19.02.21 я опубликовал статью
«’Меркава’ - разные модели танков или модификации одного танка?», в которой писал, что по моему мнению, семейство «Меркава» следует рассматривать как модификации двух разных танков: Мк.1/2 и Мк.3/4. Все эти танки сохраняют одинаковую компоновку и заимствуют друг у друга многие детали и агрегаты. При этом Мк.1/2 является ОБТ 2.5 поколения, Мк.3/4 - 3-го послевоенного поколения. В этой же статья я рассмотрю различия между различными моделями и модификациями, а также приведу список машин на базе «Меркава» разных моделей.
В 2002 г. я уже составлял подобный список в рамках статьи «Танки и истребители танков» (
сейчас её можно прочесть в Веб-архиве). Однако с тех пор появилась новая информация, машины на базе разных моделей «Меркава» и новые модификации «Меркава» Мк.4.
Вначале - общее замечание об обозначениях. На иврите в названиях моделей используют слово «Симан», что соответствует «Модель» или на английском Mark или Mk. Т.е. например «Меркава Симан 1» - это Merkava Mark 1 или Merkava Mk.1. Но для сокращения я буду в некоторых местах писать «Меркава-1» и т.п. Далее модификации базовых моделей обозначаются буквами ивритского алфавита, т.е. «Алеф», «Бет», «Гимель», «Далет» и т.п. Для первой модификации «Алеф» - по умолчанию, т.е. «Меркава Симан 1» по умолчанию «Меркава Симан 1 Алеф», и лишь с появлением второй модели добавляется буква - «Меркава Симан 1 Бет» и т.п. Но есть и исключения, например «Меркава-4 Мем» - это вариант «Меркава-4 Бет» после установки
комплекса активной защиты (КАЗ) «Меиль Руах» (Trophy). Далее могут идти дополнительные слова, обозначающие новую СУО и др. изменения.
Ещё один момент - варианты бронирования танка. Подразумевается, что базовая модель «Меркава-1» несёт броню 1-го поколения для танка «Меркава» (т.н. «Дор Алеф»), «Меркава-2» - 2-го поколения («Дор Бет»), «Меркава-3» - 3-го поколения («Дор Гимель») и «Меркава-4» - 4-го поколения («Дор Далет»). Поскольку некоторое количество «Меркава-2» и «Меркава-3» также получили броню 4-го поколения, в их названиях используют фразу «Дор Далет». В то же время для «Меркава-4», имевших такое бронирование с базовой модели, «Дор Далет» не используется.
См. также статьи:
Прототипы «Меркава-1»
05.06.16 на сайте товарищества бронетанковых войск Израиля «Яд ле-Ширъон» появилась статья Исраэля Севера
«История моделей разработки танка ‘Меркава Симан 1’». А уже 29.08.16 она была переведена в статье Давида Гендельмана
«Опытные модели Меркавы» на ЖЖ «Пишет Давид (david_2)».
Поэтому не буду вдаваться в подробности данного вопроса, укажу лишь список перечисленных там образцов:
- грубая модель башни из пластилина;
- модель в масштабе 1:20 из бальсы и фанеры;
- деревянная модель «Меркавы» в масштабе 1:1;
- частичная модель верхней лобовой детали корпуса на джипе для проверки обзора с места мехвода, т.н. «угандийский джип»;
- технологический демонстратор для проверок охлаждения мотоблока при его переднем расположении на базе расширенного корпуса танка «Центурион»;
- первый прототип «Меркава-1» с номером Ц-820001, т.н. «Модель 01» или «Модель 001» («Дегем 001»); когда шасси было уже готово, а башня - ещё нет, шасси испытывали с башней М48 для веса;
- вторая (уточнённая) деревянная модель;
- второй прототип «Меркава-1» с номером Ц-820002, т.н. «Модель 02» или «Модель 002» («Дегем 002»); именно этот прототип соответствовал серийной модели танка.
- Замечание: в мае 1977 г. появилось первое сообщение в СМИ о разработке танка «Меркава» израильского производства. На обложке журнала «Маарахот» номер 256 от июня 1977 г. была опубликована цветная фотография «Меркава-1» с номером Ц-820001. А в День Независимости в 1978 г. два «Меркава» уже были показаны на парадном построении АОИ на стадионе в Иерусалиме, это были те же модели 01 и 02, но несли они номера Ц-820055 и Ц-820077.
Модели «Меркава-1» и «Меркава-2»
«Меркава Симан 1» (Merkava Mk.1) - базовая модель 1979 г. Двигатель «Теледайн Континенталь» AVDS-1790-6A в 900 (возможно 908) л.с., гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон» CD850-6BX, 105-мм нарезная пушка М68 (производилась фирмой IMI по американской лицензии), СУО «Матадор» Мк.1 (Matador Mk.1, по-видимому, коммерческое название).
«Меркава Симан 1 Бет» (Merkava Мк.1B) - частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2 и даже Mk.2B. Официально это обозначение не используется, я просмотрел целый ряд источников (сайт АОИ, сайт товарищества Службы вооружений АОИ, сайт товарищества брт войск АОИ «Яд ле-Ширъон») и там оно не встречается.
Заменены бортовые экраны. СУО модернизирована до уровня Мк.2 и даже Мк.2В, во всяком случае сказано, что с танка убраны активные приборы ночного видения (ПНВ), установлены пассивные приборы для водителя и наводчика, а часть танков получила и тепловизор в прицеле командира. Установлены дымовые гранатомёты. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов), а корзина башни меньших размеров, по сравнению с Мк.2. В прошлом я писал «на корзину на корме башни навешан противокумулятивный экран в виде цепей с шарами». Однако, тут надо уточнить: на прототипах и первых серийных образцах этих цепей действительно небыло, но на многих фото времён Первой Ливанской войны 1982 г. цепи видны. Нет информации, менялась ли и трансмиссия.
«Меркава Симан 2» (Merkava Mk.2) - вторая модель, запущенная в серийное производство в 1983 г. СУО «Матадор Мк.2», новые бортовые экраны, новая автоматическая трансмиссия израильского производства (фирма «Ашот Ашкелон»), дополнительное бронирование башни, миномёт во внутреннем исполнении и др. Буквально в течении года производство перешло с Mk.2 на Mk.2B, ранее выпущенные Mk.2 были модернизированы до уровня Mk.2B. Также следует отметить, что была возможность модернизации Mk.1 до уровня Mk.2/ Mk.2B, но прошло её очень небольшое число танков, по-видимому по финансовым причинам.
«Меркава Симан 2 Бет» (Merkava Mk.2B) - сменила Мк.2 в серийном производстве в 1984 г., имеет усовершенствованную СУО (в её состав введён тепловизор).
«Меркава Симан 2 Бет Дор Далет» («Меркава Мк.2В с бронёй 4-го поколения»), сокращённо - «Меркава Симан 2 Далет» (Merkava Mk.2D), модернизация небольшого количества ранее построенных «Меркава» Мк.2В. Основное отличие - дополнительное бронирование корпуса и башни т.н. «бронёй 4-го поколения». Внешнее отличие - характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на «Меркава Мк.3 Дор Далет», также имеющего броню 4-го поколения («приплюснуты» вниз, в то время как у Мк.3 - расставлены в сторону). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса (над местом механика-водителя).
Как я уже писал в статье
«Влияние боевых действий в Ливане (1982-2006) на развитие БТТ АОИ», проект был проведен в 1998 г., всего в этот вариант было модернизировано 20 «Меркава Симан 2 Бет». Эти танки специально предназначались для действий в Зоне безопасности в Южном Ливане, часть т.н. БАТАШ («Битахон Шутеф»), отсюда ещё одно их название - «Меркава Симан 2 Бет БАТАШ». В 1999 г. 3 таких танка получили мотоблок мощностью 1,200 л.с. (т.е. двигатель AVDS-1790-9AR). Испытания прошли успешно, но из-за вопросов логистики продолжения работы не получили, все 3 танка были вновь оснащены оригинальными мотоблоками.
Часть «Меркава 2 Бет» получили систему управления и контроля, т.н. МААНАК («Маарехет Эзер ле-Ниhуль Крав», т.е. «Вспомогательная система управления боем»). Танки с этой системой называли «Меркава 2 Бет МААНАК». Замечу, что МААНАК используется на большинстве «Меркава-3» и всех «Меркава-4», но в названиях их моделей не использовалась.
Замечание: в Википедии на английском для «Меркава-2» указана модель Mark IIC. По-видимому авторы решили, что если есть Merkava Mk.2D, то должен быть и Merkava Mk.2С. Однако такой модели («Меркава Симан 2 Гимель») никогда не существовало, а происхождение названия Merkava Mk.2D («Меркава Симан 2 Далет») объяснено выше.
Модели «Меркава-3»
«Меркава Симан 3» (Merkava Mk.3) - сменила Мк.2В в серийном производстве в 1990 г. Имеет модульное бронирование корпуса и башни, 120-мм пушку MG251 (разработана и производится IMI, ныне «Эльбит»), 1200-л.с. дизель «Теледайн Континенталь» AVDS-1790-9AR, СУО «Матадор» Мк.3, новую конструкцию подвески, электрические приводы башни и пушки (вместо электрогидравлических) и др.
«Меркава Симан 3 Бет» (Merkava Mk.3B) - сменила Мк.3 в серийном производстве, имеет усовершенствованную броневую защиту.
«Меркава Симан 3 Бет Баз» (Merkava Mk.3B BAZ) - сменила Мк.3В в серийном производстве в 1995 г. Основное отличие от Мк.3В - новая
СУО «Баз» (коммерческое название - Knight Mk.3). На иврите «Баз» означает «Сокол», но это сокращение, расшифровывающееся как «Барак Зоhер» («Сверкающая молния»). Среди прочего, «Баз» способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме (automatic target tracker), что резко повышает вероятность их поражения и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, примерно в 1999 г. в состав СУО включён независимый панорамный прицел командира. В 1997 г. данный танк получил и кондиционер.
Промежуток между началом выпуска «Меркава Симан 3 Бет» и переходом на «Меркава Симан 3 Бет Баз» был довольно мал, к тому же впоследствии все «Меркава Симан 3 Бет» были модернизированы до уровня «Меркава Симан 3 Бет Баз». Поэтому такое длинное обозначение не используется, танк именуют просто «Меркава Симан 3 Баз». Часть «Меркава Симан 3» первых лет выпуска (т.н. «Меркава Симан 3 Алеф») также были модернизированы до уровня «Меркава Симан 3 Баз». Оставшиеся называют «Меркава Симан 3 РАМАХ», где РАМАХ - «Рош Маръа Хашмали» («Головка электрического зеркала»), т.е. по технологии СУО «Матадор» Мк.3.
По данным Википедии, из 6 брт бригад резерва АОИ с танками «Меркава-3» пять имеют «Меркава Симан 3 Баз» и лишь одна - «Меркава Симан 3 РАМАХ».
«Меркава Симан 3 Бет Баз Дор Далет» («Меркава Мк.3В Баз с бронёй 4-го поколения») - сокращённо «Меркава Симан 3 Далет» (Merkava Mk.3D) - «Меркава Мк.3 Баз» с модульной бронёй новой конфигурации. Внешне легко отличаема от предыдущих моделей по выступающим в стороны модулям брони на бортах башни. Новые цельнометаллические (вместо обрезиненных) опорные катки. В статье
«Влияние боевых действий в Ливане (1982-2006) на развитие БТТ АОИ» сказано, что для действий в Зоне Безопасности в Южном Ливане примерно с 1998 г. в этот вариант были модернизированы 40 Мк.3. Кроме того, последние 150 Мк.3 в серийном выпуске сразу строились с этой защитой.
Поскольку условную северную границу Зоны безопасности называли «Фиолетовой линией» («Кав Саголь», сокращённо КАСАГ), «Меркава Симан 3 Далет» называли также «Меркава Симан 3 КАСАГ», а «Меркава Симан 2 Далет» - «Меркава Симан 2 КАСАГ». Впрочем, после 2000 г., т.е. вывода сил АОИ из Зоны Безопасности (24.05.00), эти названия быстро перестали употребляться.
Есть ещё один вариант «Меркава-3», «Меркава Симан 3 LIC» (Merkava Mk.3 LIC). Это «Меркава Симан 3 Далет», имеющий ряд мелких изменений для применения в конфликте низкой интенсивности (LIC - Low-intensity conflict). Прицелы защищены решётками от камней, пулемёт М2 получил электроспуск, кормовая дверь получила бойницу, из которой может вести огонь дополнительный член экипажа - стрелок-пехотинец, размещаемый лёжа в коридоре к двери на матраце, для прикрытия кормы танка.
Была предложена также модель «Меркава Симан 3 Мем» (Merkava Mk.3М). Это «Меркава Симан 3 Далет» с установленным КАЗ «Меиль Руах». По финансовым и логистическим соображениям эта модель не была закуплена.
«Танкбуланс» - вариант «Меркава-3» без боезапаса в корме корпуса, вместо него - места для носилочных раненных и медоборудование. В данный вариант было переоборудовано несколько танков. После появления БТР «Намер» использование данного варианта прекратилось.
Модели «Меркава-4»
«Меркава Симан 4» (Merkava Mk.4) - новая модель танка, продемонстрирована публике в 2002 г., поступает на вооружение с 2003 г. Имеет 1500-л.с. дизель GD883 американской фирмы «Дженерал Дайнемикс» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением, 5-скоростную автоматическую трансмиссию Renk RK 325, боевую информационную систему МААНАК, усиленное бронирование новой конфигурации, полуавтомат заряжания на 10 снарядов, новый миномёт и др. Важно подчеркнуть переход на новый двигатель: впервые с конца 60-х гг. на израильские танки устанавливается полностью новый двигатель, в то время как ранее все новые и модернизированные танки ( М48, М60, «Центурион», «Меркава-1/2/3») оснащались разными моделями «Теледайн Континенталь» AVDS-1790.
«Меркава Симан 4 Бет» (Merkava Mk.4B) - название, появившееся в 2006 г., но на практике не являющееся официальным. Центральные изменения - модернизация двигателя, позволившее «Меркава-4» избавиться от ряда «детских болезней», которыми тот страдал в первые годы эксплуатации (низкий моторесурс двигателя). Кроме того, танк получил люк заряжающего (отсутствовал на «Меркава-4» первых лет выпуска).
«Меркава Симан 4 Мем» (Merkava Mk.4M) - «Меркава Симан 4» с КАЗ «Меиль Руах». Поступает на вооружение с 2009 г.
«Меркава Симан 4 Мем 400» (Merkava Mk.4M 400) - вариант, поступивший на вооружение в 2020 г. Замечу, что в разных источниках пишут «Меркава Симан 4 Дегем 400» или «Меркава Симан 4 Гирса 400». На иврите «Дегем» - это «модель», а «Гирса» - «Версия», но поскольку, как я уже сказал выше, в значении «Модель» используется слово «Симан», а для обозначения модификаций служат буквы, оба этих слова можно перевести как «Версия». Т.е. эти фразы означают «Меркава 4-й модели, модификация Мем, 400-я версия». Объяснения, почему 400, источники не дают. Могу предположить: к тому времени было выпущено уже примерно 400 «Меркава-4» (их успели получить 4 бригады: 401-я, 4-я резервная, 7-я и 460-я), так что эти относились к 5-й сотне (номера 401-499). Основное усовершенствование - МААНАК модели «Масуа-750». Кроме того, ряд усовершенствований СУО и КАЗ. Т.е. это переходный вариант, с внедрением части улучшений «Меркава Симан 4 Барак».
«Меркава Симан 4 Барак» (Merkava Mk.4 Barak) - новый вариант, начал поступать на вооружение в 2023 г. (в неофициальных источниках именуется «Меркава-5»). Изменения включают: новые датчики, обеспечивающие самостоятельный поиск целей и их быструю атаку; модернизированный КАЗ; видео- и термокамеры с обзором на 360 градусов (
система Iron Vision); каска командира со встроенным дисплеем вывода данных; средства РЭБ; мощный компьютер обработки данных.
БТТ на базе «Меркава»
САУ «Шолеф» - два прототипа построены в 80-е гг., успешно прошли испытания. По финансовым причинам серийно не строилась. См. статьи
2019 и
2021 гг.
«Намер» - тяжёлый БТР на базе «Меркава». «Намер» на иврите - «Леопард», хотя не редко это слово ошибочно переводят как «Тигр». Первоначальный прототип был построен в 90-е гг. на шасси «Меркава-1», но тогда проект был заморожен по финансовым причинам. Далее его возобновили в 2006 г., в 2007 г. было принято решение о серийном производстве, с конца 2008 г. «Намер» поступают в войска. Иногда, чтобы не путать его с другими вариантами, «Намер» называют «Намер ХИР», т.е. «Пехотный Намер».
«Намера» («Намер hандаса» или «Намер hандаси») - вариант «Намер ХИР» для нужд инженерных войск. Выполняет задачи как тяжёлого БТР, так и ИМР (Инженерная машина разграждения). Поступает на вооружение с конца 2016 г.
«Намер Лехима» - вариант «Намер ХИР» с вращающейся башней с 30-мм пушкой и ПТРК «Спайк». Впервые продемонстрирован в 2017 г. на 2023 г. всё ещё находится в опытном экземпляре.
«Намербуланс» - вариант «Намер ХИР» в варианте медика-эвакуационной машины.
«Намер Хилуц» - БРЭМ. Первые прототипы были построены ещё в 90-е гг. на базе «Меркава-1», тогда их называли «Намера» («Намер Ахзака»), т.е. также, как впоследствии «Намер» инженерных войск. Проект был заморожен по финансовым причинам. В 2002 г., вместе с танком «Меркава-4», была представлена и БРЭМ на его базе (двигатель и трансмиссия - от «Меркава-3»). Планировалось закупить несколько десятков машин и заменить ими М88А1, на практике выпустили всего несколько «Намера».
В 2019 г. был представлен новый вариант, т.н. «НАМЕР hа-Хилуц вэ-hа-Ахзака» («Намер эвакуации и обслуживания», т.е. точный аналог аббревиатуры БРЭМ - Боевая ремонтно-эвакуационная машина) или кратко «Намер Хилуц».
В 2022 г. сообщалось, что машина уже поступает на вооружение.
«Намер ХАТАП» - технический вариант «Намер», ХАТАП («Хулия Технит Плугатит») - это «ротное техническое звено». Есть несколько вариантов. Так, в 2002 г. была показана машина с небольшим подъёмным краном, складывающемся по ширине корпуса, прямая замена
M579 Fitter (на базе М113). Другой вариант попроще, без крана, сверху на корпусе есть платформа для перевозки мотоблока танка или других крупных запчастей или оборудования. Скорее всего, машин новой постройки в данном вараинте более не будет, а будут переделки «Меркава-3», т.н. «Перег» (см. ниже).
«Офек» («Горизонт») - тяжёлый БТР, первые фото появились в 2015 г. Представлял собой переоборудованный «Меркава-2» (замена башни на рубку, далее появилась нормальная аппарель вместо обычной двхстворчатой двери «Меркава») в варианте КШМ. Указывалось, что будут также варианты логистика (машина снабжения), медико-эвакуационный и техобслуживания. В 2018 г. появился вариант, также КШМ, но уже на шасси «Меркава-3».
«Перег» - «Офек» в варианте техобслуживания. Первые фото появились в 2021 г., выполнен на базе «Меркава-3». Замечу, что слово «Перег» на иврите означает «Мак», но в данном случае речь идёт о сокращении «Платформа РЕКЕМ Дженери», т.е. «Общая платформа БТТ», что подразумевает единую платформу танка и тяжёлых БТР.
Замечание: в отличии от «Намер» и машин на его базе, «Офек» - переоборудование ранее выпущенных танков. По-видимому от переоборудования «Меркава-2» решено отказаться и принято принципиальное решение: по мере выпуска «Меркава-4» переоборудовать в «Офек» и «Перег» снимаемые с вооружения «Меркава-3».
Мостоукладчик на шасси «Меркава-4» (ТАГАШ - «Танк Гишур») - разработан в 2021 г., в 2022 г. две штуки с мостом MLC-50
поставлены Филиппинам, возможно ещё один заказан.
Ссылки:
- Танки и истребители танков АОИ, статья 2002-2006 гг. в вебархиве.
- Статьи «Танк Меркава» на иврите, английском и русском.
- Статьи «Меркава-1», «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4» на Википедии на иврите.
- Письмо командиров генерал-майору (рез.) Брику, scribd.com.
- Прототипы танка «Меркава», статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 26.03.18.
- 10 фактов о танке «Меркава», статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 15.10.18.
- Статья «50 лет израильскому танку» на сайте АОИ, 20.10.20.
- Поколения танка «Меркава» на сайте МО Израиля.
- Разработка «Меркава», статья на сайте товарищества Службы вооружений.
- Рождение танка «Меркава-4», статья на сайте товарищества Службы вооружений.
- Модернизация парка танков по результатам ВСД, статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 07.02.18.
- То что вы не знали о «Меркава-4», статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 11.06.18.
- «Меркава-1» на момент создания: прорыв или уравнение сил? Статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 16.12.20.
- БТТ на сайте «Яд ле-Ширъон».
- Новая машина на базе «Меркава-2», kikar, 28.10.15.
- «Офек», БТР на базе «Меркава-2/3», обсуждение на Фреш.
- «Меркава-4» с КАЗ «Меиль Руах», обсуждение на Фреш.
- Технические «Намер», обсуждение на Фреш.
- Экспорт «Меркава-4» и «Намер», обсуждение на Фреш.
- «Намер» с башней, обсуждение на Фреш.