Люди покупают авиабилеты. Летают самолетами. Кушают, глазея в иллюминаторы. Напрягаются на взлете и радостно выдыхают при посадке. Но, практически, никто из них не знает о том, что вокруг идет война. Ведутся боевые действия не на жизнь, а на смерть. Идет информационная война, круто замешанная на черном пиаре, сетевых технологиях и больших деньгах. А цель этой бойни одна - те самые люди, которые покупают билеты.
Вот намедни так случилось, что мне выдалась возможность проверить широкие возможности черного пиара на себе, любимом. Это, пожалуй, даже трудно назвать журналистским расследованием. Скорее, следственный эксперимент. Потому, что всё происходило, практически, без каких-либо усилий с моей стороны. Самоходом, так сказать.
Один знакомый моего знакомого обратился ко мне с предложением, которое я получал уже многократно и отвергал такое же количество раз. Но в данном случае, «подход» был сделан с такой наглостью и уверенностью в том, что бабло решает все вопросы, что я призадумался. Тем более, были озвучены имена ну очень серьезных компаний, принимающих участие в информационной бойне (кто-то в качестве жертвы, а кто-то - агрессора). И в итоге я решился на эксперимент, о результатах которого сейчас и поведаю в полном объеме.
Этот самый знакомый знакомых (условно, назовем его Василием, далее поймете почему), оказался, не ключевой фигурой, но весьма активным посредником. Так вот, Василий предложил мне написать на основании предоставленного им подробного материала три больших «разоблачительных» материала про «страшную, ужасную, бесчестную» авиакомпанию «Аэрофлот - Российские авиалинии». И после согласований с «заказчиком», разместить, так называемые, расследования в моем блоге в ЖЖ и на других страницах в Сетях и СМИ. Причем, размещать поочередно, с периодичностью раз в три-четыре дня. Ранее Василий уже выходил на меня и предлагал годовой блок на «Трансаэро». Я долго работал в СМИ и знаю, что такое блок, но не очень представляю, как это можно трансформировать в отношении моих блогов.
Разумеется, Василий предложил мне оплату за публикации, но только после выхода первого «удара». В качестве напутствия мне была выдана флеш-карта и даны следующие ценные указания:
1.На флешке имелись основные тезисы и ссылки на давние истории из СМИ, связанные с «Аэрофлотом», которые надо смикшировать в негативном ключе и объяснить читателям, что в этой компании все пилоты беспрерывно пьют.
2.На сайте госзакупок «Аэрофлот» разместил объявление о конкурсе на «Оказание услуг по информационному сопровождению инициатив ОАО «Аэрофлот» в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2014 году в рамках реализации Комплексной коммуникационной кампании ОАО «Аэрофлот». Необходимо повозмущаться по поводу того, что эта компания планирует платить центральным телеканалам за положительную информацию о своих действиях. Прилагался даже черновой вариант текста.
3.Мне было сообщено, что завтра вечером (то есть на следующий день после нашей беседы, состоявшейся 30 марта) небезызвестный блогер Антон Носик, почему именующий себя «dolboeb», вывесит у себя в
ЖЖ «убойный пост» про «Аэрофлот». В этом тексте долбоеб Носик расскажет о том, какие пиар-интриги плетут «гады» из «Аэрофлота» в отношении девственно чистой и кристально честной компании «Трансаэро». Плюс там же будет тоже что-то якобы об оплате «Аэрофлотом» гигантских сумм пиар-технологам за мордобой бедного «Трансаэро» по всему российскому интернету. Мне вменялось в обязанность сослаться в своем тексте на шедевр гражданина Носика.
Я старательно делал вид, что со всем согласен и тема ужасно плохого «Аэрофлота» и очень хорошей авиакомпании «Трансаэро» волнует меня со студенческой скамьи. И вот, получив обещание хорошей оплаты, сел ваять текст на базе информации, предоставленной мне Василием.
А 31 марта в 23.04 случилось знаковое событие, подтвердившее всесильную мощь денежного эквивалента. В ЖЖ
появился обещанный пост Антона Носика «Те еще пиарщики», где подробно рассказывалось о том, как кошмарный монстр «Аэрофлот - Российские авиалинии» бессовестно мучает девственно чистую компанию «Трансаэро». Ну, там всякие истории про черный пиар и аукцион якобы на размещение данного «избиения» в Сети. Короче, так, как и предупреждал меня В.. Хотите, читайте сами. Текст до сих пор висит. И, кстати, сразу же был какими-то волшебными силами выведен в ТОП ЖЖ.
Короче, наутро 1-го апреля, я кое-как смикшировал воедино всю ту муть, что передал мне посредник, в обязательном порядке включив в текст ссылку на «Тех еще пиарщиков» Носика, и благополучно передал Василий. «на согласование с заказчиками».
В 12.30 «согласованный» материал с небольшой правкой оказался у меня, и я выставил его в своем блоге в ЖЖ. Вы можете его прочитать
ЗДЕСЬ. После чего переключился в режим ожидания финальной части марлезонского балета.
И она произошла. Ночью 2-го апреля, я получил радостное письмо от того самого Василий., который в электронной переписке со мною именовал себя не много ни мало «Василием Джугашвили». Привожу нашу ночную переписку полностью:
В.: -- Привет, тема зашла офигенно, супер, прямо в топ. По баблу - сотка - ок? За первый?
Я (отвечаю): Привет! Спасибо. Хорошо. Сотка, это 100 штук деревянных? Если да, то когда можно получить))) И как по двум последующим текстам?
В.: Ага, тогда за нами. Как лучше передать? Ждем второй текстик про билеты в таком духе
http://slon.ru/fast/business/glava-aeroflota-allo-my-ne-v-sotsializme-1038005.xhtmlКстати вот еще фактура в продолжение
http://irek-murtazin.livejournal.com/1169192.html может есть смысл еще про качать - типа развитие истории
Я(отвечаю): это если только позже) и если отдельно договорился. Про билеты будете согласовывать?
В.: ну скинь посмотреть как в прошлый раз. К строчкам мы не цепляемся)
Я (отвечаю): ок, а третий когда?
В.: на той неделе. Я напишу когда нужно. А потом пауза - ждем реакции. Но все вопросы закроем, не переживай
Я (отвечаю): Ок. Тогда на связи
В.: отлично, спасибо!
Вот скан этой переписки:
А теперь некоторые пояснения:
Во-первых, мне было весьма удивительно, что за полную ерунду, практически, переписанную с черновика, присланного Василием, и нашпигованную ссылками на Носика, предложили 100 тысяч рублей. Которые, кстати, я так и не получил. Это же какой бюджет на борьбу с «Аэрофлотом» выделен?! И сколько же тугриков перепало Антону Носику и его коллегам (смотри ссылки в переписке) за пиар-войну с «Российскими авиалиниями»?!
Во-вторых, фраза заказчика про «Ждем второй текстик про билеты в таком духе…» говорит о тематике второго текста про «Аэрофлот», который я «подряжался» написать. В нем речь должна была идти о якобы сильно завышенных ценах на билеты в этой компании.
В-третьих, в беседе я попросил прислать мне второй материал Носика перед его публикацией, дабы я смог «согласовать тематику» и «не пересекаться». Увы, мне было отказано, так как «заказчик опасается похожести» и «второй текст Носика будет скоро, но наезд на «Аэрофлот» у него пойдет в другом направлении».
И еще. Посмотрев присланную Василием ссылку с предложением «прокачать тему», я обнаружил там моего коллегу-журналиста, который в контракте ОАО «Аэрофлот» и компанией «Т+», выигравшей конкурс на сетевое обеспечение, «вдруг» обнаружил «банальное хищение 90 миллионов рублей». И вот этот весьма прогрессивный коллега и советует Носику «дожать жуликов из «Аэрофлота», потребовать у правоохранительных органов возбуждения уголовного дела».
Я особо не вдавался в детали, как обстоят дела у ОАО «Аэрофлот» с его информационными контрактами, меня в данном случае больше всего интересовал сам механизм наезда, о чем собственно и речь в этом посте.
PS. А если я смогу найти какую-либо реальную фактуру по компании «Аэрофлот - российские авиалинии», подтверждающую факты коррупции, воровства, черного пиара, то она появится в моем блоге. Обязательно и безусловно.