От Белёва через Козельск в Сухиничи

Feb 23, 2017 20:57

Часть 1; От Белёва до Козельска

Летом 2016 года мы продолжили изучение остатков рокадной железнодорожной линии Раненбург-Смоленск. Как и в 2015 году было решено ехать на автомобиле и совершать небольшие пешие прогулки по станциям и остановочным пунктам железной дороги. Короткое лето отсчитывает свои дни с огромной скоростью и нет смысла полностью проходить пешком всю линию, тем более, что она не деревянная. По состоянию на лето 2016 года, деградация железной дороги продолжается, с января полностью уничтожено пригородное движение на участке от Белева до Козельска. На станции Белёв сохранилось исключительно грузовое движение.






Станция Белёв; выходные в сторону Козельска







Большинство остановочных пунктов между Белёвом и Козельском весьма условны и сложились скорее всего исторически, к некоторым и тропинки уже заросли. В своём большинстве они представляют собой пару железобетонных плит, к большому удивлению на некоторых сохранились вывески и расписания движения поездов, конечно не актуальные, а двух-трёх годичной давности.
Первый на запад от Белёва, остановочный пункт 293 километр. Для его поиска пришлось идти около километра от междеревенского переезда в западном направлении. Остановочный пункт нас порадовал, две плиты, название, расписание, две таблички остановка локомотива и всё, а кругом лес и ничего больше. Но при более детальном осмотре местности мы находим небольшую тропинку идущую на север, в сторону автодороги и решаем вернуться по ней, а не по путям. Тропинка выводит нас на край поля частично поросшего плодовыми деревьями, затем показываются руины строений, как мы поняли это были остатки Белёвских дач, а сейчас просто поле с красиво цветущими Люпинами.



Остановочный пункт 293 километр



Проехав пару километров мы сделали остановку, теперь уже у исторической границы Тульской и Калужской губерний. Перед нами предстал более чем вековой кирпичный столб, переживший революцию 1917года, Великую Отечественную войну и многие последующие десятилетия. В этом историческом месте мы вспомнили наш первый поход, когда в окрестностях станции Куликово Поле мы пересекали бывшую границу Рязанской и Тульской губерний.
Здание бывшего разъезда Ишутино сохранилось, сейчас там жилой дом. Сохранилась и достаточно длинная островная платформа, а уже при реконструкции и подсыпке пути поверх неё положена новая из двух плит.





Бывший разъезд Ишутино



Поиски платформы 298 километр заняли достаточно много времени, мы нашли длинную полевую дорогу и пытались проехать по ней, но она всё шла и шла по полю и никак не хотела приближаться к линии железки. В какой-то момент нам это надоело и мы решили вернуться назад, на переезд у деревни Березово и просто пройти два километра по линии. И как итог прогулки платформа в две плиты, расписание с тремя парами поездов в каждую сторону и никаких следов жизни. Рядом небольшой мостик и заброшенный дом.



Остановочный пункт 298 километр





Что-бы доехать к следующей платформе 303 километр, нам пришлось сделать большой крюк через бывшую станцию Киреевская, здесь уже началась современная Калужская область. Практически до платформы можно доехать на автомобиле, рядом находится кладбище и деревня Дракун. К платформе из деревни идёт немного натоптанная тропинка, а перед платформой со стороны Белева красивая S-образная кривая.



Остановочный пункт 303 километр















Бывший станция Киреевская

Здание бывшей станции Киреевская сохранилось, как и во многих исторических зданиях железной дороги здесь жилой дом. Кроме помещений ДСП и релейной, которое скорее всего используется по назначению т.к релейных шкафов у проходных сигналов на этой линии нет. Рядом находится водонапорная башня, только мы не поняли рабочая или нет, в кране около вокзала на момент нашей поездки воды не было. Территория станции уже практически заросла молодыми деревьями и о наличии ранее здесь путевого развития напоминают лишь старые деревянные шпалы боковых путей.



Дорогу к очередной платформе, 311 километра, мы искали уже с помощью спутниковых карт. Согласно бумажной карте к платформе идёт грунтовка от деревни Слаговищи, деревня достаточно большая, есть несколько магазинчиков, школа. Дальняя часть деревни оказалась практически заброшенной и никакого поворота на полевую дорогу мы не нашли. Проехав деревню полностью мы решили изучить спутниковые карты местности через телефон и обнаружили нужную нам дорогу немного в другом месте, но направление дороги совпадало и уже через несколько минут мы были практически у остановочного пункта. Ранее у остановочного пункта располагалось некое здание, возможно деревянная казарма, а так никаких следов человека, только расписание несуществующих поездов.



Остановочный пункт 311 километр





В сторону Белёва





Станция Слаговищи



Уже вечерело, когда мы добрались до станции Слаговищи, которая расположена в красивом сосновом бору. Станция действующая, действует два пути и меленький тупичёк у вокзала (участок бывшего станционного пути). В Белёвской горловине станции начинается длинный подъездной путь к Козельской дивизии РВСН, по которому ещё несколько лет назад ходил ведомственный пригородный поезд в глухие дебри Калужских лесов. Мы же отравились дальше на поиск места для ночлега, что-бы уже на утро осмотреть станции Тупик и Козельск.







Станция Тупик

Станция Тупик вовсе таковым и не является, по сути здесь железнодорожный узел, сходятся две железнодорожные линии Тула-Козельск и Белёв-Козельск. Станция ранее состояла из двух двухпутных разъездов, по каждому направлению соответственно и нескольких подъездных путей к промышленным предприятиям. Здесь уже основная линия идёт направлением на Тулу, на ней расположено здание дежурного по станции и пассажирская платформа, а линия с Белёва подходит как примыкание, с разобранным разъездом и пассажирской платформой из 2-х плит. Такое положение объясняется тем, что историческая трасса линии Раненбург-Смоленск шла немного южнее и пересекала реку Жиздру в Козельске примерно в километре выше по течению реки от существующего моста. От этой трассы хорошо сохранилась насыпь и опоры исторического моста.



Станция Тупик; примыкание линии из Белёва



Станция Тупик; прямо линия на Тулу





Подходы к мосту через Жиздру, со стороны станции Тупик







Река Жиздра

Оставив машину у платформы Козельск-город мы прошли по линии до моста через Жиздру. Здесь линия уже достаточно активно эксплуатируется, пока ходили в центре города и искали старую историческую трассу железной дороги, слышали как идут грузовые поезда. Но это не мешает местным жителям переходить на другую сторону реки, вдоль линии натоптана хорошая тропинка. Старая трасса шла в городе под мостом по ложбине небольшой реки, а современная имеет пересечение с городской улицей в одном уровне и там сейчас переезд, который и находится у платформы Козельск-Город.



Остановочный пункт 326 километр; Козельск-город



Насыпь исторической трассы у реки Жиздра



Насыпь линии Раненбург-Смоленск в сторону станции Козельск



Соединение существующей и исторической трассы у станции Козельск



Выходные сигналы в сторону станции Тупик





Привокзальная площадь станции Козельск

Станция Козельск июньским днём встретила нас абсолютной пустынностью и безлюдием. Согласно сервису Яндекс-расписания: в Козельск в 8.29 прибывает пригородный поезд из Сухиничей, а вечером в 18.13 уходит обратно и мы планировали днём его застать на станции, но об этом в следующей части.

Белёв, Калужская область, железнодорожное, Козельск, походное, тульская область, Раненбург-Смоленск, РУЖД, малодеятельные линии

Previous post Next post
Up