Вчера мы снова имели удовольствие видеть по всем телеканалам его святейшество Кирилла, открывающего всемирный русский народный собор. Вечером "Вести-24" выдали в эфир большой фрагмент его речи; её конспективное изложение речи можно посмотреть на сайте РИА "Новости"
http://www.rian.ru/society/20100525/238347452.html Поскольку речь шла об образовании, я слушала внимательно.
Патриарх упомянул как положительное явление начавшийся в апреле эксперимент по преподаванию в 19 регионах России предмета, который его ЗАО активно проталкивала несколько лет. И даже честно перечислил все шесть модулей, включая светский. Да только назвал его святейшество новый школьный предмет не так, как он поименован в официальных документах Министерства образования. Не "Основы духовно-нравственной культуры народов России", а "Основы религиозных культур и светской этики". Как говорится, почувствуй разницу.
Конечно, это не оговорка. Своих намерений внедрить в школу именно основы религии ЗАО РПЦ никогда не скрывала. И слово "культура" в названии - фиговый листочек. Потому что невозможно говорить о православной или иной культуре, не раскрывая её религиозную основу.
Не знать, как на самом деле называется отвоёванный кусок учебного плана, предстоятель не мог. Однако он не побоялся подменить понятия перед многомиллионной аудиторией. Батюшка уверен, что никто его формулировку оспаривать не будет. Потому что возглавляемое им ЗАО претендует на монополию в области духовности и нравственности. Внедрить в массовое сознание идею о том, что "духовно-нравственный" и "религиозный" - это одно и то же, - значит обеспечить себе сверхдоходы монополиста.
Точку зрения нашей светской власти высказала Светлана Медведева. Полный текст её речи можно посмотреть здесь:
http://firstlady.kremlin.ru/2010/5/7859 . Госпожа Медведева тоже назвала новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" . Если относительно патриарха можно надеяться, что он просто выдал желаемое за действительное, то в устах первой леди это уже заявление политическое. Далее она сказала, что "уроков классической литературы и даже истории может быть недостаточно" и что "светская культура вырастает из религии". Смысл этой речи весьма далёк от идей светского образования, - видимо, поэтому наш гарант конституции и прислал на собор вместо себя супругу, не связанную присягой. Нравственность так и прёт.
Итак, нас обманывают. Собственно, все мои посты под тегом "Православие головного мозга" посвящены разоблачению мошеннической деятельности ЗАО РПЦ, поддерживаемой светскими властями. Этот пост - о подмене понятий. Одну подмену понятий мы с вами уже выявили - власти перевирают название нового учебного курса.
С официальными документами Министерства образования можно познакомиться - и убедиться, что новый школьный предмет называется иначе - на сайте
http://standart.edu.ru . Но рядовые граждане документы не читают и верят заявлениям официальных лиц. Курс намеренно назван неправильно, чтобы изменить баланс родительских предпочтений при выборе одного из модулей. (О слабых местах шестимодульной конструкции я пишу в отдельном посте - "А посмотрим-ка нормативные документы..."
http://nshat.livejournal.com/15305.html ).
Теперь поговорим о претензиях ЗАО РПЦ на монополию в области духовности и нравственности.
Я не предполагаю рассуждать о духовности и нравственности на философском уровне. И не потому, что недостаточно философски подкована, а потому, что вовсе не на этом уровне наступают мракобесы. Глубоко верующим и принципиально неверующим людям спорить незачем; один другого не убедит. Борьба идёт, напоминаю, за массовое сознание, носители которого философствовать не склонны. Вот почему так опасна подмена понятий, смысл которых представляется очевидным.
Кстати, о смысле. Вот так определены интересующие нас понятия в толковом словаре русского языка Ожегова:
http://slovarozhegova.ru/ "ДУХОВНОСТЬ, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными."
"НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами."
"РЕЛИГИОЗНЫЙ, -ая, -ое; -зен, -зна. 1. см. религия. 2. То же, что верующий. Р. человек. II сущ. религиозность, -и, ж. "
Первые два определения не содержат в явном виде ничего из третьего. Загвоздка, очевидно, в слове "духовный", которое верующие мыслят производным от святого духа, а неверующие - антонимом слова "материальный". Поэтому само словосочетание "духовно-нравственный" в названии нового школьного предмета не вызывает протеста у безразличного к вере большинства, но тем не менее развязывает руки батюшкам. Ведь на практике интерпретировать это словосочетание будет не большинство, а авторы программ и учебников и преподаватели основ православной и других культур. Как именно следует интерпретировать - его святейшество уже публично распорядился.
Таким образом, вторая подмена понятий состоит в том, что религиозная интерпретация "духовности" и "нравственности" объявляется единственной. После чего батюшки задают растерянным родителям вопрос, хотят ли они, чтобы их дети выросли нравственными и духовными - и клиент готов. Модуль "светская этика" остаётся невостребованным, ведь в этой логике никакой "светской" этики вообще нет.
Ещё одна подмена понятий заключается в том, что церковь объявляет себя проповедником общечеловеческих ценностей. Заметим, что основные нравственные заповеди христианство заимствовало из иудаизма, да и в остальных мировых религиях нравственные вопросы решены одинаково. Конкретные религии и конкретные церкви приходят и уходят, а базовые ценности человечество вырабатывает непрерывно, поколение за поколением. Мировые религии потому и стали мировыми, что обеспечили выживание и благоденствие исповедующих их народов в ту эпоху, когда именно религия была основной формой общественного сознания. Однако эпоха эта закончилась (лет примерно пятьсот назад), - а ценности осталась.
Никто и не отрицает важнейшую роль христианской церкви в сохранении и развитии культуры и образования в Средние века. Только на дворе век двадцать первый.
Главная особенность нашего времени заключается в том, что мир меняется слишком быстро, а культурные механизмы, обеспечивавшие в прежние века и тысячелетия формирование общественного сознания, остаются столь же медлительными.
Современное общество, несомненно, испытывает кризис ценностей. Особенно общество российское. Именно поэтому догмы ему противопоказаны.
А между тем, вооружившись догмой, промывая мозги населению и оказывая давление на Министерство образования, движется ЗАО РПЦ к заветной цели - власти, влиянию и доходам.
Они предпочли бы "закон божий" в чистом виде, - но статуса государственной религии у православия пока нет. И школа у нас пока что формально отделена от церкви, поэтому батюшки прикрылись фиговым листочком с названием "культура". Пренебречь интересами многочисленных инородцев, попривыкших за последние десятилетия к автономии, тоже не удалось бы. Поэтому ЗАО решило поделиться властью с коллегами других конфессий (естественно, только с теми, кто представляет реальную силу). Коллеги радостно приняли выгодное предложение - так родился пакет из четырёх "законов божьих", прикрытых фиговыми ярлычками "культур". Спохватившиеся сторонники светского образования кинулись отстаивать права неверующих, но так и не пришли к единому мнению: то ли поверить батюшкам, что речь идёт только о культурном аспекте религии, и обязать неверующих изучать историю всех основных религий, то ли не поверить и противопоставить проповедуемой батюшками религиозной морали светскую этику. И вот на подходе новый базисный учебный план средней школы, в котором не связан с религией только один из шести модулей курса "основ духовно-нравственной культуры народов России". При этом наш законно избранный гарант конституции называет неверующих "не определившимися в отношении веры".