Помимо
коллективных ясель, о которых я писала в прошлый раз, в подчинении у Мэрии находятся так называемые crèche familiale, которые дословно нужно бы перевести как «семейные ясли». Наша Ори как раз-таки и ходила в crèche familiale, и мне каждый раз приходилось довольно долго объяснять, что же это такое - crèche familiale - так как даже многие французы про это не знают, не говоря уже о моих русских друзьях. Давайте разбираться!
Вообще, по-русски, мне кажется, более правильно назвать не «семейные ясли», а «домашиние ясли» (так в дальнейшем и буду называть), потому что в этом случае дети находятся дома у няни, assistante maternelle («семья» тут, вроде ни при чем). Про
assistantes maternelles я уже писала. В случае «домашних ясель» условия содержания детей у няни точно такие же: не более трех детей, у каждого ребенка должно быть по своей комнате, дети там играют, гуляют, обедают, спят. В чем же тогда различие «домашних ясель» от содержания детей у assistantes maternelles agrées из предыдущего поста? Ответ чисто «административный».
Assistantes maternelles agrées - это независимые «предприниматели», которые получают аккредитацию у государства и дальше являются сами себе работодателями. Тогда как Assistantes maternelles из crèche familiale - это сотрудники ясель, которые crèche collective, и которые управляются Мэрией! То есть, по большому счету, воспитатели, работающие в коллективных яслях в группе с 10-15 детьми, и няни из «домашних ясель», принимающие 3-х детей у себя дома - коллеги. У них один директор, один управляющий орган, одни правила и т.д.
Далеко не у всех «коллективных ясель» есть такое подразделение как «домашние ясли». Если такое подразделение имеется, то родителям при записи ребенка оно будет предложено наряду с теми коллективными яслями, которые имеются в данном районе. Дирекция «домашних ясель» обычно прикреплена к каким-то конкретным коллективным яслям, хотя все они в некотором смысле взаимосвязаны. Интересный момент, что «домашние ясли» приравниваются к коллективным и в плане
цены. В итоге, получается довольно забавно: вы платите, как за коллективные ясли, а «услуги» ваш ребенок получает, как у Assistantes maternelles agrées.
В чем еще характерные особенности «домашних ясель»? Во-первых, игрушки, постельное белье, посуду и т.д. предоставляют собственно ясли (государство); напомню, что в случае с аssistantes maternelles agrées обычно это все (или частично) должны предоставить родители. То, что родители по-прежнему предоставляют, это - подгузники, мыло, крема, сменную одежду. Во-вторых, еду няня в «домашних яслях» готовит сама, и никакие «приносные» продукты от родителей не позволяются. В этом смысле, ее работа сложнее, чем у воспитателей в коллективных яслях - там за обеды все же отвечают другие люди. Интересно, что даже сухое молоко для малышей покупается за счет ясель - родители только говорят марку. В-третьих, к такой няне периодически заявляется дирекция с проверкой. Естественно, без предупреждения. Впрочем, это скорее хорошо - они действительно делают свою работу и «отвечают» за своих сотрудников.
Часы работы няни в «домашних яслях» гораздо более жестко фиксированы. То есть, обычно можно договориться привести ребенка раньше или забрать позже, но иногда для этого нужно накатать официальную бумагу директору, и за дополнительные часы будет дополнительная оплата, что, впрочем, совершенно логично. Нелогично (для меня) то, что привести ребенка позже прописанного в контракте времени, или забрать сильно раньше - это тоже «не комильфо». Казалось бы, какая разница? Няня в любом случае получает деньги за все те часы, которые прописаны в контракте. Напротив, так ей, вроде как, лучше - вместо того, чтобы возиться с ребенком, у нее есть лишний час отдыха. Однако, мы получали выговор (от дирекции) за то, что слишком поздно приводили ребенка (это в случае, когда дирекция заявлялась с утра пораньше к няне, а ребенка вдруг там нет).
Еще один большущий плюс «домашних ясель» и их связи с коллективными яслями в том, что дети, содержащиеся в «домашних яслях» иногда имеют право участвовать в жизни коллективных ясель. Например, они могут посещать праздники и спектакли, устраиваемые в коллективных яслях. Кроме того, примерно раз в неделю, няня водит всех детей, независимо от возрастов, на час-полтора в ближайшие коллективные ясли (это не обязательно те, где находится ее дирекция!) - таким образом у малышей есть возможность взаимодействовать со сверстниками.
Кроме того, начиная с полутора-двух лет, дети, содержащиеся в «домашних яслях», ходят раз в неделю в коллективные ясли на пару часов «самостоятельно», в смысле, без своей няни. За такими детьми приезжает автобус, который собирает детей со всего района и везет их в коллективные ясли. В автобусе человек на 10 детей, кроме водителя, приходится еще двое воспитателей. Автобусы оборудованы детскими креслами. Если такое посещение коллективных ясель назначено на утреннее время, то обратно детей развозят по их няням, и те их встречают на улице. Если же время выезда вечернее, то обычно родители должны забирать детей с автобуса, и только если родители не успевают, детей возвращают обратно к няням. Можно забрать ребенка и непосредственно из коллективных ясель. Я помню, сначала очень переживала за Ори - как она будет одна ездить на автобусе, такая маленькая?! Однако Ори, вопреки моим страхам, больше всего любила тот день, когда она вместе с другими ребятами ездила на «бюсе» в «большие ясли»!
Еще особенностью является замещаемость нянь в «домашних яслях». Если няня болеет, детей обычно удается «распихнуть» по другим «домашним яслям». Если няня уходит в отпуск, а родители не могут взять отпуск в это же время, то ребенка тоже пристраивают какой-нибудь другой няне. Откуда берутся места? Отчасти, это места тех детей, чьи родители как раз-таки в отпуске. О своем отпуске тут нужно сообщать заранее, как раз для таких случаев: чтобы дирекция знала, у какой из нянь есть временно свободное место. Хотя, я помню, наша няня пару раз просила нас официально не сообщать - если мы ненадолго уезжали - потому что не хотела брать чужих детей.
Вообще говоря, детей няня не выбирает - ей их распределяет (уж не знаю по какому алгоритму) дирекция коллективных ясель. Я слышала, например, про то, что дети должны быть обязательно разными по возрасту (хотя, в нашем случае как раз-таки было два ребенка одного возраста). Впрочем, насколько я знаю, няня может в особых случаях и отказаться от ребенка - если совсем что-то не заладилось. Еще до подписания договора, родители с ребенком и с директором приходят к няне домой знакомиться. И только после этого, если их все устраивает, они подписывают договор. В первый раз ребенка приводят (или приносят) к няне на непродолжительное время. При этом, обычно требуется, чтобы родитель все это время тоже присутствовал. Так, во-первых, меньше стресса ребенку - он может «принюхаться» к чужому человеку «под защитой» родителя. Во-вторых, няня видит, как ребенок ведет себя с родителями, может задать какие-то вопросы. В-третьих, родитель видит, как няня ведет себя с ребенком, с другими детьми, тоже может задать свои вопросы. Но уже начиная со второго раза ребенка обычно оставляют с няней на все время.
В общем, подытоживая, «домашние ясли» удивительным образом сочетают в себе преимущества одновременно независимых аssistantes maternelles agrées (индивидуальный подход - всего 3 ребенка, спокойная домашняя обстановка, гибкость графика) и коллективных ясель (низкая цена, контроль деятельности, взаимозаменяемость персонала, коллективные мероприятия), и сводят к минимуму недостатки. Мне кажется, это самый оптимальный вариант «дошкольного учреждения» для ребенка до 3-х лет!