Возвращение в Карпаты. июнь 2008. Ужгород, день 2 (часть 2)

Jan 10, 2009 23:46



самое начало тут,
а здесь предыдущая страница,

Увы, замок-резиденция должен соответствовать времени. Новые хозяева все больше делали из него дворец, особняк. В отличие от мукачевского замка тут сложно услышать дыхание средних веков. Зато сейчас в нем музей и достаточно интересный. Залы разбросаны по всему зданию, в каждом - своя экспозиция. Занятное собрание оружия. Отдельно интересно собрание музыкальных инструментов. Судя по музею, горцы умудрялись играть практически на всем. Еще бы - в горы на полонину лишнее барахло не потащишь. Да и к чему, если можно баранью шкуру натянуть на кадку для сыра, в центре примотать пучок волос и тянуть его мокрыми руками. Глядя на иной инструмент сложно не только понять, как из бытовой вещи такое сделали, но и как на этом играют.


Герб Другетов - неаполитанских графов, расплодившихся в новой стране, разлетевшихся и угасших. Те еще сто лет одиночества.

Под замком конечно же, есть обширные подземелья. Только туда музей не пускает, увы. Только рассказывают душещипательные истории про казематы, камеры пыток и подземные ходы. Вот, например, самая цитируемая: как-то во время одного из восстаний среди восставших, окруживших замок был прекрасный юноша. Понятное дело - наличие среди восставших прекрасного юноши неизбежно. В свою очередь в замке в этот замечательный момент имела место быть незамужняя дочь магната. Опять-таки, надо понимать, что прекрасной ей было совершенно необязательно. Под влиянием силы печатного слова или целеустремленности юноши у них как-то возник роман. Вариантов тут легенда предлагает несколько. По одному из них он был залетным шляхтичем, прекрасным, но бедным и до восстания вхожим в магнатский дом. А по другой он был слугой, и романтичная барышня воспылала романтичной страстью опять-таки до восстания. Не буду наверняка утверждать шкурные интересы парня, но как-то, когда они искали способа встретиться всплыла информация о потайном ходе. Что-то вроде: «Ах, милый, нам ведь никак не встретиться»/«Нууу, милая, а я че-то такое слыхал, ход как будто есть подходящий?»/«О нет, это ведь секретный-секретный ход, он известен только членам семьи магнатов!»/«Ну да. Ты ведь входишь в семью, значит тебе он известен»/«Ах, но любого, кто о нем узнает, убьют! Причем весьма неприятной смертью!»/«А мы никому не скажем. Если нельзя, но очень хочется, то можно!».
Или такой вариант: «Ох, милая, нам никак не встретиться, ты в замке, я снаружи, а волосы твои как назло еще не отросли как у Рапунцель. Без шансов, короче»/«О да, милый, это так роматишно! Но постой, в книжке я читала: у влюбленных должен объявиться всегда способ. Например, подземный ход. О да, я даже знаю, папа мне про такой рассказывал!»/«Эээ, погоди, милая! Это не тот ли ход, тайна которого хранится в строгом секрете и всякого, кто узнает ее ждет смерть неприятного свойства?»/«Да-да, милый, тот самый!»/«Ой, родная, чего-то мне так домой захотелось…»/«Хм… а в книжке написано, что рыцарь на все готов ради любимой…»/ «Написано? Где? Точно… так и написано. Ладно, куда идти? Только ты смотри, без кузнеца приходи!».
Есть подозрение, что оформляла незаконную сделку девица, как и было тогда заведено - через служанку. А та проболталась. Кухарке, например. В общем, девушка на свидание не пришла. Зато пришел кузнец. Вернее трое «самых бессердечных и преданных господину слуг». И парень умер той самой смертью весьма неприятного свойства. А девчонку замуровали заживо. В романах убиенная подобным образом девица обыкновенно становится привидением. Так поступила и эта. Утверждается, что вследствие тяги к прекрасному, испорченная образованием девушка каждую полночь обходит весь замок - комнаты, двор, поднимается на бастионы и спускается во рвы и исчезает с первыми петухами.



Ужгородский замок по-своему замечателен. Он вписан в природу, со стороны скалы практически неприступен, он даже гармоничен в эстетике своих бастионов. Однако в мукачевском замке внутри ренессансных корпусов кроется старый готический замок. Мы все-таки не любим замки эпохи артиллерии. В них нет высоких крыш и шпилей. Нет сказки. Увы, большая часть замков была перестроена владельцами и избавлена от шпилей и крыш. Потому что все они хотели жить по-современному и никто не стремился жить в сказке, которая предполагала серые сырые стены и вечно холодную постель…



Территория, расположенная прямо под замком под стать приведенной выше истории раньше называлась «Яма ведьм». Тут их сжигали. А в 1970-м учредили один из первых на Украине музеев народной архитектуры и быта. По мне подобные музеи интересны тем, что собирают чаще всего постройки с территории области. То есть все стоящие тут дома, собраны с территории Закарпатской области. От бойков и верховинских русин до гуцулов и лемков.



Мельница

Музей очень небольшой, но объектов довольно много. И что самое интересное, собрано много специализированных построек - пасека, мельница, школа, другие здания.



Гончарная печь для обжига керамики



В бабинце (первой части храма под колокольней, где дозволялось находиться женщинам) этой церкви среди прочего находится интересная монументальная трещотка, которой созывался народ на праздничные службы.

В отличие от домов самого Ужгорода эти хаты строили все-таки славяне. Как бы плотно венгры и немцы ни обживали города, сельская округа все-таки оставалась русинская, как и до венгерского завоевания. Внутри хат старательно воссозданы интерьеры, печи. Когда в это смотришь, сначала замечаешь отличия, мазаные стены, другие конструкции печей. Чувствуется, что это действительно другой народ. А потом присматриваешься, сравниваешься с тем, что видел в других странах и понимаешь, что общего все-таки невероятно много. Хаты построены по сути так же как наши избы. Сама хата, крытые дворы и сени, неотапливаемые клети. Все это из тех же знакомых срубов. Убери высокую крышу и галерею перед домом и получится та же изба. То же и интерьер. Вроде бы другое все, начиная от печи, но вглядишься, всмотришься в темноту красного угла, в резьбу на матице и чувствуешь подлинную внутреннюю общность наших народов. Именно тут понимаешь, что у нас гораздо больше общего, чем даже с поляками, чехами и сербами.



Проклятие «ста лет одиночества» преследовало и нового владельца замка - в 1711-м Миклош Берчени был изгнан после антигабсбургской войны Ференца Ракоци. Как и город, замок перешел в распоряжение казны. После раздела Польши и включения Галиции в пределы Австрийской империи, он потерял военное свое значение и в 1773-м был передан Марией-Терезией Мукачевской епархии. Попы устроили тут духовную семинарию и уничтожили рыцарский зал. Зато вместо него можно сейчас увидеть приемную и кабинет церковного иерарха.
Вообще в Ужгороде интересное коловращение происходит меж светскими и церковными зданиями. В разное время одни светские дома были переданы церкви, другие наоборот достались мирским организациям. Возле музея народной архитектуры находится юридический факультет Ужгородского национального университета, а строилось это желтое здание в 1793-м как учительская семинария. Иезуитский коллегиум 1646-го года теперь библиотека УжНУ. Ортодоксальная синагога (1904-й год) близ Театральной площади стала филармонией с одним из лучших на Украине органов.



Еще прямо у схода улицы Замковой расположено бывшее здание бывшего греко-католического мужского монастыря ордена св. Василия Великого - первая пятиэтажка города (хотя в 1912-м его построили как четырехэтажный дом).



Вообще, не очень-то монастырское здание.

Теперь тут физический факультет УжНУ и зоологический музей. Где-то как-то myshonok_pik обнаружила информацию об этом музее и загорелась желанием туда попасть, очень уж она животинок любит. Сказано-сделано. Раз уж гуляем…
Вход в корпус бывшего монастыря свободный, без всяких глупых проходных и охранников. Вернее, вместо отряда быстрого реагирования, на проходной через подслеповатое окошко контролировала вход-выход подслеповатая и глуховатая бабушка. Так что свободно можно попасть на широкие мраморные лестницы, посмотреть на простые, но все-таки витражи, интересные переплеты окон. Полюбоваться видами на город, открывающимися из окон коридоров верхних этажей. Здание это сохранилось не в идеальном состоянии, но в очень хорошем. Кажется, что казенная покраска стен что-то портит, но на самом деле еще большой вопрос, как все было покрашено при монахах. Наверняка еще мрачнее.
Между тем обычные университетские коридоры и запертая дверь без вывески убедила меня, что музей этот - обычное собрание учебных пособий для студентов. Нагромождение чучел млекопитающих и птиц, скелетов рыб, высушенных насекомых, заспиртованных червей. Штука интересная, если тебе на самом деле интересна наука или ты хочешь увидеть, как выглядят представители видов, известных тебе лишь по картинкам. На любителя животных это производит чаще всего удручающее впечатление. В первую очередь потому, что всегда печально наблюдать чучела. Осознав это, предупредил myshonok_pik. Однако она настояла, что ей было бы интересно. Пошастав по этажам, мы все-таки нашли преподавательскую, где наша просьба вызвала неимоверное удивление.
Представьте - обычный ВУЗ и вдруг появляются туристы сильно издалека, ни фига не ученые и даже не студенты-зоологи и просят показать собрание пособий. Удивлению их не было предела. Наши, чего уж тут, послали бы тут же на фиг, придумав, что ключ у завхоза, а завхоз в отпуске. А ужгородцы напротив. Удивились, но поднялись, нашли ключ и отправили с нами аспиранта, который честно и даже с интересом водил нас по обоим залам и рассказывал, что мог.
Музей действительно обладает богатым собранием и в научных кругах даже знаменит. Некоторые экземпляры имеют столетнюю историю, представлены редкие виды, которые не везде и встретишь. По науке сюда приезжают и из-за рубежа.
myshonok_pik действительно любит животных и уходила из музея в удрученном настроении. В очередной раз убедился - сколько ни рассказывай и не описывай, как старательно ни объясняй, люди поверят либо своим мечтам-представлениям, либо собственным глазам. Даже если это разочарует их.
Как уже говорилось, это место под замком - одно из самых старых в городе. На улице Ольбрахта, например, в верхней части по левой стороне были триста лет назад выдолблено в скале тридцать винных подвалов. Улицу в разное время и называли соответственно - Подвальная, Винные ряды, Подвальные ряды. Когда в войну солдаты разоряли их, вино буквально текло рекой по этой улице. Сейчас же неподалеку есть дегустационный зал, где можно все попробовать. Виноделие Подкарпатья сильно пострадало от дурости сухого закона советского времени и с большим трудом сейчас возрождается, но уже есть, что пробовать.
Здесь же, в двух шагах от физфака УжНУ находится примечательное кафе-музей, больше похожее на лавку старьевщика. Здесь собраны предметы быта, вывески и всякие мелочи Ужгорода начала XX века. Место душевное и недорогое. Но летом подают здесь только напитки и простенькие закуски. Готовят только зимой. Больше для своих, которые собираются у камина и долго-долго вечеряют.



Вывеска кафе-музея. Судя по чешскому «čerstvý» (то есть «свежий») эта вывеска сохранилась с тех времен, когда Ужгород вместе со всем Подкарпатьем входил в состав Чехословакии.

А ближе к реке по улице Ольбрахта раньше был парк, в котором разводили зверей для королевской охоты. А теперь тут университетский ботанический парк на трех террасах. А под улицей вдоль реки - неработающая детская железная дорога.
В этом месте улицы и тротуары узкие, дома старые, но простые. Тут все какое-то совершенно нетуристическое и настоящее. При этом выглядит непохоже на другие украинские или российские города.



Население в Ужгороде порядка 110 тысяч человек. Кроме много венгров, румын, русских. Причем много венгров с русскими именами. С украинцами тоже не все просто - частью они действительно украинцы, приехавшие сюда из Галиции, центральной или восточной Украины. Но значительной частью - карпатские русины, которых с легкой руки коммунистов записали всех разом в украинцы и теперь продолжают это делать, во имя единства нации. Однако напряженности между народами тут не чувствуется. К приезжим относятся доброжелательно. Русские, украинские и венгерские вывески встречаются вперемешку. На русский язык реагируют нормально, а если отвечают по-украински, то лишь потому, что все привыкли к тому, что понимают тут любой язык, а отвечают на том, который удобнее. myshonok_pik не очень понимает украинскую речь, но как только местные понимали это, они переходили на русский. Мои украинские знакомые, кстати, говорили, что подкарпатский украинский сильно отличается по звучанию и словарному запасу от «официального» украинского. К сожалению, моего знания украинского недостаточно, чтобы это оценить.



На Волошина по дороге к Корзо завернули в кафешку Сан-Ремо, трогательно оформленную под Италию. В числе прочего декора висели виниловые пластинки с закрашенной в цвета итальянского флага этикеткой в середине. Подошел поближе, оказалось, что это пластинки Высоцкого из редкого в советские времена собрания его записей. Кофе подают неплохой. Вообще это край кофе и вина, так что смело можно пробовать и то и другое. И не пренебрегать местными сырами.
Ближе к Корзо, и дома и сами улицы становятся более похожими на центральные.



Однако дворики даже в самом центре стоит свернуть в подворотню и сразу возникает впечатление, что находишься на далекой окраине.



Цветы настоящие и очень пышные. Проверено на myshonok_pik:


Вот вроде бы жалко такого количества роз, их цветения. Опадут, завянут. Однако моя внучатая тетушка, например, живущая в Черкасской области, бутоны эти собирает и делает из них чудеснейший розовый ликер. Так вот, есть подозрение, что и этому великолепию хозяева не дают безвестно кануть.

Хотя не все подворотни приводят в милые дворики. Иной раз попадется и такое чудо:


… пешеходный проулок по-средневековому узкий и заполоненный лавчонками, но оформленный в конструктивистском стиле.

Конструктивизм сюда принесли чехи в то краткое время, когда после Первой мировой Подкарпатье вошло в состав Чехословакии. Подкарпатье входило в состав этой страны с правами широкой автономии и необходимо было создать и полноценную столицу края. Выбрали Ужгород (хотя многое досталось и Мукачево). Причем чешские архитекторы сочли задачку формирования новой столицы как широкое поле для раскрытия нового стиля - конструктивизма.



Театральная площадь. По центру - театр и «Шаварма». А слева - торговый дом Бати - обувного короля. Теперь в нем Закарпатский институт Межрегиональной академии управления персоналом. А дом дальше, №17, тоже построен Батей. Тогда в нем была «Русская столовая».

Или вот еще один яркий пример - Народная площадь. Тут построен целый комплекс зданий, центральным из которых является «Народная рада» (1934-36).


…и три девицы под окнами…

Вот смотришь на творения одной из самых прогрессивных архитектурных школ первой половины двадцатого века и понимаешь, что ругаемая советская архитектура-то была не так убога, как нам вбивали в головы обиженные диссиденты.
Тогда же конструктивисты строили по всему Подкарпатью - в Ужгороде, Мукачеве, Берегове, Хусте. При этом, пожалуй, в Ужгороде они развернулись наиболее широко. Кроме обжитого правого берега реки Уж, на которой находится замок, они активно застраивали левый берег. Ранее там была нерегулярная застройка немецких колонистов, временами получавшая даже отдельные городские привилегии. При чехах же левый берег упорядочивается. А уже в советское время именно здесь располагаются новостройки. Сейчас, пожалуй, это более значимая по численности населения часть города.



Вид с Театральной площади на заречную часть города.

В то же самое время, к слову, активно развивается и собственная школа живописи Подкарпатья. Возникает мощный кружок из которого выходит целый ряд разных и самобытных художников. Почти каждый из них работает после в собственном направлении или даже стиле, благодаря чему Художественный музей на Жупанатской площади может похвастаться интересной коллекцией.
Интересно при этом, что в Ужгороде архитектурные стили переплетаются весьма мягко. Контраста венгерской сецессии и конструктивизма как в Мукачево тут не заметно. Большая часть улиц и вовсе застроена будто в одном стиле. Как будто создатели дышали одним дыханием.



Пешеходная центральная улица. Если в Мукачево называется «корзо» народом, то тут она так зовется совершенно официально - Корзо. Снова удивился такому сильно не местному имени. По-итальянски это слово означает «проспект».

На этой улице кучкуются магазины, банки, кафе и рестораны, всегда полно гуляющих. Но несмотря на это она кажется крайне спокойной.
Так же, как спокоен странный сплав стилей в местной архитектуре.


От Мукачево Ужгород отличается довольно сильно. Поначалу он кажется более мрачным и менее ясным. Сам город и его архитектура кажется менее близкой и знакомой. Я не видел небольших венгерских городов, но на виденные мной российские и украинские города центр его похож мало. Впрочем, постепенно с этим свыкаешься.





В этой непохожести и заключается главное удовольствие. Ужгород от нас еще более далекий, но при этом такой же дружественный и комфортный.



Сцена на Театральной площади. Отдыхательное место.

При всем прочем Ужгород и Мукачево - как две стороны одной медали. И тот и другой - не имели прав вольного или даже королевского города, но при этом Ужгород почти все время был посадом под замком, больше занятым обслуживанием хозяев доминии, управлением ею и виноделием. Мукачево же почти все время существовал как торговый и ремесленный город, постоянно добиваясь городских привилегий и теряя их вместе с появлением нового хозяина.
Пожалуй, только вместе они составляют настоящую столицу Подкарпатья и при всей самостоятельности не отделимы друг от друга.



Они застраивались по-разному и в разное время. Они удивительно похожи и непохожи друг на друга. Как действительно две части одного целого.

Нагулявшись к вечеру, мы запаслись черешней и клубникой и отправились ужинать. Не только путеводители, но и местные настоятельно советуют посетить ресторан «Деца у нотаря» («Сто грамм у нотариуса»), что на Гагарина, 98. Именно после совета местных мы решили поверить печатному слову и отправились именно туда. Единственное неудобство - он расположен далековато от центра. Но с той же самой площади Корятовича туда ходят маршрутки, да и такси стоит не дорого.



Раньше в этом доме действительно располагалась нотариальная контора. А теперь - достаточно большой ресторан - вглубь территории уходят отдельные павильоны. В наличии даже фестивальная сцена. Судя по лозунгам - идеальное место для фестивалей пива.
Лозунги, кстати, это сильное место ресторана. Ими он велик и обилен.







Своим пивом Ужгород не силен. Зато везде подают хорошего качества львовское. Почему-то свежее и лучше, нежели то же львовское в Киеве. С юмором тут составлено даже меню. При этом готовят действительно вкусно, не шибко дорого и довольно быстро.
Интересно, что другую часть дома занимает почта и…


…библиотека!

Вечер мы отметили поеданием добытых черешни и клубники на липовой аллее, самой длинной в Европе. Она тянется вдоль набережной Незалежности и деревья столь старые, что давно сплелись кронами над пешеходной дорожкой и моросящий дождик, начавшийся к вечеру, не доставлял никаких неудобств. Тут было тихо. Местные двигались мимо без суеты, словно воздух был плотный и вязкий. Настолько, что даже звуки в нем тонули. А местная черешня и клубника сладки и сочны. За что опять-таки спасибо myshonok_pik`у. А то я вспомнил бы о чудесной возможности добыть фрукт в тот момент, когда было бы уже поздно.
Ветер и дождь все усиливались, загоняя нас в гостиницу, и мы в итоге согласились с их настойчивым предложением. Следующим днем предстоял новый путь и ранняя побудка.

дальше:
http://obmorock.livejournal.com/23657.html



Карпаты, Украина, наше ненаше, отпуск

Previous post Next post
Up