстоятельство в 90-х годах, когда ещё была возможность варьирования учебного плана в обе стороны, склонила многие школы в пользу гуманитарных предметов.

Далее. Ставки в образовании таковы, что выжить можно только работая на полторы-две ставки. Откуда взяться энтузиазму и силам на сопротивление? За двадцать лет, прожитых в борьбе за кусок хлеба, героическая учительница напрочь позабыла, как соотносятся философия и религия, - даже если и знала это когда-то.

Хроническое безденежье вымыло из школы рукастых учителей-мужчин, знающих, с какой стороны браться за паяльник. В результате всякие элективные курсы, которые могли бы отчасти исправить положение с естественным циклом,  распределяются среди оставшихся учителок, увеличивая и без того перегруженную словесную часть учебного плана.

Итак, после двадцати лет ползучей гуманитаризации мы имеем преимущественно болтологическое, зачастую профанированное и почти исключительно женское школьное образование. Завтра в нищую муниципальную школу придёт харизматический батюшка - пожинать плоды гуманитаризации в виде неокрепших душ наших детей.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, мне удалось убедить вас защищать наших детей, не рассчитывая на поддержку школы. ЭТОТ РУБЕЖ УЖЕ СДАН.

АПДЕЙТ:

Я рада, что мой пост вызвал интерес. Приглашаю всех заинтересованных в том, чтобы дать отпор насильственному введению ОПК в муниципальных школах, познакомиться, откомментировать и перепостить следующие публикации этой тематики:

"Православие головного мозга" http://nshat.livejournal.com/14865.html  - о том, как в одной подмосковной гимназии православный лекторий занял место астрономического кружка (5.05.10.)

"А посмотрим-ка нормативные документы..." http://nshat.livejournal.com/15305.html - о новом базисном учебном плане муниципальных общеобразовательных учреждений. В нём предусмотрено ПЯТЬ АЛЬТЕРНАТИВ основам православной культуры. (6-8.05.10)

"Пропалим гешефт" http://nshat.livejournal.com/15711.html - о том, какие цели преследует ЗАО РПЦ, стремясь в школу. (9.05.10)

"Немножко беременная школа" http://nshat.livejournal.com/43577.html - Планомерное уничтожение нашей школы и легитимизация в ней религии - процессы взаимообусловленные. И виновна в них действующая власть. (1.03.12)

"Под шумок" http://nshat.livejournal.com/48120.html - Основы религиозных культур и светской этики - документы и комментарии. (3.05.12)

ДАЛЕЕ ПЛАНИРУЮТСЯ посты о состоянии дел в части введения ОПК (в ряде регионов они уже введены безальтернативно - это прямое нарушение закона), ссылки на документы по средней школе (эти документы выйдут в ближайшее время), рекомендации по противодействию нарушению прав вашего ребёнка. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НЕТ легитимизации религии в образовании!, Образование

Previous post Next post
Up