«представление о большевиках как победителях безграмотности - обыкновенные социалистические приписки. В чрезвычайно любопытной диссертации Анастасии Фишевой "Общее образование взрослых на территории РСФСР в 1930-1950-е гг.", защищенной в Санкт-Петербурге в 2015-том году приводятся документы, фиксирующие позорную долю не получившего никакого образования населения в конце 1950-х годов - 8-9 %. Если СССР и добился всеобщей грамотности, то произошло это не раньше 60-х годов XX века, даже и не начала, а может быть, и позже или вообще не произошло. И это не старики, которых недоучила Империя, - острой проблемой была военная беспризорность.
Единственное, в чем СССР действовал быстрее и решительнее, чем действовала бы Российская империя, - в образовании взрослых безграмотных.
В 1908 году были внесены законопроекты о всеобщем обязательном образовании; Дума их не приняла, но правительство выполняло; эти законопроекты предполагали совместное финансирование школ из казны и из местных средств (земских) и работу с каждым уездом в зависимости от степени его готовности; наиболее продвинутые уезды тогда уже имели такое образование, самые отсталые должны были ввести обязательную школу к началу 1930-х годов.
Чудес не бывает. Не бывает стахановского роста производительности труда, не бывает самостоятельно проведенной индустриализации в крестьянской стране с истреблением и изгнанием более чем половины ее образованного слоя, невозможен в этих условиях и серьезный образовательный рост.
В чем большевикам удалось добиться полного успеха - так это в ликвидации среднего образования. Средние школы СССР - на уровне высших начальных, восходящих к городским училищам по положению 1872 года.
Это была чрезвычайно удачная модель для мещанского населения (советские хуже, из-за своих энциклопедических претензий), но она не давала прав на университетское образование и существовала наряду с гимназиями, реальными училищами, кадетскими корпусами и пр. Ничего похожего на них и сопоставимого с ними СССР не имел.»
https://politconservatism.ru/interview/sovremennaya-shkola-rf-mertva **********
... учителя в эмиграции - вторая по численности профессиональная группа. Эмигрировали целыми школами, кому удавалось.
в 20-е годы еще оставались педагоги из прежних гимназий, глубокие профессионалы, но будущее было уже не за ними, а за выпускниками как раз рабфаков. Они успевали “проучивать” целое поколение. А это серьезно. Они тоже когда-то станут профессионалами, но уже советской педагогики.
В 1907 г. октябрист В.К. Анреп подсчитал, что Россия при существующих темпах развития сможет финансировать всеобуч к 1928 г. По иронии истории указанный срок почти совпал с тем, когда и советская власть подступила к практическому его решению. Сталин решит проблему финансирования всеобуча новым закрепощением крестьян, лишением их оплаты труда. Огромнейшая разница в цене и в способе решения проблемы!
Среднюю же школу, по сравнению с дореволюционным периодом, удалось окончить немногим.
(Т.Ю. Красовицкая, "Н.К. Крупская - идеолог большевистской реформы образования")
http://ebookiriran.ru/index.php?view=article§ion=8&id=68 **********
Факсимиле (PDF) "Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год" (СПб., 1912).
https://archive.org/details/zapiska_rospisi_finsmet_1911 Наиболее имеющие отношение к делу пассажи:
"В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи. [...] Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет." (стр. 186, 190)
Дальнейшее суммированно в статье Г. Ульяновой ("Народное образование. Печать" // "Россия в начале ХХ века. Исследования", М., Новый хронограф, 2002):
«Проект Министерства народного просвещения "О введении всеобщего обучения в России" был внесен министром П.М. Кауфманом для рассмотрения и законодательного утверждения в Государственную думу 1 ноября 1907 г., где был передан для разработки в специальную комиссию. Пока шла работа по усовершенствованию проекта, в Государственную думу были внесены еще два проекта: разработанный под руководством сменившего Кауфмана на посту министра А.Н. Шварца проект положения о начальных училищах и общественный проект, подготовленный Лигой образования и представленный группой из 76 депутатов (преимущественно кадетов). На основе трех вариантов впоследствии был составлен сводный, который к осени 1910 г. был внесен, а весной 1911 г. принят Государственной думой. Однако, когда проект поступил для утверждения в Государственный совет, то там был отклонен. [...] Несмотря на непринятие важнейшего для судеб государства законодательного акта, III Государственная дума продолжала работать в направлении укрепления финансирования школы - в результате, правительственные ассигнования на начальное обучение с 1907 по 1912 г. выросли более, чем в 5 раз, составив 46 млн руб.»
Стоит добавить, что разноречие между Госсоветом и Думой состояло в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования сверх предложенного Госдумой, но без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличение финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется.
("О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" // "Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы", т. 1, РОССПЭН, 2002.
http://www.doc20vek.ru/node/1638)
**********
"О грамотности в России накануне 1917"
https://oboguev.livejournal.com/6237461.html "Образование в Российской империи"
https://nikital2014.livejournal.com/34027.html "Ликбез и грамотность в СССР"
https://tutchev.livejournal.com/7949.htmlhttps://fluffyduck2.livejournal.com/945584.html "Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959 - 32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%".
************
А.А. Любищев, "О положении в средней школе" (Ульяновск, 1957)
http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html ************
Грамотность молодого населеления различных стран около 1917 г.
(И. Богданов, "Грамотность различных стран" // "Вестник статистики", 1925 №10-12, стр. 319. Картинка прилагается ниже.)
Как видно, Россия по уровню массовой грамотности молодёжи мужского пола находится на средне-европейском уровне.
Пониже Франции, Германии и Англии.
Повыше Италии, Испании, Греции, Португалии.