Большая часть русских крепостей - городские стены. Просто кольцо с башнями. Но на северо-западе, который долгие века был границей с немцами, потом шведами и теперь стал границей снова, можно найти русские крепости совсем другого склада - чистые замки. Таково Копорье, удивительная новгородская крепость. Таков и Ивангород - построенный на восточном берегу реки Нарвы (Наровы) напротив ливонского замка - самая западная из русских средневековых крепостей.
Почти все посты об этом городе начинаются с упоминания о особом статусе погранзоны. Этот редкий по своей бессмысленности бюрократический изыск, направленный, кажется, исключительно против собственных граждан, способен значительно осложнить посещение такого замечательного и интересного места. Суть в том, что юридически для пребывания в Ивангороде необходимо оформить специальный пропуск или иметь действующую шенгенскую визу. На практике же машины на въезде, особенно машины с номерами ленинградской области и питерскими, не останавливают, как не останавливают междугородние автобусы. То есть завернуть могут, но в последнее время, говорят, не трогают. Опять же, по моему опыту пребывания в
Железнодорожном - аналогичной зоне, если пограничник вдруг домотается, надо сказать: «Да-да! Вас-то я и искал, не подскажете, куда пройти, чтобы отметиться и оформить пропуск или что там положено?».
Граница с Эстонией - из-за нее вся эта игра в ловлю шпионов. Видимо, возня с оформлением потока через границу отнимает все силы пограничников и им не до ловли туристов.
Благодаря этому фактическому положению, в последние годы Ивангород посещает все больше путешественников и написано о нем уже порядком. В частности, обстоятельный рассказ и о городе и о крепости можно найти у
Варандея вот
тут.
Вид из крепости на город. На переднем плане - Гронверк - шведский пристрой к крепости Ивангорода, непосредственно за ним - погранпост.
Изначально построенный как твердыня против ливонского замка, после Северной войны Ивангород стал фактически пригородом Нарвы. Даже в советское время, когда по реке проходила административная граница с Эстонской ССР, и Ивангород имел статус города, он инфраструктурно оставался «ивановской стороной Нарвы».
Мост Дружбы через Нарову. Слева - Эстония и Нарва.
Собственно и сейчас десять тысяч населения и городской статус почти не чувствуются. Ивангород по-прежнему больше похож на пригород, чем на город.
Кингиссепское шоссе - осевая магистраль города, дорога к границе. Вот чем не спальный район?
Но на самом деле это - центр. Вот подтверждение - городской рынок.
И центральный перекресток. Почти площадь:
Разве что кварталы между улицей Гагарина и крепостью выглядят вполне городскими.
На этой улице есть даже театр
И несколько домиков вполне милой советской архитектуры
По этой же улице можно пройти вверх по Нарове за крепость к району Парусинка. Это несколько кварталов рабочего поселка при парусиновой мануфактуре Штиглица, середины XIX века.
Вид на Парусинку и ГЭС от крепости
Кренгольмская мануфактура, доставшаяся современной Эстонии и бывшая почти градообразующим предприятием Нарвы - часть этого же комплекса. Там же, у Парусинки - Нарвская ГЭС.
Бывший особняк купца Ф.Я.Пантелеева (1850-1860), теперь - художественный музей.
Хотя тут есть и своя гостиница, большинство приезжих предпочитают не останавливаться, прибыть утром из Питера и ввечеру уехать обратно. Гостиница подзапущена.
Мы сами тут оказались по случаю посещения Эстонии. Шенгенская виза давало право находиться в погранзоне, осмотреть великолепную крепость и потом перейти по мосту в Нарву.
Слева - башня Ивангорода. Справа белый Длинный Герман нарвского замка.
Мы прибыли рано утром, 3 января и встречали тут поздний зимний рассвет. Предполагалось отыскать кафешку, позавтракать и после осмотра Ивангорода перейти в Нарву. Поиски кафешки все изменили - сначала мы осмотрели город, натыкаясь на закрытые двери и уж потом позавтракали. Вместо кабачка в кафетерии на заправке.
За это время совсем рассвело, и крепость можно было осмотреть во всей красе.
Крепость заложили на Девичьей горе по приказу Ивана III в 1492-м году.
И сейчас овраг отделяет крепостную гору от города
Изначально это была маленькая четырехугольная крепость. Современный замок - первый из сохранившихся русских крепостей правильной планировки. Раньше следовали рельефу.
В центре - пороховой погреб, опять же построен при шведах. А засыпанные снегом остатки стен - остатки той самой первой крепости.
Ливонцы ответили наращиванием высоты своего замка, чтобы можно было просматривать и простреливать крепость русских. Русские нарастили свои стены. Сначала (уже в 1492-1496-м) пристроили огромный Боярший город.
Позже (в 1507-1508) окружили первую крепость высокими стенами Замка, теперь с них великолепно видна Нарва и ливонский замок.
Стену между Замком и Бояршим городом несолько раз надстраивали, чтобы помешать возможности обстреливать Ивангород с Длинного Германа.
Вообще огромная ивангородская крепость очень любопытна именно свидетельством долгой «гонки вооружений». Самые зрелищные виды, это когда можно разглядеть обе крепости или хотя бы оба берега сразу. Но сделать это можно только с эстонской стороны. Уже одно это стоит того, чтобы собираясь в Таллинн, остановиться на границе у двух сторожей.
(кликабельно)
Совершенствовалось оружие и укрепления на том берегу, надо было тут же наращивать свои стены и ставить более совершенные пушки.
Более поздняя пушка в крепостном дворе
Еще грозная, но уже не бабахает
Вообще вся крепость, разрушенная немцами при отступлении в 1944-м, подновленная нашими к олимпиаде, большей частью открыта для посещения, но не излишне ухоженная. Благодаря этому остается такой налет ушедших времен, и можно побродить чуть ли не вообще везде.
Из деревянных построек внутри крепости ничего не уцелело. Только два каменных храма - Никольский и Успенский.
Никольский (1498) поменьше на заднем плане. Успенский (1558) со вторым куполом Покровского придела на переднем плане.
Соборы интересные своей необычной архитектурой, но известно о них немного.
С распадом СССР распалось и жизненное устройство Ивангорода и Нарвы. Если бы не граница и ГЭС, работать было бы совсем негде. Современная Парусинка пользуется славой района, замершего в начале XX века. Туристы хотя и появляются, но их слишком мало, чтобы это стало индустрией. Да и погранзона опять же.
Из местного производства вдруг уцелели миноги. Это чисто балтийский и очень редкий деликатес. Эти необычные рыбки мало где встречаются, но в Нарове живут. Частный промысел их запрещен, но промышленный ведется.
Считается, что наиболее вкусны они жаренными в масле, в Ивангороде же делают их в маринаде. Вкус резкий и необычный, но интересный. Нам повезло добыть банку миног в обычном продуктовом магазине. Тоже одна из туристических радостей.
Чаще всего города зарождаются из крепостей, разрастаются вокруг. Обретают новую торговую или производственную специализацию. Со временем крепость, давшая городу начало разбирается, поглощается городом, сохраняя только следы в плане улиц, в памяти горожан и символах города. Ивангород в этом смысле уникален. Город у крепости возник, встал на ноги, а потом вновь потерял себя. Крепость же, из которой он развился - наоборот, простояла пять сотен лет и вдруг снова стала пограничной твердыней. Как и полтысячи лет назад, она стоит на границе, охраняя свою сторону моста Дружбы.
Что еще можно почитать Понравилось? Не жмись, жми «лайк»!