В определенном смысле это даже удается. Я уже писала выше, что даже исследователи тургеневского творчества и, в частности, темы "Тургенев и музыка" в большей степени комментируют присутствие самого имени Моцарта, но не конкретного музыкального произведения.
О, да это письмо нисколько не реабилитирует автора, а еще более усугубляет странное впечатление от эпизода в романе. Да и само по себе письмо тоже весьма неясно. Прежде всего совершенно непонятно, о какой "третьей части" фантазии пишет Тургенев и почему "их всего три", в то время как частей, а точнее, разделов там больше. Зато предположение о том, что в романе Катя исполняет только лишь фантазию, без сонаты, это письмо, возможно, и подтверждает, как и предположение о том, что Тургенев "не очень ясно помнил музыку" (см. комментарий yudinkostik выше). Увлечение фантазией могло не быть уже столь эмоциональным или вовсе пройти через почти 10 лет, когда писался роман, и в роман включено как прошлое впечатление. А Набоков, хотя и уличал Тургенева в грехах, все же считал роман великим. "Отцы и дети" в самом деле очень неровный роман (хотя чем ближе к концу, тем все лучше).
Костя, а Вы думаете, Тургенев, говоря "le troisieme mouvement de cette fantaisie" фантазией называл сонату с фантазией вкупе? Т. е. в таком случае сама фантазия - последняя часть всего сочинения(но в любом случае не третья, конечно)?
Меня всегда тоже изумляли эти слова "последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорб", поскольку я не могу их соотнести с конкретным местом. Какая-то неточность, похоже, у И.С. Даже досадно. Ведь он любил музыку и разбирался в ней.
Вот, и Вас тоже изумило. Прошло несколько лет со времени обсуждения этого фрагмента романа, но так ничего и не прояснилось. Видимо, тургеневская оплошность.
А я как раз перечитывала роман и решила загуглить, не интересовался ли кто ещё этим? Так вот, ничего толком нет, кроме вот Вашего поста и обсуждения под ним. Удивительно, что тургеневеды не исследуют как полагается весьма благодатную, на мой взгляд, тему музыки в произведениях Ивана Сергеевича. У меня есть ещё слабая надежда найти объяснение. Вроде бы существует отклик на "Отцов и детей" князя Одоевского, а уж тот в музыке разбирался. Может, хоть строчечка есть у него об этом.
А, собственно, тему музыки исследовать некому, филологов, профессионально пишущих о музыке, уровня Б.М. Гаспарова, почти и нет. Если Вам удастся что-то найти, буду рада, если поделитесь.
Comments 29
Reply
Reply
Reply
Зато предположение о том, что в романе Катя исполняет только лишь фантазию, без сонаты, это письмо, возможно, и подтверждает, как и предположение о том, что Тургенев "не очень ясно помнил музыку" (см. комментарий yudinkostik выше). Увлечение фантазией могло не быть уже столь эмоциональным или вовсе пройти через почти 10 лет, когда писался роман, и в роман включено как прошлое впечатление.
А Набоков, хотя и уличал Тургенева в грехах, все же считал роман великим. "Отцы и дети" в самом деле очень неровный роман (хотя чем ближе к концу, тем все лучше).
Reply
http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/082-133.html
https://de.wikisource.org/wiki/ADB:Seyfried,_Ignaz_von
похоже, даже в письме Тургенев уже что-то напутал... подозреваю, что свои впечатления от музыки он все же помнил лучше, чем собственно музыку:)
Reply
Reply
Какая-то неточность, похоже, у И.С. Даже досадно. Ведь он любил музыку и разбирался в ней.
Reply
Reply
У меня есть ещё слабая надежда найти объяснение. Вроде бы существует отклик на "Отцов и детей" князя Одоевского, а уж тот в музыке разбирался. Может, хоть строчечка есть у него об этом.
Reply
Если Вам удастся что-то найти, буду рада, если поделитесь.
Reply
Leave a comment