Достоевский и Афон

Feb 26, 2012 03:46

В своей статье о Фёдор Михалыче игумен Вениамин (Новик) немало пишет об "экстатических падениях на землю" героев Достоевского : "...Оба (Алеша и Родион) переживают нечто необыкновенное, многомерное, полное, некий катарсис. Это не только психологическое (внутреннее) состояние: Алеша испытывает “исступление”, а Родион - “припадок”. Важно, что в обоих случаях участвует природа (космос), хотя бы и в виде “грязной земли” в случае с Раскольниковым. Дмитрий Карамазов (прочитав стихи Шиллера) задумывается, как ему вступить в “союз с землею”. Духовный учитель Алеши старец Зосима умирает, простирая руки, обнимая ими землю. Интеллигентный Иван Карамазов тоже хочет упасть со слезами на землю, но не в России, конечно, а в Европе, на ее священные камни...Целует землю Мария Лебядкина, наученная одной старицей" (полнее http://magazines.russ.ru/october/2007/9/ve11-pr.html)

С другой стороны, архимандрит Эмилиан, почётный игумен монастыря Симонопетра на Афоне, говорит: "Один монах сильно страдал, ибо его старец чувствовал переживание Бога, а сам он - нет. И знаете, что он сделал? Он упал ниц, склонился на колени и стал целовать землю, скамью, дверь келии старца и всё, что там было, говоря: "И здесь Христос - я целую Христа". Другой целовал осла, который поднимал его в гору и осознавал Бога, дающего отдохновение труждающимся и обременённым. Поцелуй и ты ту землю, по которой ходишь, по которой ходит твоя жена, твои родные, опустись до земли и поцелуй её, ибо это знак того, что Бог к тебе пришёл...." (http://www.st-tatiana.ru/text/33880.html стр. 342)

"Сродны же Божеству природы умные и одним умом постигаемые, совершенно же чужды твари подлежащие чувствам, а и из этих последних еще дальше отстоят от Божественного естества твари вовсе неодушевленные и недвижимые," - учила византийская интеллигенция (http://kharkov.zachalo.ru/pagez/lsn/bogoslov/045.php.htm)


Христос Достоевского переворачивает эту иерархию византийской интеллигенции, будучи с "подлежащими чувствам" сусликами, конём, волом "раньше нашего" /http://kharkov.zachalo.ru/pagez/olb/228_10.php.htm /, но в первую очередь будучи с самой землёй, вроде бы "вовсе неодушевлённой и недвижимой". "Земля в понимании Достоевского - это ближайший космос, репрезентация и метафора космоса. Так происходит восстановление связи с космосом и с самим собой, с космическим началом в человеке". ( http://magazines.russ.ru/october/2007/9/ve11-pr.html )

"Немногие капли крови воссозидают целый мир, и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино. Но великая и священная Пасха, и очищение всего мира! - буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила! - все твои наименования меня радуют. Порождение, исхождение и отпечатление великого Ума! Умопредставляемое Слово и Человек умосозерцаемый, Который держит все словом силы Своей (Евр.1:3)!" - восклицала византийская интеллигенция ( http://kharkov.zachalo.ru/pagez/lsn/bogoslov/045.php.htm )

И снова и снова здравствуй, космос, плоть Христова (см. http://off-roader.livejournal.com/828556.html). Здравствуй, Родина моя. (см. http://off-roader.livejournal.com/860221.html). Здравствуй, Человек умосозерцаемый, Который держит все словом силы Своей (Евр.1:3)! Тот молодец, кто видит своим телом не только персональный ходячий огурец, но и один на всех нас космос Божий... (http://off-roader.livejournal.com/838776.html)

=============
I Hear You Calling (Airborne Rangers cadence)
http://www.youtube.com/watch?v=Bc45-txNZtE

"Чем проще будем мы смотреть на дело, чем легче мы за него примемся, тем лучше оно пойдет. Нужно только ввести в жизнь начало, а последствия его не замедлят сказаться повсюду в нашей жизни" (c)(http://off-roader.livejournal.com/906333.html)

Византия Ветхая, Вселенское, русский космизм, игумен Вениамин Новик, архимандрит Эмилиан, Фёдор Михалыч, Григорий Богослов

Previous post Next post
Up