"Красавка"

Aug 14, 2013 21:51



взято у traveller2 в Разрыв 5.Предыдущий фрагмент см.

Сколько раз я был свидетелем того, как крепкие семьи - супруги вместе 10 - 20 лет - распадались через несколько лет после переезда в Америку… Одна из причин, конечно, стресс, который неизбежен при разрыве всех привычных связей. Но, на мой взгляд, эта причина неосновная. Восприятие мира и некоторые жизненные ценности, которые кажутся незыблемыми и данными раз и навсегда в одной среде, зачастую теряют свою притягательность в другой. Женщины как правило понимают это раньше мужчин. На первый взгляд тут есть парадокс. Действительно, биологически (эволюционно) женщины должны быть более консервативными, а реакция мужчин - так уж случилось в ходе эволюции - более динамична. На самом деле парадокса тут нет. Решение о переезде из Казани в США принимал несомненно Николай Фешин, и как мы видели в одном из предыдущих постов, сделал это по существу без консультации с женой. Она и дочь последовали за ним. Однако коль скоро это было сделано, по другую сторону Атлантики, Александра осознала реалии американской жизни гораздо быстрее мужа. Например, как я уже упоминал, изучение английского языка у нее заняло 5 месяцев, а у Николая Фешина несколько лет.

Так или иначе, в 1932 году Александра потребовала у мужа развод. Произошло это в Таосе, маленьком городке в Нью Мексико, о котором я еще расскажу. Александра влюбилась в местного поэта и издателя Спада Джонсона.

Центральная площадь Таоса сейчас *





Это тоже нередкое явление. Женщины, рано вышедшие замуж и попавшие в патриархальную семью, если жизнь их не замордует, к 40 годам достигают ментального и сексуального расцвета. Позднее дочь Ия писала (кстати, по-английски Ия транскрибировала свое имя фонетически, Eya), что Александра устала жить в тени мужа, устала от его взрывной и импульсивной натуры. Мне кажется очевидным, что по-своему Николай Фешин любил жену, он писал ее (или ее и Ию) десятки раз. Развод, последовавший в 1933 году, был для него и неожиданностью и ударом. Переписка между бывшими супругами продолжалась до 1938 года. Николай Фешин хотел вернуться в Таос, к жене, но Александра этого не хотела и отвечала холодно.



Теперь я вернусь в середину 1920х, в Нью-Йорк, где Фешин сразу же попал в круг знаменитостей. 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку Национальной академии дизайна, на которой Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи В этой выставке участвовали, в частности, Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Лев Бакст, Василий Кандинский. А в 1924 году прошла его персональная выставка в Чикаго, на которой были представлены 22 работы. В 1925 году прошла выставка Фешина в нью-йоркской Arden Gallery. Почти все из выставленных 32 работ были сразу же проданы.

Автор статьи в Вики пишет, что открывшийся туберкулёз был следствием потрясений предшествующих лет. Не знаю, возможно такое с медицинской точки зрения. Мне кажется, невозможно. Но так или иначе, Фешиным пришлось искать новое прибежище. В 1924-26 годах они объездили несколько южных штатов и Калифорнию, и нигде им не понравилось настолько, чтобы решиться там осесть. И тут … Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии художников Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мексико. Позднее Фешин вспоминал, что годы, проведенные в Таосе, были самыми счастливыми и плодотворными в его жизни.



Если вы ездили на машине по Нью Мексико, то уже никогда не забудете его сюрреальные, "марсианские" пейзажи: красная почва, поросшая (негусто) самыми разнообразными кактусами и колючками, красные холмы и невысокие горы. Чем выше в горы, тем больше влаги. Полупустынные кактусовые заросли сменяются более привычными деревьями, типа сосен. Под ними заросли белых грибов, которые никто не собирает.



По площади этот штат пол-Франции, а население даже сейчас всего 2 миллиона, что же говорить о середине 1920х? Редко разбросаны небогатые фермы и ранчо. Города по сути дела только три: промышленная Альбукерка, (небольшой) Лос Аламос, где во время второй мировой войны ковалось американская атомная бомба и где сейчас расположена ядерная лаборатория, и Санта Фе - город художников (http://traveller2.livejournal.com/229663.html).

Деревушка Таос была основана возле индейского поселения еще в до англо-саксонский период Америки, испанскими конкистадорами в 1615 году. Тогда она называлась Fernandez de Taos. Художники начали селиться в Таосе с 1898 года. Со временем она стала американским Барбизоном. В 1919 года здесь поселилась известная покровительница художников Мэйбл Додж Лухан.





Именно она и пригласила Фешиных. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) Таос стал центром американского модернизма, хотя в деревне тогда было всего 650 жителей и не было электричества. Вот что пишет Галина Тулузакова: "В этом удивительном месте сошлось все - грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке."



В 1927 году Фешины начинают строить собственный дом в стиле адобе. Что такое адобе? Большой "кирпич" сработанный из высушенной на ярком солнце Нью Мексико глины и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием "терра байета". Я не был в Таосе, но в близлежащем Санта Фе разрешено строительство домов только двух стилей: адобе и испанский колониальный.





Двухэтажный дом Фешин строил во многом своими руками в течение шести лет. Фешин был и архитектором. Сохранились его карандашные архитектурные наброски. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле. Марина Нащокина вспоминает "…белизну неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы." Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики - змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева.

Дом Фешиных *







Гостиная * ( может, и не гостиная?) *


Персоны

Previous post Next post
Up