Церкви-крепости - Трансильвания, Румыния, сентябрь 2011

Oct 17, 2013 08:35

Когда венгерские короли позвали немцев заселять страну за лесом (транс = за, сельва = лес), это не было приглашением в землю обетованную. Во-первых, на этой земле уже жили местные, валахи, которые не то чтобы шибко рады были, что являются подданными мадьяр. Во-вторых, по ту сторону карпатских гор в придунайских степях кочевали печенеги, а потом и половцы, вытесненные татарами.
Саксы построили семь городов-крепостей, но город, до которого полдня пути - слабая защита от набега. Обычно в европейской практике было принятно строить посреди села укрепленную церковь с толстыми надежными стенами, узкими окнами-бойницами, высокой башней-донжоном. Но опасность была столь велика и постоянна, что саксы дополнительно укрепили свои церкви дополнительными башнями и стенами. Иногда окружали даже несколькими поясами стен и башен. В итоге Трансильвания может похвастаться уникальной штукой - не просто укрепленными церквями, но целыми крепостями, в которые превращены саксонские церкви.



Церковь Бьертан (Biertan) между Медиашем и Сигишоарой



Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное
Читать сначала - въезд в страну и Буковина
Предыдущая часть - Сигишоара, город мастеров

Количество церквей впечатляет. Они встречаются целыми районами - близ Медиаша, вокруг Rupea и вокруг Брашова. Всего около 100 поселений, в большинстве есть укрепленная церковь.



Фото туристической карты. По клику раскроется в приемлемый для использования размер

Аналоги, конечно же, были в Европе, были и у нас, например, известна Николаевка. Не столь масштабно, но принцип тот же.



Крепостные стены церкви в селе Сristian между Рышновом и Брашовом. Церковь - вторая половина XIII века. Значительно перестроена в 1841-м.

Возможно, где-то в Европе было что-то в точности похожее, но там это так или иначе исчезло. А тут сохранилось. Юнеско даже внесло в свой список семь из саксонских церквей Трансильвании - Бьертан (Biertan), Кэлник, Дыржиу, Саскиз, Валя Виилор и Вискри.



Сама церковь села Кристиан

Свою роль, наверняка сыграло и относительное богатство саксов. Если обычных крестьян давили поборами до совершенной нищеты, то саксам давались неслыханные привилегии. Среди прочего они могли без ограничений использовать воды и леса, могли торговать без пошлин и сборов по всей Венгрии.



Богатенький Кристиан

Перед церковью даже садик разбит


Центральная площадь Бьертана тоже не нищая




Вполне себе городок, а не село


Кстати сказать, немецкие села вносят свой вклад в диссонанс между реальностью и представлением о Румынии. Согласно стереотипам это нищая цыганская страна. Не скрою, цыган мы действительно видели. Но в полном соответствии со статистикой (из всего населения цыган лишь 2,5%), встретили их всего дважды за все время путешествия. Один раз в пригороде Хунедоары. Это было несколько кварталов застроенных затейливыми особняками зажиточных цыганских семей.



Очень характерные дома. Не спутаешь.

Второй раз в деревне между Медиашем и Бьертаном. Там это были явно не хозяева жизни:



В XIX-XX веках цыгане в Трансильвании и Подкарпатье были известны как странствующие мастера-лудильщики. Зарабатывали починкой медной посуды, чисткой чугунных котлов и сковородок, пайкой кастрюль и чайников. В то время в Восточной Европе слово «лудильщик» было синонимом слова «цыган». К слову тинкеры британских островов, которых тоже обычно называют цыганами (хотя этнически это и не совсем верно), те же лудильщики. Само слово «tinker» так и переводится - лудильщик.
Судя по выставленным на продажу изделиям, в этой деревне цыгане являются представителями все той же профессии.



На переднем плане самогонный аппарат, однако.

В общем, цыган мы мало видели. Чаще всего сельская Трансильвания пускай и не слишком богата, но весьма аккуратна и чиста.



А еще кругом и повсеместно лошадки. Гужевой транспорт встречается чуть ли не на каждом шагу. У большого процента населения это все еще основной вид транспорта. Сложно даже 20 километров проехать, чтобы не встретить повозку, в которую запряжена лошадка со щегольскими красными кистями на уздечке.



Светофоры и те ухмыляются сельскому пижонству


Интересно, что в саксонских селах и по сию пору можно встретить чистых потомков тех самых саксов. Например, барышни в Бьертане барышни в сувенирной лавке и в самой церкви на кассе были вылитыми немками. Дебелые, с волосами цвета беленого льна.



Бьертан со стен церкви

Крепость, в которую превращали церковь была крепостью полноценной, со всеми атрибутами. Стены усиливались рвами (в наше время они чаще уже засыпаны), одна из башен делалась выше прочих, играя роль дозорной.



Бьертан. 1492-1524

В башнях располагались запасы продовольствия на случай осады, хранилось оружие, собирался совет села и квартировал священник. Церковь в Бьертане, например, была резиденцией лютеранского епископа.



А одна из башен, как рассказывают информационные брошюрки, называется «Тюрьма», но в ней заключались не преступники, а супруги, собиравшиеся развестись. Их заключали сюда на один месяц, принуждая весь месяц спать в одной постели, есть из одной посуды и только если они не меняли своего решения, прошение о разводе могли удовлетворить.



На дозорных башнях караул несли круглосуточно, чтобы иметь возможность предупредить односельчан о приближающейся опасности и приготовиться к осаде.



К XV-XVI векам опасность набегов половцев сменилась куда более серьезной и страшной угрозой - турками. Многие церкви в это время обносятся даже не одним, а несколькими поясами стен. В Бьертане таких поясов три.



Очень внушительное зрелище. Перед поездкой, и после изучил другие церкви. Если выбирать одну-единственную можно смело останавливаться на Бьертане.



Бьертан мы посетили длинным 5-м днем поездки. В этот день вообще увиделось чуть ли не все самое вкусное, чуть ли не все грани Трансильвании: Предыдущая часть - Себеш, Медиаш, Бьертан, Сигишоара, деревня лудильщиков. Уже по темноте мы успели переехать в Сибиу и даже этот ночной переезд вознаградил двумя прекрасными деревенскими картинками. В одном из сел дорогу перегородила отара овец. Хозяин продавал нескольких из стада и с покупателем закидывал в грузовичок. Интересно получить такое вот подтверждение, что потомки валахов сейчас, как и сотни лет назад живут разведением кудрявой животины.
А позже на проселочной дороге в кромешной темноте южной ночи мы натолкнулись на олениху. В одном дне у нас чудесно сплелось прошлое и настоящее края, деревенское и городское, человеческое и природное.



Утром предстояло проснуться среди другой грани страны - в каменных джугнлях большого города. Читать дальше

Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное
Читать сначала - въезд в страну и Буковина
Предыдущая часть - Сигишоара. Город мастеров

Что еще можно почитать



ненаше, Румыния, отпуск, забугорье

Previous post Next post
Up