Забытый город развлечений - Вышний Волочек на фото десяти лет назад. Июль 2005

Mar 06, 2014 13:34

Некоторые наши города забыты совершенно незаслуженно. Вот спроси кого: «Что такое Вышний Волочек?», мало кто вообще сможет что-то сказать. Разве что у автомобилистов встанет перед глазами удручающая пробка через пыльные задворки города на трассе Москва-Питер. Настолько безрадостная, что утрачивается вера в разумное, доброе и вечное.
А между тем еще в те времена, когда не было ни Лас-Вегаса, ни Монако, Волочек был первым городом развлечений. Сотню лет, с середины XVIII века по середину XIX тут сбивал с ног шквал разгульной жизни, песен и плясок, и летели на ветер шальные деньги.





Всякие подробности и интересности. Вышний Волочек…
…в «Путеводителе по России»
Вышневолоцкая водная система на городском сайте
очерк по истории города на другом городском сайте
еще очерк уже на областном сайте
Волочок на Википедии

Волок - кровь и плоть Волочка. Короткий, поэтому и «волочок», а не «волок». Ниже него на Мсте находится долгий путь посуху в обход Боровицких порогов, поэтому этот - «Верхний». Со старого времени тут была кой-какая торговая активность и жилье. Потом, при Иване III возникла и ямская слобода, но городом Волочок тогда еще не стал.
Злые языки, правда, и сейчас скажут, что он не стал городом. И приведут тому, конечно же, множество примеров. Вот таких, например:



Набережная Обводного канала.

Настоящее рождение города произошло, как и многое в нашей стране, при Петре. Для обеспечения Питера сырьем и продовольствием, необходимо было реконструировать старые торговые пути. Волоки уже устарели, и Петр решил прокопать канал. Место-то тут крайне удобное - всего полтора километра от Тверцы в Цну. Тверца связывала с Волгой, Цна с Мстой, оттуда через Ильмень в Волхов и через Ладогу в Неву. Отличное дело. Тем более что голландцев только свистни - устроят импорт технологий и жить научат.



Венециановский сквер. Центральная площадь города.

Удивительно, но голландцы проект провалили. Угрохали кучу государевых денег, уморили множество бесплатных крестьян, к 1708 году прорыли канал… а воды в нем оказалось мало. В половодье по нему могли пройти суда, но и только. И даже в половодье - не всякий год - канал пропускал караваны с продовольствием к Питеру.



Цнинский канал. Из Тверецкого канала суда попадали сюда, а потом спускались в Мсту. Но это было устроено намного позже.

Есть указания, что для исправления дела приглашались мастера обустройства каналов из Венеции. Толку все одно не вышло. Невероятным поворотом судьбы проблема решилась умением и разумением не западных высококвалифицированных специалистов, а восточного самоучки - Михаила Ивановича Сердюкова.
По рождению бурят с Селенги он был мальчишкой продан казаками купцу Сердюкову. Позднее, уже крещеный и обученный «купецкому», служил приказчиком Евреинову и от него получил свободу. По легенде освободить его потребовал Петр. «Ибо, де он мне надобен», сказал император, оценив сметку молодого приказчика и его склонность к механике и технике. Поначалу, впрочем, Сердюков занялся чистым бизнесом - поставлял муку на государственные нужды, откупал таможенные и кабацкие сборы, завел тут, на месте будущего города винокуренный, уксусный, кирпичный и черепичные заводы, поварни, амбары. Потихоньку оброс капиталом. К тому времени, как голландцы, немцы и итальянцы провалили все кредиты государственного доверия, он появился с собственным проектом - обустроить по своему разумению и за свой счет водную систему, а за то получить невероятные льготы по налогам и праву на сборы, в том числе на сбор с проходящих судов. Плюс к его доходам добавлялись множество прочих льгот и привилегий. Удачный час для его предложения настал в 1718-м, когда голландско-итальянская система не выдержала аварии, и Петербург остался без хлеба. Его предложение дошло до государя, и он получил соизволение на проведение работ. За 3-4 года, используя труд наемных, а не подневольных, рабочих он гораздо меньшими затратами сумел сделать то, чего не смогли голландцы. Да и поступил он хитрее - подпитал водами Шлины Тверецкий канал, а потом, совершенствуя систему год за годом, устроил еще водохранилище, чтобы сделать возможность перехода судов круглогодичной и бесперебойной.



Бейшлотская набережная. Справа - Цнинский бейшлот.

Система много раз переделывалась, но, тем не менее, от нее уцелело одно сооружение, практически в том самом виде - деревянные (!) створки Цнинского бейшлота.



Увы, чтобы увидеть тяжелые, подвешенные на цепях трехсотлетние створки, надо исхитриться заглянуть под настил моста над бейшлотом.

Потомки Сердюкова, (в частности внук) конечно же, усердия к делу не проявили и спустили все на выпивку и клубы. Вышневолоцкая система перешла к государственным управляющим. Один из которых, Сиверс, дополнил ее среди прочего Сиверсовым каналом из Мсты в Волхов, минуя Ильмень.



Цнинская набережная. Этот мостик называют «ажурным».

Караваны барок с уральским железом, волжским хлебом и прочая-прочая шли через Волочек трижды в год с первой трети XVIII по середину XIX века - весенний, летний и осенний караваны. Всегда в одну сторону, из Петербурга барки обратно не вели, их там же разбирали и продавали на дрова. Тем не менее, трех караванов городу хватало с лихвой. Это стало временем расцвета и особенной славы Волочка.

Хитрость в том, что от Волги, точнее от Рыбинска, места формирования караванов, барки шли вверх по Волге, а потом Тверце. После Вышнего Волочка они шли вниз по течению, и бурлаки в прежнем количестве были уже не нужны. Соответственно, в Вышнем Волочке производился расчет с волжскими бурлаками, а еще смена лоцманов. В одночасье город переполнялся людьми при деньгах.



Внутренний двор между корпусами Гостиного Двора. Когда-то в нем стоял Казанский собор, а все вокруг просто захлебывалось рыночной торговлей.

Проходящие караваны надо было обслуживать, требовались услуги плотников, такелажников (снимали рули и мачты, ставили помосты и особенные бревна-весла - потеси), матросов, лоцманов. Интереснейшим был процесс шлюзования. Караван почти целиком заводился в Тверецкий канал, тот затворялся и из вод водохранилища питались нижние участки каскада. Наконец, когда уровень под Нижне-Цнинским шлюзом почти (почти!) достигал уровня в канале, створки Нижне-Цнинского шлюза раскрывались и вместе с потоком воды суда каравана устремлялись вниз, к озеру Мстино (сейчас - Мстинское водохранилище).



Ажурный мосток к Богоявленскому собору. Он стоит на острове между Цнинским и Обводным каналами. Некогда подле него была часовня Николая Чудотворца . Не только важно, что это был покровитель путешествующих, но именно над ней поднимали перед спуском сигнальный флаг.

Но все это - лишь половина города. Рассчитанных лоцманов и бурлаков, матросов, плотников, купеческих приказчиков, всю эту огромную армию надо было кормить и развлекать. При собственном населении города в несколько тысяч человек, во время прохода караванов тут оказывалось еще около десяти тысяч сопровождающих и обслуживающих караваны. Половина из них с деньгами. Только половину времени шлюзования стучали молотки, свистели пилы и скрипели канаты. Среди прочего на бирже на мосту у устья Тверецкого канала шел бойкий найм лоцманов и их помощников и рядовых речников - сходочных. Ну а вечером - гудел кабацкий дым. Кабатчики, музыканты, танцоры и скоморохи, торговцы и торговки были веским поводом спустить все заработанное за один вечер.



Северное крыло гостиного двора как раз и смотрит на широченную площадь Венециановского сквера. В прошлом - явное главное место для гуляний.

Рассказывают, что жители Вышнего Волочка отличались особым умением в пении песен, пляске и музыке. Любой, от мальчишки до деда, были готовы во всякий момент, как его попросит звенящий жалованием караванщик, засвистеть плясовую или затянуть вышибающую слезу «жалестную» песню.



Казанский проспект, вид от ул. Сиверсова - украшенные дома, отблеск серебряных ручьев прошлого.

Плясуны, скоморохи, пьяницы, шулера, кабатчики, все это поднимало пыль улиц Волочка столбом, смешивало воздух Валдайских холмов и воду каналов в единый чад и угар кутежа. Волочек жил развлечениями, питался ими, дышал ими, строился с них. Это был первый, и, может быть, единственный в России город развлечений. Кто-нибудь подскажет: были ли другие города развлечений в послесредневековой Европе до XIX века?



Кстати и сейчас легко заметить: собственно город тянулся вдоль каналов, вдоль прохождения барок. Чуть вглубь от центральной полосы - дома резко становятся ниже, а после начинаются и вовсе строения XX века.



Бесшабашная гульба отражалась и в характере вышневолоцких лоцманов. Их описывают как людей, хоть и весьма знающих, но склонных к лихачеству и неуставным выходкам. Они могли выйти в плавание вечером или ночью, могли открыто посылать начальство к черту и святым угодникам, а то и куда похлеще, славились лихачеством при проходе шлюзов.



Осташковская ул. Магистрат, или Присутственные места - администрация Волочка времен Екатерины. Неподалеку находится дом городничего и царский путевой дворец. Остров за Богоявленским собором вообще очень «городской» район Волочка.

Подозреваю, среди «сотрудников» сферы развлечений слетались сюда девки, порченные красотой и амбициями, ведомые кривой американской мечты. В наши дни они летят на огни Москвы и Ярославского и Ленинградского шоссе. Коли симпатичная - надо продаваться подороже, да поудачнее, «ведь я этого достойна!». В те времена девицы посимпатичнее, увлеченные и сорванные с места лихим проезжим, могли тянуться к злачным местам Волочка, где за один сезон, за один проход весеннего каравана барок можно было обогатиться на всю жизнь.
Понятно, что в советское время на строительство и запуск новых фабрик персонал свозили со всего Союза и это сильно изменило облик горожан. Тем не менее, у меня самого тогда в 2005-м, возникло четкое ощущение, что тут куда больше красивых девчонок, чем в любом другом городе аналогичной численности.



У Гостиного двора из-под асфальта XX века проглядывает булыжная мостовая. Может XIX, а может и вовсе XVIII века, помнящая разгульную жизнь города развлечений.

Технология породила Волочек, технология его и обескровила. В XIX веке от Москвы до Питера проложили железную дорогу. Постепенно грузопоток пересел на колеса и город умер. Как долго ни стояли первые паровозы, а их не получалось так широко гулять, поить и развлекать.
Еще какое-то время Волочек сохранял прежний посыл. Вот, например, театр:



В 1896-м, именно в Волочке, первом из городов губернии за границей Твери возник собственный театр. Увы, в это же время исчез транзит судов по Вышневолоцкой системе.

Интересно, что погубившая город железная дорога имеет особенные памятники именно в Вышнем Волочке. Вокзал города считается единственным среди вокзалов Николаевской железной дороги, сохранившим первоначальный облик.



Фото с Википедии, автор - A.Savin

Учитывая прошлое города и уникальное место, в котором он находится, Волочек мог бы стать драгоценнейшей жемчужиной на полпути между Питером и Москвой. Его острова между Тверецким каналом, Цной и водохранилищем, если их обустроить, могут создать чудеснейшие уголки, не уступающие венецианским. Иногда мне кажется, что было бы невероятно здорово не выносить игорный бизнес куда-то невероятно далеко, а по примеру загнивающего Запада устроить отдельную такую зону, «где можно», тут, на старом месте. В городе, который и поднялся на развлечениях.

Но пока Вышний Волочек забыт, тих и спокоен…



Что еще можно почитать





на денек-другой, наше, Новгород

Previous post Next post
Up