Утраченные и сохранившиеся церкви города Пензы. Часть 2.

Apr 03, 2012 14:13


УТРАЧЕННЫЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ ПЕНЗЕНСКИЕ ЦЕРКВИ. ЧАСТЬ 2.

Это продолжение рассказа об истории церквей, находившихся на территории города Пензы в разное время. Большинство из них не сохранились до наших дней. Те же, что сохранились, являются тем более дороже нам, поскольку они видели зарождение и развитие нашего города и «выжили» тяжелые времена.

Воскресенская ("Старый Спаситель"),  Богоявленская ("Новый спаситель"), Петропавловская,     Введенская,    Покровская,      Рождественская


См. также
Утраченные и сохранившиеся пензенские церкви. Часть 1
Соборная площадь: Спасский собор и Никольская церковь
Пензенские монастыри

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО («СТАРЫЙ СПАСИТЕЛЬ»)
Еще до основания крепости Пензы здесь существовал "Черкасский город" или "Черкасский острог", относимый преданием ко времени покорения Казани (1552 г.)...

"Там, где расположена теперь так называемая "Черкасская слобода", или улица, до построения города существовал; при самом впадении реки Пензы в реку Суру, один только сторожевой деревянный острог, или крепостца, каких со времен Иоанна Грозного много было выстроено для отражения набегов Крымских и Ногайских Татар. Там находилась сначала одна маленькая деревянная церковь во имя Воскресенья Христа Спасителя; позднее была выстроена другая, Архангельская, также деревянная, с колокольнею. На месте первой из этих церквей, против каменного двухъэтажнаго дома, выстроенного в текущем столетии купцом И. И. Калашниковым, еще в недавнее время существовала ветхая, деревянная, почти разрушенная временем часовня; в ноябре 1866 г. она сгорела. ("Записки" Г. И. Мешкова)*.(см. две церкви на первом фото справа).
Таким образом, еще до основания крепости в Черкасском остроге, в районе современной улицы Урицкого (у железнодорожных путей), находилась деревянная Воскресенская церковь.

В сочинении протоиерея Ф. П. Островидова (1795 г.р.)"О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии" сказано следующее:
"Пенза была построена и населена в 1666 году. Что касается до церквей собственно епархиальнаго города Пензы, то первая и самая древняя церковь здесь была Воскресенская, находившаяся вблизи того места, где ныне существуеть каменная, тоже Воскресенская церковь - в слободе называемой Черкасскою. В построенной книге города Пензы о сей церкви между прочим сказано, что до населенья города Пензы, на левом берегу Суры, при впадении в оную реки Пензы, быль один только острог, составлявший небольшую слободу, населенную служилыми людьми - Черкасами. В слободе сей была сначала одна только маленькая церковь Воскресенская, а потом другая Архангельская, обе деревянныя с таковыми же колокольнями. При сих церквах были два священника Лука Стефанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячек Григорий Вавилов, пономарь Пахом Стефанов и просвирня Устинья Андреева. Из сего видно, что церковь Воскресенская, бывшая в острот, много древнее самою города Пензы. - Кем и в каком именно году построена первая Воскресенская церковь, никаких фактов ни в церковном, ни в другом каком либо архиве не отыскано"*.
В 1790-х годах был построен каменный храм, но уже в начале XIX века трапезную пришлось расширить. В 1852 году она была вновь разобрана и сооружена еще больших размеров, тогда же сделали и новую колокольню.

В этой церкви хранилась чудотворная икона Христа Спасителя, которая будет особо почитаться в будущем граде Пензе. В сочинении протоиерея И. П. Бурлуцкаго "Предание об иконах, в городе Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе" сказано:

"Автор имел под руками рукопись, написанную около 20 лет назад Пензенским старожилом, в то время 80-ти летним старцем... Иваном Ивановым Каргополовым. В рукописи этой, составленной Каргополовым из сведений, полученных им от деда своего, Пензенскаго купца Петра Никифорова (у него была своя мельница на Хлебной площади - прим. old_penza) и из заметок на его книгах, Каргополов сообщает следующее предание: "Царь Иван Васильевич IV, идя под Казань, на том, прежде пустынном месте, где ныне существует город Пенза, нашел пикет Кубанских Татар, с женами и детьми, которые в числе 30 человек были пойманы, обнадежены в милости Царя, крещены и поселены здесь ясаком. Тогда же велено было рубить и сложить в стопу церковь, которую Царь намеревался освятить на обратном пути.
По взятии Казани сам Царь возвратился в Москву другим путем, но часть войск, бывших с ним, прислал для поселения и образования пограничной с Кубанскими Татарами стражи на место нынешняго города Пензы, а с ними на благословение новому краю прислал и бывший с ним под Казанью образ Всемилостиваго Спаса. Новые поселенцы новаго края срубленную прежде церковь в один день сложили, снабдили утварью, принесенною с ними, освятили чрез пришедших с ними же священников и поставили в ней принесенную икону Спаса". В то же время войнами была принесена икона Иоанна Предтечи. "В 1666 г. по повелению Царя Алексея Михайловича начался строиться город Пенза; но из строенной того года книги... видно, что до построения города был уже на сем месте острог и этот острог находился на левом берегу Суры, при устье реки Пензы; т. е. в нынешней Черкасской слободе"*.
В 1874 году, в связи с проведением в непосредственной близости железной дороги, церковь была закрыта из-за ветхости сводов трапезной и назначена к слому.



Вместо нее на Ярмарочной площади началось сооружение нового Воскресенского храма (см. ниже), на строительство которого пошла и часть кирпича от разобранных трапезной и колокольни старой церкви.



Пока шло строительство, старую Воскресенскую церковь решено было не сносить. В 1883 - 1884 годах к ее оставшейся части была сделана пристройка, и в храме вновь началась служба. Средства на это были представлены известной благотворительницей, вдовой статского советника Марией Михайловной Киселевой (на чьей усадьбе на ул. Дворянской разместилась Духовная семинария). С этого времени ежегодно 13 сентября, в так называемое «Словущее Воскресение», чудотворный образ Христа Спасителя, хранившийся испокон века в Воскресенской церкви, стал переноситься крестным ходом в построенную на Ярмарочной площади новую церковь, получившую название Богоявленской, или, как ее еще называли, «Новый Спаситель». В среду же пасхальной седмицы совершался обратный перенос чудотворной иконы из Богоявленского храма в Воскресенский, который с тех пор стали называть «Старым Спасителем».




В 1889-1890 годах церковь обнесли оградой и по обе стороны от колокольни построили два небольших одинаковых здания - сторожку и церковноприходское училище. В 1930 году храм закрыли, долгое время в нем размещалась пересыльная тюрьма, а затем склад завода безалкогольных напитков. Лишь совсем недавно, в 1998 году, в нем состоялись первые после большого перерыва богослужения*.



О том, как ломали храм рассказывает настоятель Воскресенского храма протоиерей Николай Тищенко:
"Сначала сломали колокольню, Ломали ее при помощи паровоза. От паровоза к колокольне прицепляли тросы, и паровоз постепенно разгонялся по железной дороге. Кирпич от колокольни и других разобранных церковных строений пошел на строительство тюремных камер. На одной стороне храма располагались женские камеры, на другой - мужские. В каждой камере были нары в три яруса.
Через эту тюрьму прошло много людей. В ней содержалось одновременно 500-700 человек в сутки. Но больше двух недель заключенные обычно не задерживались, их отправляли дальше по этапу.
Политические заключенные содержались здесь разные. Одну женщину, например, посадили за то, что она опоздала на 15 минут на работу. А другой мужчина рассказывал: его брат по необходимости ушел с работы на 15 минут раньше, его осудили, посадили в эту тюрьму, а потом отправили по этапу.
Выпускником богословских курсов (которые действуют у нас в Пензе) Василием Францевым написана история нашего храма, в ней приводятся показания найденных буквально в последние годы очевидцев тех событий. Эти люди вспоминали, что в разговорах между заключенными нередко проскальзывало: «Еще одного «пришили»… А кого именно и как «пришивали» - неизвестно. Документы в архивах сохранились, но до сих пор нам нет туда доступа. Архивные работники сказали, что смогут предоставить нам эти документы в 2050 году…
По соседству с храмом Воскресения Христова (так он теперь называется) сейчас находятся частные гаражи железнодорожников и станция техобслуживания автомобилей, которая тоже размещается в одном из бывших тюремных помещений.



- Владельцы этих гаражей рассказывали, - продолжает отец Николай, - что, когда они копали землю под фундамент, постоянно натыкались на человеческие кости и вывозили их машинами с этого места на свалку. А местные жители и родственники заключенных, находившихся в этой тюрьме, вспоминали, что вдоль всего железнодорожного полотна шел большой ров; в него бросали трупы погибших или умерших в пересыльной тюрьме. И до сих пор, когда мы ведем земляные работы вокруг храма и даже внутри него, находим человеческие останки"…
Пересыльная тюрьма в здании Воскресенского храма действовала до 1 мая 1955 года. Потом здание церкви было передано на городской баланс, и в нем размещались склад центрального универмага, овощехранилище, склад близлежащего завода фруктовых вод «Исток». И лишь в 1998 году храм вернули Православной Церкви. Тогда Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим вручил священнику Николаю Тищенко антиминс и после многих десятилетий забвения в храме «Старый Спаситель», как его называли в народе, была совершена первая Божественная литургия.**

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ("НОВЫЙ СПАСИТЕЛЬ")

Богоявленская церковь, известная еще в народе как «Новый Спаситель», начала строиться в 1874 году в связи с закрытием из-за ветхости Воскресенской церкви («Старого Спасителя»), которой после проведения рядом с ней железной дороги угрожало дальнейшее разрушение. Проект церкви, разработанный младшим инженером строительного отделения Пензенского губернского правления А. С. Федотовым, был утвержден 16 июля 1873 года, а 18 августа следующего года состоялась закладка храма, на который пошла и часть кирпича из разобранной трапезной и колокольни Воскресенской церкви.



Сооружение Богоявленской церкви производилось главным образом на 20 тысяч рублей, пожертвованных бывшим тамбовским губернским предводителем дворянства, одним из инициаторов строительства прошедшей через Пензу Моршанско-Сызранской железной дороги, тайным советником Сергеем Дмитриевичем Башмаковым, чье имя увековечено в названии станции «Башмаково». 30 декабря 1884 года церковь была освящена.
Возведение колокольни началось в 1888 году, но, сложенная до высоты 40 метров, она 11 сентября 1891 года обрушилась, и вместо нее была сделана временная деревянная звонница (на фото слева). Интересен тот факт, что леса вокруг строящейся колокольни 2 августа 1891 года послужили отличным наблюдательным пунктом желающим посмотреть на прохождение поезда с возвращающимся в Петербург из кругосветного путешествия наследником престола Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II. В память о посещении им Пензы по инициативе и на средства пензенского купца Василия Павловича Велиопольского рядом с Богоявленской церковью со стороны ул. Селиверстовской (Московской) по проекту архитектора Вениамина Павловича Семечкина была сооружена каменная часовня, освященная 17 декабря 1895 года*. После революции колокольня так и не была построена.



Таким образом, Богоявленская церковь замыкала перспективу улицы Московской, где на ее нагорной части стоял Спасский собор, а заканчивалась коротенькой улицей Селиверстовской с Богоявленской церквью, обращенной к ней, правда не входом, а алтарем.
В 1923 году Богоявленскую церковь передали железнодорожникам, которые переоборудовали ее под клуб, открывшийся в 1926 году и получивший впоследствии название Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского. 24 марта 1929 года в нем выступал нарком просвещения А. В. Луначарский, приветствовавший превращение церкви в рабочий клуб.
Так и стоит до сих пор бывший храм оскверненный, превращенный в безликое сооружение.



ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В современном центре города Пензы, напротив мясного пассажа, на территории бывшей Базарной площади стояла одна из самых красивых пензенских церквей - церковь Св. Петра и Павла.



Вот какой бы мы увидели Петропавловскую церковь, находясь в верхнем квартале улицы Московской - центральной, пешеходной современной улицы города (кстати за ней вижднеется и Богоявленская церковь).



Петропавловская церковь была построена в 1797 году на средства пензенского бургомистра купца 1-й гильдии Михаила Петровича Очкина. Вообще разветвленному семейству Очкиных принадлежало большое количество домов на улице Московской, расположенных, в основном в верхнем квартале улицы. Кстати, один из Очкиных, Алексей Федорович, в 1817 году также на свои деньги построил в районе современной Манчжурии церковь во имя Всех Святых*.

Вид на Петропавловскую церковь с Базарной площади (в настоящее время здесь располагается гостиница "Россия", здание слева - вторая женская гимназия - ныне Московская, 74)



Петропавловская церковь была одной из самых богатых пензенских церквей, поскольку ее прихожанами являлись многие известные купеческие семьи. При церкви существовал лучший в Пензе церковный хор под управлением Алексея Васильевича Касторского.

Рынок и Петропавловская церковь.



Украшение и ремонт храма осуществлялся за счет добровольных пожертвований его прихожан, в числе которых состояло большинство известных пензенских купеческих фамилий. При этом особо крупные суммы внесли И. Ф. Марканов, Е. Н. Платова, П. Ф. Кузнецов, А. Н. Евстифеев, А. Г. Кузнецов, А. П. Графов, JI. А. Тюрина, Я. Е. Мартышкин. В последние, предреволюционные годы ктиторами Петропавловской церкви были такие уважаемые купцы, как городской голова потомственный почетный гражданин Николай Тимофеевич Евстифеев.
Эта церковь прославилась среди других приходских храмов Пензы тем, что в ней 31 августа 1824 года слушал Божественную литургию император Александр I.

Церковь со стороны Мясного пассажа.



Петропавловская церковь была обнесена железной оградой, по углам которой со стороны улицы Московской находились две часовни.



Два других угла ограды занимали флигели, предназначенные для размещения церковной библиотеки, певческой, приходской богадельни, просфорни и сторожей (см. первое фото).

Вид на Петропавловскую церковь со стороны улицы Предтеченской (ныне - Бакунина).



А если бы мы поднялись на колокольню церкви и посмотрели в эту сторону (на Предтеченскую), то нам открылся такой вид:



Сразу обращают на себя внимание гостиница "Россия"(угловое здание в центре), лабазы на месте будущего Народного дома, Элеватор (справа), а также церковь Воскресения Словущего или "Старый спаситель" на улице Казанской (ныне - Урицкого).

Фотография из семейного архива М.А. Финогеева - внука потомственного почетного гражданина Пензы, купца 1-й гильдии А.Ф. Финогеева



Однако, как и подавляющее большинство церквей, в 30-е годы XX века церковь закрыли и передали «Союзхлебу» под зернохранилище, а впоследствии сломали.

Церковь в стадии разрушения.



В середине XX века на ее фундаменте был построен жилой дом № 86, перед которым был установлен памятник «Покаяние».






ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ



Предание гласит, что вскоре после основания крепости Пензы в Стародрагунской слободе, разместившейся к востоку от теперешней ул. Калинина в районе между улицами Замойского и Красной Горкой, присланными из Шацка и Нижнего Ломова для заселения ново-построенного города драгунами была поставлена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, и лишь затем на ее месте появилась Покровская церковь. Однако по другим источникам, первой по времени постройкой здесь был деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, упоминаемый уже в 1677 году в числе прочих церквей, положенных в оклад для взимания с них дани.




Летом 1680 года более 3000 кочевников напали на Пензу, сожгли посад, в том числе и Покровскую церковь, но взять крепость не смогли. Как скоро после этого отстроили храм, неизвестно, но в 1687 году он уже существовал. А в 1716 году рядом с ним поставили еще одну деревянную церковь - во имя Владимирской иконы Божией Матери. Покровская церковь к 1728 году обветшала, и вместо нее было решено построить новую с тем же престолом.
В 1737 году церковь Владимирской иконы Божией Матери сгорела.
В 1765 году вместо двух деревянных храмов сооружается одна каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с теплым приделом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 27 февраля 1854 года был Высочайше одобрен проект на распространение трапезной и колокольни Покровской церкви.
До 1903 года настоящая церковь была холодной, после чего с северной и южной стороны к ней пристроили крыльца, и она стала отапливаться. 12 октября того же года ее главный престол в честь Покрова Божией Матери был заново освящен.
В 1931 году Покровская церковь была закрыта, одно время использовалась под кинотеатр, склад, а к 70-м годам превращена в руины.






В 1989 году она была передана Пензенской епархии.  Ее реставрация длилась почти 10 лет.
Начиналось все с добровольцев, потом появилась и техника. Фотографии 1990-х гг. из личного семейного архива Левковича А. (см. подробнее здесь)







































Убранство храма в настоящее время.









Также подробный рассказ о Покровском соборе можно прочитать в рассказе у lsnrctl.

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ




В 1767 году в Пешей слободе была построена каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Архангела Михаила (справа) и во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (слева). Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви - кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание о которой относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре ее вновь отстроили. К 1721 году она обветшала, и вместо нее солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь, неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе, почему и после постройки каменной Введенской церкви ее чаще называли не по главному престолу, а по придельному - Архангельской. Также Архангельской именовалась и площадь, на которой располагался храм.




В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а в 1851 году была увеличена в длину ее трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.






В 1930 году церковь закрыли и передали под пожарную часть.
Одновременно с захватом церквей по всей России шла борьба с колокольным звоном. Власти ссылались на то, что он мешает слушать радио, ос­корбляет религиозные чувства нехристиан. Их повсюду стали сбрасывать, для чего  приглашались рабочие команды, чаще из местных мужиков. Работа была непростой. Прежде чем повергнуть колокол, приходилось на звоннице прорубать стены. Рухнув на землю, колокола зарывались в грунт или раскалывались, но их окончательно добивали кувалдами и увозили на переплавку - как тогда говорили: «колокола в трактора»*.

Колокол, сброшенный с Введенской церкви.1931 год.



Программа закрытия церквей и снятия колоколов отозва­лась протестами верующих, во многих местах произошли крова­вые столкновения. Известны случаи, когда жители села покрыва­ли землю вокруг храма своими телами, и сбросить колокол было невозможно.










РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Впервые деревянная церковь во имя Рождества Христова, построенная в слободе конных казаков, упоминается в числе вновь прибывших в оклад в 1677 году. В 1680 году она была разорена кочевниками, напавшими на Пензу, но через некоторое время вновь отстроена. В 1711 году ее заново перебрали. 22 ноября 1734 года церковь сгорела.
27 января 1735 года солдаты Конной слободы г. Пензы сотник Игнатий Сажин, пятидесятник Семён Арбеков, Григорий Трясогузов с товарищами подали прошение в Синодальный казенный приказ, в котором обещались построить вновь на погорелом месте церковь Рождества Христова с теплый приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, просили дать указ о строении церкви и придела и выдать антиминсы для их освящения****.



Каменный храм был сооружен в 1770-х годах. Между 1806 и 1809 годами в теплой части церкви для ее расширения разобрали четыре каменные колонны, заменив их арками. В 1808 году к храму пристроили придел справа - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1823 году - слева, во имя Рождества Христова. Главный же престол был посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. С этих пор церковь стала официально именоваться Духосошественской, хотя в народе ее по-прежнему называли Христорождественской (Рождественской).
В это время около церкви находилась небольшая площадь, к которой сходились шесть улочек, что видно на фрагменте генплана 1780-х гг.



В 1843-1844 годах церковь обновили и перестроили. По поводу колокольни в 1847 году говорилось, что вместо бывшей каменной вновь построена такая же по новоизданному плану. В трехярусной колокольне были устроены помещения сторожки, ризничной и просфорни. При церкви в 1857 году была вновь построена каменная сторожка, а сама церковь была окружена металлической оградой****.
К храму была приписана небольшая часовня, поставленная неподалеку от него - на пересечении улиц Троицкой (Кирова) и Рождественской (Горького). Изначально на этом месте была усадьба, принадлежавшая в начале XIX века купцу Федору Кокушкину. На участке находился деревянный дом с надворным жилым и нежилым строением. В 1848 году все сгорело и в 1853 году земля была продана "в укрепление Духосошественской церкви". Со временем на этом месте и была построена каменная часовня с церковной лавкой.
Часовня имела квадратную в плане форму и внутренний размер сторон - 5,94 м. С южной стороны к ней примыкал дощатый тамбур с внутренним размером 2,8 х 1,38 м. Садик был огорожен с северной и западной сторон чугунной оградой, а с восточной - дощатой решётчатой изгородью.

Фотография из семейного архива М.А. Финогеева - внука потомственного почетного гражданина Пензы, купца 1-й гильдии А.Ф. Финогеева




В 1931 году церковь закрыли и передали во временное пользование «Союзхлебу» под ссыпной пункт, а позднее сломали**.



Источники:
* Труды Пензенской ученой архивной комиссии, том II, 1904 год
** Пензенский временник любителей старины (выпуск 12).
*** CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
**** Топонимика Пензы. История пензенских улиц. Улица Троицкая / Дворжанский А.И., Шишкин И.С.. - М: Локус Станди, 2012

Старая Пенза, церковь

Previous post Next post
Up