14 июня. День пятый.
Остаться в Криворивне хотелось. Очень хотелось. Но так привык ночевать лишь одну ночь в каждом месте и уходить, что остановиться было уже невозможно. В сущности, казалось уже неважным, куда идти дальше, главное - идти дальше. Утром проснулся сам собой, тихонько собрался и вышел в облачное утро.
самое начало тут
http://obmorock.livejournal.com/22881.html а здесь предыдущая страница:
http://obmorock.livejournal.com/23867.html myshonok_pik оставалась пока тут, она собиралась перебраться в Яремчу и два оставшихся дня провести там. Я же направлялся в Чортков, причем дорога вышла весьма забавной.
Предполагалось все крайне просто - сесть на утренний автобус, который должен был в семь выехать из Верховины, на нем прибыть в Коломыю, а оттуда через Городенку всего 104 километра до Чорткова. В 07:05 я уже стоял на остановке, однако автобуса не было. Не было его и спустя десять минут. Небо было затянуто сплошной пеленой, ветер носил между облаками и землей тонкую водяную пыль. Появился еще один пассажир. А вскоре остановилась машина. Никто из нас не голосовал, он просто ехал и остановился на остановке. Там уже сидел один пассажир, я решил уже, что они заранее уговорились встретиться тут, однако тот, что стоял на остановке поговорил с водителем, открыл заднюю дверцу и махнул мне рукой. Мол, тебе в Косов? Тогда «присоединяйтесь, господин барон!» (с). Присоединился. Выяснилось вскоре, что водитель, будучи таксистом, ехал по своим делам в Коломыю и остановился на остановке просто так. Видит же, что стоим. Попутчики вышли в Косове, сунули ему деньги, сами определив сумму и вышли. Меня он смог провезти еще с десяток километров, а потом сломался. Что-то с инжектором. Горюя, он признался, что дальше везти меня не может, проводил до остановки и уехал. Заплатил я ему что-то около двукратной стоимости автобуса до этого места. То есть сущую ерунду. Помимо прочего он сообщил, кстати, что сам из Криворивни и кроме извоза зарабатывает также приемом гостей - тоже сдает комнаты внаем. Много кто, говорит, этим занимается.
Автобус я ждал с полчаса. Интересно, что тот, на который я рассчитывал изначально, из Верховины, так и не проехал. В итоге в Коломые я был в 09:15. А автобус на Чортков ушел в 09:05. А следующий в этом направлении будет только после часа. Черт! Варианты были - ждать здесь или ехать через Ивано-Франковск, и то, не факт было, что есть прямые из через Бучач на Чортков. Этот вариант маршрута получался около 175 километров, то есть часа на два-два с половиной дольше. А ждать выходило часа четыре. Поехал на Ивано-Франковск.
В Ивано-Франковск я прибыл в 09:50. Через двадцать минут после отбытия рейса на Чортков. Тут уже было не до вариантов, так что сел на ближайший автобус до Бучача и покатил. В Бучаче был в 12:45 и выяснил, что следующий на Чертков только через час.
Бучач в принципе, тоже был интересным городом. На этом месте еще во времена Киевской Руси было поселение. Однако в 1397-м вместе со всей восточной Галичиной он отходит полякам и они строят тут замок. Замок переходит от Бучацких к Гольским, а от них - к Потоцким. Зато город под замком от хозяев избавляется весьма быстро - в 1515-м он получает Магдебургское право. Интересный эпизод был в 1672-1683-х годах. Тогда граница Польши и Туретчины проходила по реке Стрыпе, то есть прямо через город. Западная принадлежала полякам и город, собственно и сейчас в основном находится по эту сторону, а восточная - туркам. Сейчас это больше сельский пригород. Замок где-то в те времена даже расширяется. Раньше в XIV-XVI вв. он занимал лишь мысок, а в XVII перед ним строят нижнюю часть. С середины XVI века тут два раза в год проводились ярмарки, а каждую неделю по четвергам - базар. Впрочем, город сейчас по-прежнему небольшой - около 12 тысяч жителей. Средневековых улочек не осталось, замок превратился в руины. Так что посещать его я и не думал. Однако Фея Перекрестков решила по-своему и все-таки забросила меня в этот город, милостиво выдав час «на все».
Грешно было не воспользоваться ее подарком и я решил все-таки прогуляться.
Центр города расположен в тесной ложбине между двумя грядами холмов. На одной - руины замка, под которым - заросшие склоны и частный сектор.
Под склоном того же холма находится василианский монастырь середины XVIII века.
Это барочные колокольни их храма видны на заднем плане.
Ну а ниже в долине - собственно центр города. Он виден справа внизу.
Вершина же противоположной гряды занята старым еврейским кладбищем, по которому можно понять, сколь серьезно они были тут представлены.
А рядом с ним - рынок. Была суббота и она явно является рыночным днем в городе. Только в около часа торговлю уже сворачивали. Но все еще можно было понять, что торговля эта была весьма активной. Для сравнения замечу - у нас в России базары в городах с населением в 30 тысяч собираются меньшие базары. А тут - всего 12 тысяч и такое буйство.
Весь склон от базара к центру города тесно застроен.
вот он, центр, прямо внизу.
Из-за узости долины, большая часть улиц, даже вблизи центральных площадей - наклонные.
Даже центральная площадь перед ратушей и та с наклоном.
Ратуша, когда не в лесах реставрации, является весьма яркой достопримечательностью и образцом украинского барокко середины XVIII века.
Фото позаимствовано из Википедии.
В центре людей была тьма. Судя по всему, они как раз расходились после посещения базара, а для многих шатание по центру на остановках, маленьких площадях и у магазинчиков явно было частью базарного променада. поскольку в центре народу было полно. Все-таки в таких городах еженедельный базар это гораздо больше, чем просто торговля. Посещение базара обязательно всеми светскими горожанами. Девчонки надевают, что получше, демонстрируют друг перед другом свои достижения. Более почтенные паны и панны обсуждают итоги недели. Многие собственно и встречаются-общаются раз в неделю, в базарный день.
Кстати, обратите внимание на вывеску Надя за спиной дядек. Это весьма забавная тоже достопримечательность города. На трех углах одной площади стоят три магазинчика с женскими именами, друг напротив друга:
А кругом - мелкая торговля. Даже в узких проездах между домами.
И общение на остановках, откуда все разъезжаются по домам
Суровое здание на заднем плане - кинотеатр советской эпохи.
Тут же, вблизи центральной площади удалось найти крохотную кафешку-забегаловку на четыре столика, где удалось съесть еду из микроволновки быстро и дешево - я расправился с первым и вторым блюдом и пивом за 15 минут и оставил 20 гривен (100 рублей).
Проведя в городе всего час, я не смог составить четкое впечатление о городе. Но больше всего мне запомнилось то, что для города в 12 тысяч населения он имеет крайне четко выраженный центр с полноценной городской застройкой. Пускай замок и находится в неухоженных руинах, но мало где встретишь такой цельный маленький город эпохи барокко.
Сытый и довольный жизнью я добрался до автостанции и покатил к Чорткову, куда в итоге прибыл около 14:30. Если бы я дождался автобуса в Коломые, я был бы тут где-то в это же время или даже несколько позже. Так что, какой бы суетной не показалась дорога, на самом деле мне повезло.
Вообще такие случаи лишний раз заставляют чувствовать себя по-настоящему свободным в путешествии без своих «колес». На машине я бы просто доехал из Коломыи до Чорткова и все, никаких приключений и Бучача.
В Чорткове, наконец, светило солнце. Тучи остались где-то далеко, над Карпатами и Ивано-Франковском. Здесь были лишь белые облака, оставляющие место для солнца и синего неба.
Для размещения были доступны несколько гостиниц, в том числе крайне бюджетная «Татьяна». Я же остановил выбор на той, что первая попалась на глаза - «Авианосец». Она действительно носит следы стилизации под морскую тематику. И даже официантки в ресторане ходят с матросскими воротничками. Странноватое заведение. В первом этаже гостиницы - одноименный ресторан. Подозреваю, что он является одним из двух пафосных городских ресторанов (второй Бристоль).
Гостиница находится на границе старого города. Через дорогу улицу от нее - частная застройка, хаты хатами.
Здесь же, на перекрестке Незалэжности и Шевченка кроме гостиницы можно увидеть и другое чудо постмодернизма:
Кафедральный собор 2001-го года постройки. Чудные башенки по углам на самом деле должны при взгляде с угла создавать силуэт гербового украинского трезубца-сокола.
Интересно, что сами чортковчане не разделяют восторгов туристов по поводу названия своего города. Хотя тех оно радует беспримерно. Особенно в варианте реально-существующего маршрута автобуса «Чортков-Сатанив». Украинцы к вере относятся с гораздо большим почтением, нежели московиты. То ли прямо 14 то ли на следующий день 15 июня был праздник «Зеленый святок». Было интересно увидеть на дверях каждого дома, на каждых воротах зеленые веточки. Интереснее всего они смотрелись на зеркалах и под дворниками автомобилей и автобусов.
Так вот, в свете религиозности был давно-давно проект переименования города в Богородичне. Но не состоялось.
Тем более, что горожане всякий раз подчеркивают - название города вовсе ни от какого черта не происходит. А вовсе даже от фамилии поляка-владельца, Ежи (Юрия) Чартковского, который построил тут деревянный замок и зазвал селиться горожан. Серьезные исследователи тут же ехидно сообщают, что фамилию шляхтичи получали чаще всего от земель, которыми владели. Да, отвечают им третьи. Однако Чартковский уже скорее происходит от греческого «чарти» («харти»), то есть «грамота», «бумага» - польская версия. Или вот версия уже чисто подольских краеведов - подольские реки, и Серет в том числе довольно болотистые и берега их густо зарастают всегда тростником и камышом - очеретом или в местном варианте - черетом.
Река Серет вблизи города. Практически так выглядело место, где позже Чартковский выстроил замок и город.
От «черета» выводят и название реки с заменой «ч» на «с», и название города, с опусканием слабой гласной - черьт, черть. Собственно, на польских картах и грамотах рубежа XIV и XV столетий поселение близ замка называется Чартковице (скорее всего именно по нему Ежи стал Чартковским, а не наоборот), это поселение уже в 1522-м получает магдебургское право. Позже Сигизмунд III подтверждая права Ежи Чартковского на эту землю, заодно позволил переименовать поселение в Чартков. Отсюда, понятное дело, недалеко до Чорткова.
До Чартковского эти земли уже были густо обжитыми. Округа входила в состав Галицкого и Теребовлянского княжеств. Рядом с нынешним Чортковым близ села Била есть городище русского Моклекова, рубежа XII-XIII веков.
Когда Чартковские устроились тут, им явно было кого позвать селиться на их землях.
При поселении они выбрали странное место - на болотистом левом берегу Серета под Выгнанской горой. Причем вплотную к горе, что в артиллерийскую эпоху сулит защитникам верную гибель. Зато город возник на сухом противоположном берегу. Мне кажется, что эта странность может объясняться тем, что к моменту основания замка более удобное место, на котором сейчас город, уже было занято. Соответственно, история Чорткова может быть древнее и интереснее. Не смотря на неудобное расположение, воевода Станислав Гольский в начале XVII века строит новый каменный замок на прежнем месте. Это пятиугольник мощных толстых стен, усиленных двумя башнями.
В австрийские времена в нем чего только не было. А сейчас в полуразрушенных корпусах - склад ГСМ. Говорят, сторож иногда пускает туда туристов.
Повезло увидеть такое - сейчас под стенами работают в земле люди, словно те крепостные, что сотни лет назад отрабатывали на господских полях барщину.
Пожалуй, сейчас гора, поднимающаяся над замком, интереснее самого замка. Она довольно высокой и крутой стеной вздымается над долиной Серета, впрочем, оставляя место для дороги и множества тропинок. Как только начинаешь подниматься в гору, собственно город заканчивается. На горе - уже село Горишня Выгнанка и дорога, петляющая по склону - обычная проселочная дорога, на обочине которой цветут маки.
А с горы открываются замечательнейшие виды. Отлично виден пятиугольник замка и главное - город.
Чортков не велик (около 29 тысяч жителей) и с горы просматривается целиком. Можно разглядеть и окраины, в том числе район новостроек на дальней горе и близкий центр.
Как и в остальных городах Галичины и Подолья, особенно небольшие, большое место в нем занимали евреи, в рассказе о городе этой темы не миновать. Уже к середине XVII века в городе было около 50 еврейских семей. Однако все они либо погибли, либо покинули город после казачьих войн Хмельницкого. До 1705-го года их в городе не было. Но после этого времени граф Потоцкий дает им привилегии, разрешает заниматься торговлей или ремеслами, но обязывает селиться лишь вблизи рынка или на прилегающих улицах и платить подати Потоцким и христианским ремесленным цехам. Согласно переписи 1765-го года в городе было 764 еврея, а в 1900-м - 3146 ко Второй Мировой - около шести тысяч человек. В 1870-м в город переселяется рабби Д.М. Фридман и город становится резиденцией резиденцией Чортковской ветви Ружинско-Садагорской хасидской династии. На праздники в город съезжались десятки тысяч приверженцев цаддика. Город становится одним из центров Хаскалы в Галиции.
Соответственно и старую синагогу называют Главной. Сейчас она в плоховатом сохранилась состоянии
То, что сохранилось от Главной синагоги, XVII-XVIII век.
После переселения в город Фридмана старая синагога не могла вместить всех верующих и в 1905-1908 по проекту венского архитектора строится Новая синагога:
Она сохранилась гораздо лучше. Теперь тут дворец творчества юношества.
Собственно, эти здания входят в обязательную программу города, рассказать о них я не мог.
Тем более, что евреи действительно играли большую роль. Большей частью они были ремесленниками - портными, швецами, мясниками, кондитерами, бляхарями, которыми жил этот город, они же держали аптеки и держали питейные заведения (последнее не очень поощрялось). В частности, одна корчма была недалеко от ж/д вокзала, теперь на этом месте школа №15.
Как в нормальном средневековом городе, ремесленничество и торговля было главной основой жизни Чорткова и стержнем. Как и положено, ремесленники объединялись в цеха, селились по одним улицам, например, мясники жили на теперешней ул. Гончара. На Школьной (прежде Ремесленной) жили портные и швецы, были мастерские бондаря, тележника (по-украински стельмах) и кузня, две маслодельни. Подольская прежде называлась Базарной, а после - Бурсацкой. На ней, в районе продуктового магазина №19 была площадь, на которой проводились ярмарки. Кроме того в городе были цеха скорняков (по-украински кушниры), шорников (рымари), кузнецов, ткачей, мыловаров, гончаров, шапкарей, рукавичников, жестянщиков ("бляхарей" по-украински), слесарей, ножевников, литейщиков, маляров, столяров и пекарей. Всего к 1679-му году насчитывалось около 20 разных цехов. Были и мастера, работавшие вне цехов. Например, нынешняя улица П.Синенького называлась тогда Тандытная и жили на ней (вероятно за пределами города) мастера, в цехи не входившие (портачи) - швецы, портные, бондари, скорняки. Делали они то же самое, а то и лучше, только дешевле. Цеховые же мастера презрительно называли их продукцию тандытной, паршивого, то есть, качества.
А еще был свой пивовар, между нынешними улицами Броварова (т.е. Пивоварова) и Подгорная. Ныне не существует.
Как и многие другие небольшие города Украины, только с приходом советской власти (а здесь это произошло лишь накануне Великой Отечественной с разделом Польши) тут строятся фабрики и заводы, которые поначалу больше напоминают объединения-мануфактуры тех же ремесленников. Так начинались местная кондитерская фабрика, литейный завод, швейная фабрика и мясокомбинат. Уже много позже запустили сахарный завод и завод «Агромаш». Собственно два последних предприятия и, наверное, мясокомбинат, кое-как пережили разруху перехода на рыночную экономику.
Впрочем, если учесть, что город на самом деле весьма небольшой, он все-таки производит впечатление благоприятное.
Ул. Зеленая.
Здесь находится чудеснейший краеведческий музей. Сначала он кажется крайне скромным, особенно когда поднимаешься по лестнице и оказываешься в простецком коридоре, с фотографиями старого Чорткова вдоль стен. Однако потом выходит директор музея, Яромир Чорпита. Гостями он занимается непременно сам. Причем в отличие от многих и многих музейщиков, он действительно крайне хорошо знает свой город. Рассказывать готов о любом времени города и любой улице, от вокзала до заводских кварталов, лишь бы только было кому спрашивать. Экспозиции музея не так богаты, как хотелось бы, но то, что готов рассказать Яромир стоит любых экспонатов. Для него же самым большим удивлением было то, что я приехал из России именно сюда, в Чортков, ни к родственникам, ни к друзьям, а именно в город. От удовольствия за свой город, он даже согласился отдать мне свою книгу, из которой я и почерпнул позже большую часть того, что сейчас рассказываю.
Как бы хорошо город себя не чувствовал в XVII и XVIII столетиях, от того времени почти ничего не осталось. Лишь деревянные церкви.
Вот, например, Вознесенская церковь на Железнодорожной улице 1717-го года постройки. Тогда в этом районе не было города, а находился пригород - село Долишняя (нижняя) Выгнанка.
серебряная осина
Город застроил эти кварталы позже, когда в самом конце XIX века сюда протянули железную дорогу и построили вокзал. Застраивался район и того позже - при поляках, которые оккупировали Западно-Украинскую республику в 1919-м, через год после ее отделения от Австрии и России.
Чортков тоже может похвастаться домом из одной стены.
Два крыльца по-разному встретивших новую эпоху…
Свободные места были застроены уже при Советской власти, что видно по датам на фасадах.
Вот пример типового дома советского времени. Дата на фасаде - 1960, а рядом дома с датами 59, 61 и т.п. Вообще странно было видеть, что в советское время по типовым проектам в городах строились и индивидуальные дома, вместо «таких удобных» многоэтажек.
Вообще район ж/д вокзала непрост и переменчив…
Вторая деревянная церковь располагалась в городе и даже старше первой.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1583 г.) на между улицами Церковной и Сонячной.
Редкий случай вообще и для деревянной архитектуры тем более - церковь была построена вскоре после основания города и сумела сохраниться. Ее никуда не переносили, не собирали на новом месте. Разве только подновляли после очередных завоевателей. Но в отношении деревянной церкви можно быть действительно уверенным - не смотря на все реконструкции, такой она и выглядела, когда первые скорняки, ткачи и кузнецы собрали деньги на ее постройку.
Остальной город тогда был тоже деревянным. Он горел и перестраивался, современные здания это большей частью наследие рубежа XIX и XX веков. Но и они крайне и крайне симпатичны. В отличие от многих других мест, здесь создается единый образ города, которому отвечают и частные дома и общественные.
Тут хватает и старых особняков, заросших, словно дома с привидениями.
И домов, хранящих великолепие венского модерна:
В этом здании по улице Шевченка, 36, в свое время находилась канцелярия Президента ЗУНР Е.Петрушевича.
На осевой улице Бандеры можно увидеть и пафосного вида здания:
Бывший окружной и городской суд (1884), теперь институт предпринимательства и бизнеса.
В то же время рядом с этими домами будут домики меньше, но оттого не менее интересные и антуражные.
Это все-таки небольшой город, потому и горожане будут тут же, на виду. Более простые и естественные, нежели в больших городах.
Все это дает особый сплав, удивительный и цельный облик города. Где прошлое прорастает в настоящем.
Очевидно, под влиянием этого порыва создается настоящая жемчужина этого города - ансамбль ратушной площади. Вместо модного новодела городские власти по инициативе бургомистра Людвига Носса в 1905-1908 строят ратушу в романтическом стиле.
Часы были изготовлены на заказ швейцарской фирмой. В крытые павильоны переезжает и рынок, который раньше утопал в грязи на площади. Так что разбитый асфальт перед зданием рынка - «так всегда было».
Заканчивали строительство уже при поляках в 1924-м году. Чтобы осознать, что магистрат тут не помещается и для него в 1926-1930-х годах в стиле уже польского конструктивизма была выстроена «Новая ратуша» - теперь городской совет:
Ее построили на другой площади, близ прежней ярмарочной на нынешней улице Шевченка.
Зато рынок выглядит потрясающе, так и должен смотреться центр старого вольного города.
Под стать ратуше перестроили в романтическом модерне старый костел Станислава доминиканского монастыря.
Его построили как оборонный собор по наказу все того же воеводы Станислава Гольского в 1610-м. Ну а на рубеже XIX и XX, стало понятно, что он уже не вмещает городских прихожан. Так что старый костел разобрали, а новый в 1914-1918 выстроили по проекту краковского профессора в готико-надвислянском стиле, что делает его уникальным среди других украинских костелов.
Другого такого на территории Украины действительно нет.
Вместе ратуша, площадь и костел создают совершенно особую картину и настроение, которые не отыскать даже в Каменце Подольском, сохранившем старый замок, но не сберегшем город.
Это оценили и кинематографисты. Тут снимались фрагменты фильмов «Дети подземелья», «Квартет Гварнери», «Всадники», «Вишневые ночи».
Даже забыв об истории города и достопримечательностях можно просто бродить по городу. По тенистой Шевченка, всегда к приему гостей готовой,
По Бадеры, на пересечении с Франко с которой находится известный дом культуры «Народный дом» им. К.Рубчаковой
Здесь в начале двадцатого века одновременно действовало театральное и спортивное общества.
Кроме известных достопримечательностей на этой же улице можно увидеть просто симпатичные дома и уголки.
Можно бродить по улицам с частной застройкой, где остро чувствуется контраст между двумя параллельными улицами.
Пускай город не так вычищен и отремонтирован, как хотелось бы, а во многом даже не устроен…
Но зато он сохранил дух средневекового города и сумел не превратиться в большую деревню как множество подобных райцентров.
Столоваться в пафосном ресторане гостиницы не очень хотелось, отужинал я в том же здании ратуши. В первом ярусе торговый ряд с несколькими кафешками. Заведение это порадовало меня музыкальным автоматом. Он не ничем не напоминал огромную раскоряку, знакомую нам по американским фильмам. Это был небольшой ящик на стене с экраном на передней панели и щелью для денег. Экран больше нужен для выбора песни, а пока это не требовалось (за то время, что я ужинал, никто не подошел и ничего не поставил), на экран выводились «Том и Джерри» без звука.
дальше тут:
http://obmorock.livejournal.com/24562.html