Картина «Оршанская битва» уже давно введена в научный оборот, но многие «очевидные» выводы по ней пересматривались и будут пересматриваться.
Она в хорошем разрешении давно есть в сети Безусловной базой изучения структуры картины является статья Жигульского 1981 г. Хорошо известен её русский перевод (сделан камрадом
k_lvk).
Статья Жигульского 1999 г. почти дословно повторяет первую статью, но добавлена новая датировка картины. Ныне доказано, что картина написана после 1535 г.
Жигульский отметил внебоевую парадность изображения польско-литовского войска. Помимо пехоты и артиллерии, он выделил латных копейников, «гусар», «служащих по татарски» лучников и «литовских татар». «Общепринято», что часть «гусар» - это литовская конница… Но..
.
Для удобства на картине выделю изображение польско-литовского войска в бой на секции. 1 - это пехота и «рыцари». Тут споров нет - поляки и наёмники. 2- гусары с лучниками на левом фланге. 3 и 4 - атакующие гусары на правом фланге от латников. 6 - «лучники» и гусары за ними. 5 - это считается литовские татары.
Как отметил Алексей Лобин «художник, когда писал картину, ясно представлял реальную диспозицию». Известно по источникам, что литва заняла правый фланг. Соответственно «логично» называть секции 3,4,6 - литовской конницей. Однако у латников на копьях знаки с прямым «георгиевским крестом». Такие же значки у гусар не только на левом фланге, но у гусар в секциях 3,4, 6. При этом в секции 4, наиболее дальними гусарами, видим знамя с польским орлом. Соответственно, вопрос: а почему это литва? Гусарско-лучная «лёгкая» конница польского войска разве должна была прикрывать только левый фланг «латного» центра? Художник восхвалял прежде всего польскую, а не польско-литовскую победу. Он мог визуально ужать литовскую составляющую союзного войска.
У камрада
sovice_snezni есть много постов по изображениям, которые следует учитывать при разборе «Оршанской битвы». В основном ими и буду пользоваться.
Примеры изображений по венгерско-балканским гусарам ранней формации (страдиоты, «рацы»).
https://sovice-snezni.livejournal.com/50095.html https://sovice-snezni.livejournal.com/109269.html https://sovice-snezni.livejournal.com/77204.html https://sovice-snezni.livejournal.com/41931.html https://sovice-snezni.livejournal.com/41626.htmlТак же по наводке камрада
vened_14 1513. Adoration of the Magi. № 2056. Jacob Claesz van Utrecht. Netherlands or North Germany. Gemaldegalerie, Berlin. Насобирать их можно ещё много.
Видно, что на «Оршанской битве» явные «рацы» с характерной балкано-венгерской одеждой, которая даже в более поздние времена не появится в Литве. Прежде всего - это шляпы-цилиндры, составляющие большую часть головных уборов гусар на картине.
Изображений литовских всадников на 16 в. не так много. На первую половину 16 в . - это гравюра «Оршанская битва» из брошюры Крицкого 1515 г. Там литовское войско однозначно обозначено соответствующим гербом с шестиконечным крестом (как польское - орлом). Видим «гусар».
Литовских «гусар» можно увидеть на источниках 1560-70-х гг..
Это немецкая гравюра 1568 г. вид Гродно. В 1576 г. фламандский гравер де Брюн создал альбом, в котором видим (по подписи) и литовских гусар, которых можно сравнить с поляками, венграми, валахами. В немецком летучем листе «осада Полоцка 1579 г.» видим подписанную «литву».
В хроники Мартина Бельского 1564 г. можем увидеть гравюры с изображением литовских воинов. В частности, это гравюра, которую принято называть «Клецкая битва 1506 г.». То, что это литовское войско понятно по соответствующему знамени с шестиконечным крестом (в стороне мы видим отряд с георгиевским крестом на знамени - по польскому описанию в разгар сражения прибыли поляки).
Разумеется, эти изображения в качестве источников по виду литовского войска требуют свою критику, но видно, что все эти «литовские всадники с копьями и щитами» по одежде достаточно отличаются от гусар «Оршанской битвы» (а на первом изображении ещё не большие угловатые «гусарские тарчи», а прямоугольные щиты меньшего размера).
Аналоги «литовских татар на Орше» также можно найти в западной живописи. На картине Альберхта Альтдорфе «битва Александра Македонского» мы видим как
знакомых «лучников» , так и
«гусар» (с копьями и щитами, но в такой же одежде , как и «татары») . Ранее н
а картине этого художника видим знакомого лучника. На г
равюрах Дюрера можно увидеть «восточного лучника» с характерным колпаком.
На флорентийском изображении середины 15 в. видим похожих на «оршанских татар» «турок» Жигульский, выделяя фрагмент номер 32, пишет, что там изображены литовские татары. При этом отмечает, что это чуть ли не единственное изображение 16 в. этого формирование (Jest to bardzo rzadkie,a może nawet wyjątkowe wyobrażenie tej formacji w malarstwie.). Там же отмечается, что над ними развивается «голубая литовская хоругвь». Примечательно, что на картине «литовских знамён» больше не отмечено. Только при гетмане показан знаменосец со значком (новый герб Острогожского). Держит его «гусар», с явном венгерском расшитом кафтаном и высокой шапке.
Один из «татар» на фрагменте в чалме, что может означать о подразумевании художником «мусульманина». Однако, какие основания считать, что и всех остальных из секции 5 художник подразумевал «литовскими татарами»? Как обозначена остальная литовская конница, если вся остальная показана под польскими значками? Источники ведь не выделяют в битве литовских татар.
Художник нарисовал образно и польское войско - венгерско-балканские наемники составляли лишь часть гусар польской кавалерии, но они были немецким живописцам несравненно более знакомы. Кем были рассматриваемые «лучники», бытовавшие в немецкой живописи перед созданием «Оршанском битвы»? Пока можно только гадать. Но вижу основание полагать, что на данной картине художник так обозначил литовскую конницу. При этом нельзя не видеть, что от «литовских татар» «московиты» на картине отличается изображением шлемов, бехтерцов, секир и более длинными полами одежды. Оригинальной выглядит только одежда воеводы.