Турпоходы дают отличную возможность получить красивые и захватывающие кадры. Величественные пейзажи, бытовые сцены, животные на воле, цветочные поляны, белопенные водопады, какие-то напряжённые моменты жизни туристов. Но не всё так просто.
Даже если вы фотограф до мозга костей, и готовы фотографировать хоть спросонок, из любого положения, главное в походе всё-таки не съёмка, а безопасность. Поэтому нужно знать особенности передвижения группы, чтобы самому не убиться и других не подставить.
Где должна быть камера во время переходов: в руках, на груди или в рюкзаке? А вот и нет универсального ответа, этот вопрос решается перед каждым конкретным переходом и зависит от сложности пути и опыта фотографа.
Во время движения обе руки должны быть свободными. Исключения - для ледоруба или альпенштока. При движении по скалам исключений нет - ледоруб привязывают к рюкзаку.
Самое разумное и безопасное место для камеры - в рюкзаке. Если же вам нужна репортажная съёмка, то придётся повесить камеру на шею и зафиксировать дополнительными креплениями, чтобы не болталась. Можно использовать эластичные резинки с металлическими крючками, которые прижмут камеру к груди. Можно одним движением отстегнуть крючки и сразу снимать. Чем больше и тяжелее камера, тем труднее таскать её на груди. Если камера с объективом весит более килограмма-полутора, то имеет смысл снять нагрузку с шеи, чтобы не нарушать кровообращения. Для этого можно использовать дополнительные крепления на лямках рюкзака.
Если непременно нужно сделать кадр во время движения, нужно остановиться, принять устойчивую позу (и при этом никому не мешать), и только после этого снимать.
Отдельный вопрос - как фотать на скалах. Там фотограф должен быть ещё и застрахован.
При такой съёмке простительны технические погрешности, непривычный ракурс, может быть - даже шевелёнка и нехватка резкости, неграмотная композиция... Непростительно только пренебрежение правилами ТБ.
Находясь на скале, нужно помнить ещё такой нюанс: когда фотограф одним глазом смотрит в видоискатель, а другой закрывает, то он воспринимает мир иначе. Вплоть до того, что можно потерять равновесие и упасть. Не верите? Попробуйте встать на одну ногу и закрыть глаза. Если сможете так простоять 40 секунд и больше - всё отлично, можете смело фотографировать.
Фотографируя сверху вниз, проследите, чтобы у вас ничего не падало: шапка, крышка объектива или другая мелочь. Любой выпавший предмет может стать причиной трагедии.
Учтите, что порой у фотографа очень мало времени. Например, на вершине горы может быть ветер и холод. Один снимок - и бегом вниз!
Трудно фотографировать во время движения группы по тропе. Группа идёт, а фотограф вдруг останавливается. Если на три секунды - это ещё допустимо. Но что делать, если снимок требует больше времени? Отставать нельзя. Остаётся единственный выход: с разрешения руководителя вырваться вперёд быстрым шагом. Это возможно в тех случаях, когда путь прост и очевиден, вся тропа просматривается. Пока группа догоняет, можно успеть сделать нужный кадр. Лишь в редких случаях, когда происходит что-нибудь необычное, и что нужно непременно запечатлеть, можно попросить руководителя остановить всю группу. Однажды в нашей группе было нарушение этого правила.
Мы спускались с перевала к озеру, и на всякий случай я уточнил, что на берегу этого озера у нас будет отдых. Вероятно, фотограф, который шёл последним, воспринял это как разрешение отстать... Вдоль тропы было много красивых цветочков и других прелестей. Увлёкшись съёмкой, фотограф отстал, потерял группу из виду, а потом сбился с направления. Сначала мы ожидали мужика в порядке планового отдыха. Потом подумали, что могло случиться несчастье, и пошли его искать. Нашли, но потеряли на этом час.
Фотограф может быть сколько угодно гениальным фотографом. Но в походе он, прежде всего - участник группы. Поэтому необходимо соблюдать дисциплину.
Не следует жаловаться на свой якобы тяжёлый рюкзак. Количество и вес фотоаппаратуры - это исключительно ваши проблемы. Если нет здоровья - берите лёгкую цифромыльницу. Если же вы считаете, что самое главное - это высокое качество снимка, и потому нужно брать три камеры, восемь объективов и мешок аксессуаров, то нечего ныть. Один мой знакомый фотограф берёт с собой специально самый тяжёлый штатив, чтобы максимально избавиться от вибрации. Так он не жалуется, хотя на его чудовищный рюкзак даже смотреть страшно.
Как правило, оптимальное время для съёмки - утром и вечером. Возможно, это время не совпадёт с графиком движения группы. Поэтому заранее согласовывайте график с руководителем. Возможно, он пойдёт вам навстречу, как-то изменит время движения. Во всяком случае, конфликтов в походе не должно быть. Лучше всего - специальные фототуры, где время движения рассчитано как раз под съёмки.
Несколько лет я занимался спортивным туризмом. Это было захватывающе, красиво и очень интересно. Вот только не оставляло времени для фотографирования! Иной раз мы мчались из последних сил и чувствовали себя, как загнанные лошади. Фотать некогда! Ведь это спорт. Если прибавить к маршруту один-два дня, это будет уже не спорт, а прогулка. Вообще спортивный туризм и фотографирование почти несовместимы. Вот 10 кг общественного снаряжения, вот 10 кг личного снаряжения, вот 10 кг продуктов. Ещё одежда, хотя бы 2 кг. Вполне возможно, что с таким грузом придётся прыгать на три метра, переходить речку вброд, лезть по вертикальной скале. Мало кто способен в таких условиях тащить ещё и тяжёлую камеру...
Ещё важный вопрос: стоимость камеры и объективов. Профессионалы заявляют, что нужно брать всё самое лучшее. Особенно яростно будут это доказывать студийный фотографы. Но в горах велик шанс угробить фотоаппаратуру. Помню рассказ одного француза, который взял на сплав V к.с. две камеры: шикарную и старую запасную, на всякий случай. В первом же пороге у него смыло эту шикарную камеру. Пришлось снимать на старую камеру, классом ниже.
Неожиданный вопрос: сколько брать камер? Думаю, что это напрямую зависит от того, куда вы собираетесь идти. По городскому парку явно хватит одной камеры. Или двух. Но если вы собираетесь в далёкий район, куда добираться сложно и дорого, то ответ будет другим. Мой знакомы фотограф собрался в командировку на Таймыр. У него была своя зеркалка, также ему выдали служебную. У друга он одолжил ещё зеркалку. Потом пришёл ко мне с просьбой... одолжить ещё камеру!
- Тебе мало трёх камер? - удивляюсь.
- Да мало ли что. Там дикий холод, высокая влажность. Если фотик сломается, там другой не купишь! И в тот район вряд ли ещё раз попадёшь.
Он как в воду глядел. В первый день у него крякнула первая камера, на второй день - вторая, а на третий - третья. Всё остальное он снимал моим компактом. Действительно, больше ему так и не довелось побывать на Таймыре.
В одной из наших групп был случай, когда надёжная зеркалка по какой-то причине просто не включилась. Это произошло в первый же день. Фотограф не получил ни единого кадра... Досадно. Тщательно проверяйте всю фотоаппаратуру перед выходом.
Сколько нужно брать памяти? Года три назад ходил с нами питерский фотограф Дима.
- У меня 200 гигов памяти! - радостно сообщил он, - этого точно хватит!
Мы ходили на 15 дней, так примерно на 8-й день он вдруг с изумлением обнаружил, что вся память занята! Пришлось чистить карты памяти, стирать некоторые кадры. Мало того. На следующий год Дима приехал ещё раз, прихватив 260 гигов. На этот раз хватило, да и то впритык. Конечно, количество памяти зависит от вашей камеры и от формата. Рассчитывать нужно на 3 - 5 000 снимков. Сами подсчитайте, сколько это займёт у вас памяти.
Аккумуляторы. В автономном походе нет розеток. Фотографы обычно используют бустер (тяжёлая штука, кстати...), кучи запасных аккумуляторов или батареек. Имеет смысл также брать зарядные устройства на фотоэлементах.
Хотя у нас был однажды прокол с таким зарядным устройством. Аккумулятор сел и тут случилась пасмурная погода. Устройство всё-таки работало, но тока едва хватало на суточные нужды... Фотограф делал с десяток кадров и снова пытался подзарядить...
Средства для очистки объектива. Ватные палочки и специальные салфетки - берите обязательно. Можно также брать чистящий карандаш, грушу и оптический шампунь.
Удачных снимков!
-
Что надо брать в Ергаки -
Пошла одна девушка пописать... -
Как мы пойдём в Ергаки в июле и в августе, и в чём разница -
Скоростные пробежки по Ергакам -
Что можно и как нельзя фотать в походе -
Озеро Каровое -
Долина Мечты -
Висячий Камень -
Какую выбрать палатку? -
Озеро Художников -
Радиалка до Тушканчика -
Почему желания не сбываются? -
Радость рядом -
Таинственный мир -
Ароматерапия лучше, чем ведро таблеток -
Чтобы лето было волшебным -
Мамина мечта -
Чистая вода