Земцы-Жарковский

Mar 15, 2015 01:06

Земцы-Жарковский или самый медленный поезд России

В конце апреля 2009 года, я и Всеволод собрались в небольшой пеший поход по изучению и фотодокументированию малодеятельной линии Земцы-Жарковский. До этого похода мне дважды приходилось бывать на станции Жарковский, первый раз при походе из Сошно в Жарковский с членами КТП летом 2004 года, второй раз осенью 2008 года совместно с Мариной, при обкатке поезда и поиске геокешерского тайника посвященного самому медленному поезду в России.



Станция Земцы; Пригородный поезд Жарковский-Земцы



Малодеятельные линии манят меня своей простотой и неспешностью, деревянными шпалами, легкими типами рельсов, временными искусственными сооружениями, только на них можно наслаждаться и любоваться железной дорогой. Но эта линия стала самой-самой из всех малодеятельных по разным причинам:
-во первых, линия Земцы-Жарковский строилась как участок магистральной железной дороги Соблаго-Земцы-Смоленск, которая не была построена по разным причинам, а меня всегда манили просеки и насыпи (показанные на картах) как недостроенных так и разобранных железных дорог;
-во вторых, по этой линии ходит самый медленный поезд в России, который преодолевает расстояние в 47 километров за 3 часа и 20 минут;
-в третьих, на этой очень много временных сооружений, это обуславливается прохождением железной дороги через территорию боевых действий во время второй мировой войны;
-в четвертых, на линии используются различные типы лёгких рельсов, в том числе и американских, которые поставлялись по ленд-лизу, во время Великой Отечественной войны, совместно с паровозами, прожекторными светофорами и прочим железнодорожным имуществом. В этом походе я собрал небольшую коллекцию фотографии разных типов рельсов с этой дороги и вынес их в отдельный пост;
-в пятых из-за своей тупиковой сути, эта линия возможно является и самой малодеятельной в России, по которой два раза в неделю, по средам и воскресеньям, курсирует пригородный поезд Земцы-Жарковский. Ранее этот поезд являлся грузопассажирским, ещё осенью 2008 года, с единственным пассажирским вагоном шло несколько грузовых.
Описание этой железнодорожной линии на сайте Сергея Болашенко.



Станция Земцы

Ранним субботним утром мы вышли на перрон станции Земцы, из пассажирского поезда Москва-Великие Луки. После жаркого и растопленного вагона на улице казалось очень холодно, но холодно не просто казалось, было реально холодно, а на деревянных шпалах лежал иней. Поэтому мы быстро прошмыгнули в теплое здание вокзала, решили немного посидеть и дождаться когда солнце поднимется над горизонтом и позволит фотографировать с нормальной выдержкой. По примерному плану похода на первый день у нас было запланировано около 30 километров пути, а на второй день мы планировали пройти оставшуюся часть пути, это примерно 15-20 километров, успеть сесть на пригородный поезд и уехать обратно в Земцы, а уже вечером в Москву.



Чл входной сигнал на станцию Земцы со стороны Жарковского (Ломоносово)



Первым, что бросилось мне в глаза это литер на входном сигнале со стороны Жарковского. Буква Л напоминает, что входной сигнал с направления от станции Ломоносово, хотя туда линия 50 лет как разобрана....
Ввиду некоторой спешки в нам не удалось осмотреть насыпь в сторону Соблаго и её пересечение с линией Москва-Рига, но по сути по этому участку дороги надо проводить отдельную экспедицию. Возможно это когда либо случится.



Прямо просека на Соблаго







В некоторых местах вдоль линии идёт небольшая тропинка, у меня даже была идея проехать по ней на велосипеде, но хорошая тропинка идёт не везде и эту идею пришлось отбросить. Любое транспортное средство это всегда повышенное внимание и бдительность, при такой поездке не будет наслаждения от похода, нет возможности насладиться тишиной и уединением. Через некоторое время мы вышли к остановочному пункту 8 километр, здесь расположено несколько жилых домов, есть переезд и грунтовая дорога вдоль линии до 10 километра. Платформа 10 километр, бывший разъезд или просто примыкание на перегоне, были обнаружены остатки второго пути и тупика. Рядом не оборудованный сигнализацией переезд на противоположную сторону дороги и жилой посёлок Мирный. Далее вдоль линии отличная тропинка, впереди мост через реку Туросна и почти десять километров тайги.



Остановочный пункт 8 километр







Остановочный пункт 10 километр







Мост через реку Туросна


 

В конце 19 километра очередной переезд, уже закрытый и без настила. Рядом несколько заброшенных домов, от переезда начинается тропинка к платформе Откос (бывший 20 километр). Перед платформой временный мост, на деревянных опорах и собранный из двух разных пролётных строений. Мы тут подумали, что надо бы заснять поезд на мосту для истории и эту идею мы осуществили летом 2013 года. Рядом с платформой находится несколько заброшенных жилых казарм железнодорожников и домик для инструмента.









Временный мост через реку Туросна на 20 километре



Поезд на временном мосту; лето 2013 года



Остановочный пункт Откос (20 километр)



Река Туросна делает небольшой крюк и уже третий раз пересекает линию дороги под капитальным низководным железобетонным мостом на 27 километре. Рядом, с левой стороны по ходу от Земцев, видны опоры и насыпь временного моста. Примерно через километр нам попался ещё один временный мост, на деревянных опорах через небольшой ручей.





Мост через реку Туросна на 27 километре









Временный мост

Время шло уже к вечеру и мы начали подумывать о ночлеге. Ночевка планировалась не доходя бывшего разъезда Кащенки. Местность в этом районе очень заболоченная и поиск места ночлега был сильно затруднён, был найден небольшой, сухой клочок земли чуть не доходя бывшего входного сигнала со стороны станции Земцы, кругом были воронки от бомб заполненные водой....



Воронки от взрывов как эхо минувшей войны



Место бывшего входного светофора



Горловина бывшей станции Кащенки со стороны Земцов



Ранним, воскресным утром мы вышли к бывшей станции Кашенки. Станция представляла собой двухпутный разъезд с тупиком со стороны Жарковского, станционное здание сохранилось. В непосредственной близости от станции расположена жилая деревня, от которой идёт грунтовая дорога на запад и пересекает линию железной дороги южнее станции. Рядом находится озеро Ямлышево из которого вытекает ручей пересекающий железную дорогу под временным мостом.
Примерно через четыре километра мы вышли к очередному временному мосту через ручей, построенный из нескольких металлических балок и деревянных опор. После этого моста полоса леса расступается и линия выходит на просторы огромного болота Пелецкий мох. Далее до самого входного сигнала станции Жарковский одно огромное болото со своими протоками, которые пересекают линию под низководными мостами.





Здание бывшей станции Кащенки



Горловина бывшей станции Кащенки со стороны Жарковского















Всеволод в экспедиции





Протока соединяющая болото Пелецкий Мох





Через некоторое время пути мы подошли к входному сигналу станции Жарковский, входной был открыт и горел желтым огнём, маршрут поезду, который уже вышел из Земцев был приготовлен до маршрутного сигнала. Сфотографировав окрестности с мачты светофора мы пошли изучать северную горловину станции. Судя по заросшим остаткам шпал ранее на станции было три пути, в настоящий момент самый левый путь снят, станция оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов, а при такой частоте движения поездов можно было и обойтись ручными стрелками, в тех же Земцах и Нелидове используются ручные стрелки при гораздо более интенсивном движении поездов.



Входной сигнал в Жарковский



Вид на болото с входного сигнала



Панорама станции Жарковский



Последняя стрелка в сторону станции Земцы



Горловина станции Жарковский в сторону Смоленска

В южной горловине станции расположен переезд и здание дежурного по станции. Пока мы шли по станции маршрутный сигнал открыли на два желтых огня, тем самым приготовив поезду маршрут на боковой путь станции. Один желтый и тем более зелёный сигнал на этом светофоре уже не загорятся ни когда.... Входной сигнал со стороны Смоленска был закрыт и горел красным огнём движение по этой линии прекратилось скорее всего навсегда. В ноябре 2008 года в составе пригородного поезда шли грузовые вагоны, за время стоянки пригородного поезда, локомотив М62-1487 подавал их под погрузку до разъезда Кривая, на котором в то время сохранялись уже недействующие семафоры.
Линия в сторону Смоленска имеет резкий левый поворот и выходит к мосту через реку Межа. Мы решили пройти до моста и сфотографировать его с противоположной стороны реки, на пролётном строении моста остались многочисленные рваные раны войны, судя по трещинам скорее всего одна из опор моста во время войны была разрушена.



Грузо-пассажирский поезд Земцы-Жарковский; ноябрь 2008г



Чг входной сигнал со стороны Смоленской ГРЭС




 

Следы войны



Мост через реку Межа



Поезд с грузовым составом на перегоне Жарковский-Кривая; ноябрь 2008г





Пока мы ходили осматривать мост и окрестности пригородный поезд Земцы-Жарковский уже прибыл на станцию, примерно на 20 минут раньше графика. Пассажиров в обратном направлении почти не было, поезд ждало 3 или 4 человека, сфотографировав недействующий вокзал и путейскую дрезину в тупике, мы стали ждать когда закончатся манёвры и поезд будет подан под посадку.



Строго по графику самый медленный поезд в России, Жарковский-Земцы отправился в свой путь, пассажиров почти не было кто-то выходил, кто-то садился в общей сложности не более 10 человек в вагоне. Мы же расположившись в заднем тамбуре вагона, открыли торцевую дверь и стали наслаждаться весной на железной дороге. Так пролетело три часа и мы прибыли в Земцы, после чего немного отойдя от станции стали готовить на костре обед плавно переходящий в ужин. Вечером как и планировалось мы сели в пассажирский поезд Великие Луки-Москва.

октябрьская железная дорога, железнодорожное, походное, Земцы-Жарковский, Тверская область, малодеятельные линии

Previous post Next post
Up